Урок информатики в 5-м классе по теме "Представление о циклическом алгоритме"

Разделы: Информатика


Цели урока:

  • объяснить значимость и необходимость составления алгоритмов для решения различных задач;
  • рассмотреть новую конструкцию алгоритмов и  научится применять ее при построении графических объектов;
  • сформировать понятия циклического алгоритма;
  • закрепить знания о способах записи алгоритма.

Ожидаемые результаты:

Обучающиеся должны:

  • понимать значимость составления циклического алгоритма для решения некоторых задач;
  • иметь представления о том, какие бывают алгоритмы;
  • знать определение циклического алгоритма;
  • понимать значения исполнителя и среды исполнителя алгоритма;
  • уметь записывать циклические алгоритмы различными способами;
  • знать команду «повторить n раз»;
  • уметь охарактеризовать основные этапы решения задач;
  • уметь применять новую конструкцию алгоритмов при построении графических объектов;
  • уметь пользоваться инструментами и Меню в графическом редакторе Paint;
  • уметь выполнять заданный алгоритм в графическом редакторе Paint;
  • уметь действовать самостоятельно, аккуратно при выполнении работы в графическом редакторе Paint.

Комплекс аппаратного и методического обеспечения

  1. Пакет MS Offish 2000 Windows 2000
  2. Оборудование:  ПК, экран, проектор, локальная сеть.
  3. Презентация Power Point
  4. Учебник: Н.В. Макарова «Информатика 5-6» . П.,2006.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя (Приложение 1, слайды 1-2)

– Любую работу требуется предварительно обдумать, разработать алгоритм ее исполнения. Чем тщательнее продуман алгоритм, тем быстрее и качественнее будет выполнена работа. На этом уроке мы рассмотрим новую конструкцию алгоритмов, научимся применять ее при решении задач и построении графических объектов.

II. Актуализация ранее полученных знаний

1) Проверка домашнего задания

(Приложение 1, слайд 3)

– Что такое алгоритм? (Описание последовательности действий, строгое выполнение которых приводит к задуманному результату)
– Приведите примеры алгоритмов в повседневной жизни.  (Пришивание пуговицы, переход дороги, решение задач по математике и т.д.)

(Приложение 1, слайд 4)

– Кто может быть исполнителем алгоритмов? (Человек, робот, автомат и т.д.)
– Что такое среда исполнителя? (Определенные условия, где может быть выполнен алгоритм).

(Приложение 1, слайд 5)

– Какими способами можно записать алгоритм? (Словесный – описывается словами; табличный – в виде таблиц; графический – в виде блок схем).

2) Решение логических задач

(Приложение 1, слайд 6)

1. Составьте блок-схему для решения   задачи:

Два грача на ветку сели,
Два на поле полетели,
Пять спустились за ручей,
Сколько же всего грачей? (2 + 2 + 5 = 7)

(Приложение 1, слайд 7)

2. Решить задачу:

Аня, Вера и Лиза живут на разных этажах трехэтажного дома. На каком этаже живёт каждая из девочек если известно, что Аня живет не на втором этаже, а Вера не на втором и не на третьем? (Аня – 3, Вера – 2, Лиза – 2.)

(Приложение 1, слайд 8)

3. Какое число должно стоять вместо «?» (Рисунок1)

(4 + 6) : 2 = 5

III. Объяснение нового

– В окружающем нас мире очень многие события и явления повторяются. День сменяет ночь, после ночи вновь наступает день. Из года в год чередуются весна, лето, осень и зима. В песнях повторяются припевы. Человеку тоже очень часто приходится выполнять повторяющиеся действия. Например, ходьба — это повторение движений ног: шаг правой — шаг левой. Чистка картофеля, мытье тарелок, затачивание карандашей предполагают повторение одних и тех же действий. При решении задач иногда приходится повторять некоторые действия.

Задача «Переправа» (Приложение 1, слайды 9-12)

К реке подошли шестьдесят солдат. Им нужно переправиться через реку. Рядом с берегом плавают два мальчика в лодке. Но лодка такая маленькая, что она может поднять только двух мальчиков или одного солдата. Как солдатам переправиться через речку и вернуть лодку мальчикам?
Решение: заполним таблицу (Приложение 2)

Команда Левый берег Правый берег
  Два мальчика, солдат, лодка  
Два мальчика Солдат Два мальчика, лодка
Мальчик Мальчик, солдат, лодка Мальчик
Солдат Мальчик Мальчик, солдат, лодка
Мальчик Два мальчика, лодка Солдат

– Если в алгоритме можно выделить последовательность действий, которая выполняется несколько раз подряд, то такой алгоритм называют циклическим.

Определение. Циклический алгоритм – алгоритм в котором какая-то последовательность команд должна быть выполнена несколько раз.

Конструкция циклического алгоритма

Алг перевозчик
    нач
      Повторить 60 раз 
      нц
        два мальчика
        мальчик
        солдат
        мальчик
      кц
    кон

– В графических изображениях часто можно увидеть одинаковые элементы. Однако нарисовать две абсолютно одинаковые фигуры очень сложно, поэтому в графическом редакторе существует возможность сделать копию повторяющегося фрагмента, а затем вставить ее в рисунок столько раз, сколько потребуется. (Приложение 1, слайд 13)

IV. Закрепление изученного (Приложение 1, слайд 14)

– Выполним задание 2.28  в учебнике на стр.69.

Задание 2.28. План расположения учебных мест в классе План класса, изображенный на рисунке 2.28, состоит из повторяющихся фрагментов. Каждое учебное место состоит из парты и двух стульев. Для выполнения задания надо нарисовать одно рабочее место, скопировать его и разместить на рисунке необходимое количество копий.

V. Домашнее задание: § 2.17,  упр. 58; вопросы стр. 87 вопросы 35-39. (Приложение 1, слайд 15)

VI. Итоги урока

– Что нового узнали?
– Чему научились?

Выставление оценок.