Предметная неделя по русскому языку и чтению в начальных классах

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

  • привить любовь к русскому языку, пробудить интерес к нему как учебному предмету;
  • повысить общую языковую культуру;
  • углубить и расширить знания, получаемые на уроках.

План:

  • День первый. Открытие недели. Знакомство с календарем недели.
  • День второй. Диктант.
  • День третий. Конкурс для знатоков русского языка.
  • День четвертый. Конкурс чтецов стихотворений о зиме (по три человека от класса)
  • День пятый. Закрытие недели. Подведение итогов. Награждение победителей.

Домашнее задание:

  • Для класса. Нарисовать портрет литературного героя.
  • Для каждого ученика. Написать стихотворение или сочинение о зиме.

Открытие недели. Знакомство с календарем недели

Ведущий. Вы любите волшебство и превращения? Если любите, то приглашаем вас на необыкновенную неделю русского языка и чтения.
Приглашаем в гости к нам Королеву Грамматику.

I  ученик.  

Грамматика, грамматика –
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Пусть трудна, но без нее
Плохо было бы житье.

II ученик. 

Люблю тебя, грамматика,
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я.

III ученик.

Надо дружить с грамматикой,
Учить правила, и, если не лениться,
Можно всему-всему научиться.

Королева Грамматика. Ребята, освоить родной язык – трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Наша неделя поможет вам в достижении того чудесного и таинственного, что прячется за словами «русский язык». Русский язык – необыкновенный язык и мы в этом убедимся.
– Как будет проходить наша неделя? (Ведущий объясняет план работы)

I ученик.

И пусть сильней кипит борьба,
Острей соревнование,
Успех решает не судьба,
А только наши знания.

Все.

И соревнуясь вместе с вами,
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит острей,
Наша дружба крепнет с ней!

Проведение диктантов

1 класс

Брат рисует

Наш шалаш был на краю леса. Брат Юра принес кисти и краски. Он рисовал пушистую елку. Рядом кружил пес Рыжик. Слова для справок: принес, рисовал.

2 класс

О кошках

Дикие кошки живут в норах. Дома у каждой кошки есть любимое место. Наша Сонька часто спит на ковре у стола. Любит она спать и на стопке белья или листах бумаги. Вот какая шалунья! Анна прибила к стене толстую доску. Там Сонька точила свои коготки. Слова для справок: прибила, точила.

3 класс

Весеннее утро

Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.
Засветило солнце и съело утренний лед. По долине побежал весёлый, говорливый ручеёк. Вдруг под корнями берёзки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ёжик. Ёж осенью нашёл это укромное местечко. Он ещё не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа.

4 класс

Родной Санкт-Петербург

Мы живем в Санкт-Петербурге. Санкт-Петербург – один из самых красивых городов мира. Он стоит на реке Неве. Над Невой повисли большие мосты. По гладкой поверхности воды скользят лодки, катера.
В центре площади на берегу Невы стоит памятник основателю города – Петру I. Улицы в Санкт-Петербурге прямые и широкие. Всюду аллеи из тополей, лип и других деревьев. Длинные ветви белоствольных берез и плакучих ив свисают над прудами и каналами.
За городом видны большие подъемные краны. Идет большая стройка.
Мы любим наш чудесный город.

Конкурс знатоков русского языка

Задания оцениваются по 10 баллов за каждое. В итоге – лучший результат 50 баллов.

1 класс

1. Вставь буквы, чтобы получились 3 слова:

Л – П А _____________________________________________________________________
Л – – – А______________________________________________________________________

2. Придумай и запиши слова со слогами ТА – ______________________________________
_____________________________________________________________________________
ТЕ – _________________________________________________________________________

Назови и запиши имена детей, в которых есть слоги ТО, ТА, НЯ, МА, РА, СЯ.

3. Составьте слова из слогов: ЛУ, ЗУ, КУК, КУ, БУ, РЫ, БУК, ЛА, СЫ, БЫ, НА, ЖА, ВА.
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________

4. На волшебной елочке висят вместо игрушек слоги, из которых можно составить слова.

5. Расшифруй подписи.

2 класс

1. Подчеркни твёрдые согласные в скороговорке:

Летели лебеди с лебедятами.

2. Расшифруй слова, найди «лишнее» слово:

жиыл,
ански,
кьионк,
нолс.

3. На каком языке написаны эти слова? Попробуй их прочитать.

с  о  л
м  в  е
е  с  п
к  я  о
а  к  м
л  о  о
к  м  ж
а  д  е
в  е  т 

4. Замени черточки буквами.

И – – –     – И – –     – – И –     – – – И
Г – – –      – Г – –     – – Г –      – – – Г
Р – – –      – Р – –     – – Р –      – – – Р
А – – –     – А – –    – – А –      – – – А

5. Грамматическая арифметика

Череп – П + муха = ?
Черный – ый + О + слива – А = ?
С + дом для отдыха = ?
Кабан – ан + лук = ?
Кар + то + фельдшер – дшер = ?

3 класс

1. Исправь ошибки, вставь буквы.

Пальто, питух, п_нал, выганять, вязанка, диревня, арфограмма, к_рова, агурец, м_няться, мефический, итаж, ст_лица, пч_ла, навичок, овечий, г_ворить, ребята, к_рандаш, поднибесный.

2. Выдели прилагательные в пословицах.

  • Маленькое дело лучше большого безделья.
  • Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
  • Старый друг лучше новых двух.
  • Черная земля белых рук не любит.
  • Не нужна соловью золотая клетка, а нужна зеленая ветка.
  • У мудрого человека длинные уши и короткий язык.

3. Разбери по членам предложения и выпиши словосочетание с вопросом.

Кругом лежит пушистый снег.

4. Разбери по составу слова: приморский, подосиновик, задумка, находка.

5. Найди спрятавшиеся слова с непроверяемым написанием

     

 О 

     

 О 

     

 

О

 

О

 

 

О

 

О

 

 

О

 

О

 

4 класс

1. Раскрыть скобки.

Язык (до) Киева (до) ведет.
Хорошее слово (до) сердца (до) йдет.

2. Заменить фразеологизмы одним словом.

– Рукой подать.
– Через час по чайной ложке.
– Морочить голову.
– Во весь дух.
– Работать, засучив рукава.
– Прикусить язык.
– Ни пуха, ни пера.
– Сломя голову.

3. Составить сложные слова.

  • паровой, ходить
  • звезды, летчик
  • любить, радио,
  • колоть, лед
  • пешком, ходить
  • сосать, пыль
  • падать, листья
  • рубить, лес
  • ловить, рыба
  • тушить, огонь

4. Составить предложение из слов.

  • чемодан, с, мальчик, во, нашел, конфеты, маленький, двор, и, гулял.
  • дедушка, молоток, цветной, старый, помощь, телевизор, с, ремонтировал, и, отвертка.
  • дочь, день, сварила, из, целый, мама, чернослив, рожденье, кастрюля, на, компот.

5. Викторина по пословицам.

1) Каким является окончание известной пословицы «Не плюй в колодец…»

А) сам туда попадешь,
Б) там раки зимуют,
В) пригодится воды напиться,
Г) с высокой колокольни.

2) Что бережет копейка в известной пословице?

А) фунт стерлингов,
Б) фунт изюма,
В) рубль,
Г) береженого.

3) Как правильно завершить пословицу «В тихом омуте…»

А) конь не валялся,
Б) черти водятся,
В) бьют – беги,
Г) клин клином вышибают.

4) Назовите главного героя пословицы «Сколько … не корми, а он все в лес смотрит»:

А) волк,
Б) шакал,
В) кенгуру,
Г) Винни-Пух.

5) Кто кого видит издалека в известной пословице?

А) ишак ишака,
Б) горняк горняка,
В) рыбак рыбака,
Г) дурак дурака.

6) Закончите пословицу «Сам кашу заварил, сам и …»

А) лаптем щи хлебай,
Б) гуляй смело,
В) расхлебывай,
Г) семь раз отмерь.

7) Как вы считаете, каким наиболее верным применительно к России будет окончание пословицы «С миру по нитке…»:

А) коту под хвост,
Б) мертвому ослу уши,
В) да зуб неймет,
Г) голому рубашка.

8) Какая пословица является верной:

А) Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Б) Не имей сто рублей, а имей сто долларов.
В) Не имей сто рублей, а имей хату с краю.
Г) Не имей сто рублей, а все равно отберут.

9) Как вы считаете, «Чем дальше в лес, …»

А) тем дальше будешь,
Б) тем больше дров,
В) тем кобыле легче,
Г) тем карман шире.

10) Что кормит, а что портит в известной пословице?

А) мысль, дело
Б) труд, лень
В) жизнь, работа.

Конкурс чтецов стихотворений о зиме

Закрытие недели. Подведение итогов

Литература:

  1. С.Н.Подгорная, О.В.Перекатьева Тематические недели в начальной школе.– Москва; ИКЦ «Март»; Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2004.
  2. В.В.Волина Русский язык. – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД. 1997. (Серия «Учимся играя»).
  3. Большой справочник. Начальная школа. – М.: «Олимп», «Издательство Астрель», «Издательство АСТ», 2000.