Цели урока:
- объяснить значимость и необходимость составления алгоритмов для решения различных задач;
- рассмотреть новую конструкцию алгоритмов и научится применять ее при построении графических объектов;
- сформировать понятия циклического алгоритма;
- закрепить знания о способах записи алгоритма.
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся должны:
- понимать значимость составления циклического алгоритма для решения некоторых задач;
- иметь представления о том, какие бывают алгоритмы;
- знать определение циклического алгоритма;
- понимать значения исполнителя и среды исполнителя алгоритма;
- уметь записывать циклические алгоритмы различными способами;
- знать команду «повторить n раз»;
- уметь охарактеризовать основные этапы решения задач;
- уметь применять новую конструкцию алгоритмов при построении графических объектов;
- уметь пользоваться инструментами и Меню в графическом редакторе Paint;
- уметь выполнять заданный алгоритм в графическом редакторе Paint;
- уметь действовать самостоятельно, аккуратно при выполнении работы в графическом редакторе Paint.
Комплекс аппаратного и методического обеспечения
- Пакет MS Offish 2000 Windows 2000
- Оборудование: ПК, экран, проектор, локальная сеть.
- Презентация Power Point
- Учебник: Н.В. Макарова «Информатика 5-6» . П.,2006.
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово учителя (Приложение 1, слайды 1-2)
– Любую работу требуется предварительно обдумать, разработать алгоритм ее исполнения. Чем тщательнее продуман алгоритм, тем быстрее и качественнее будет выполнена работа. На этом уроке мы рассмотрим новую конструкцию алгоритмов, научимся применять ее при решении задач и построении графических объектов.
II. Актуализация ранее полученных знаний
1) Проверка домашнего задания
(Приложение 1, слайд 3)
– Что такое алгоритм? (Описание
последовательности действий, строгое выполнение
которых приводит к задуманному результату)
– Приведите примеры алгоритмов в повседневной
жизни. (Пришивание пуговицы, переход дороги,
решение задач по математике и т.д.)
(Приложение 1, слайд 4)
– Кто может быть исполнителем алгоритмов? (Человек,
робот, автомат и т.д.)
– Что такое среда исполнителя? (Определенные
условия, где может быть выполнен алгоритм).
(Приложение 1, слайд 5)
– Какими способами можно записать алгоритм? (Словесный – описывается словами; табличный – в виде таблиц; графический – в виде блок схем).
2) Решение логических задач
(Приложение 1, слайд 6)
1. Составьте блок-схему для решения задачи:
Два грача на ветку сели,
Два на поле полетели,
Пять спустились за ручей,
Сколько же всего грачей? (2 + 2 + 5 = 7)
(Приложение 1, слайд 7)
2. Решить задачу:
Аня, Вера и Лиза живут на разных этажах трехэтажного дома. На каком этаже живёт каждая из девочек если известно, что Аня живет не на втором этаже, а Вера не на втором и не на третьем? (Аня – 3, Вера – 2, Лиза – 2.)
(Приложение 1, слайд 8)
3. Какое число должно стоять вместо «?» (Рисунок1)
(4 + 6) : 2 = 5
III. Объяснение нового
– В окружающем нас мире очень многие события и явления повторяются. День сменяет ночь, после ночи вновь наступает день. Из года в год чередуются весна, лето, осень и зима. В песнях повторяются припевы. Человеку тоже очень часто приходится выполнять повторяющиеся действия. Например, ходьба — это повторение движений ног: шаг правой — шаг левой. Чистка картофеля, мытье тарелок, затачивание карандашей предполагают повторение одних и тех же действий. При решении задач иногда приходится повторять некоторые действия.
Задача «Переправа» (Приложение 1, слайды 9-12)
К реке подошли шестьдесят солдат. Им нужно
переправиться через реку. Рядом с берегом
плавают два мальчика в лодке. Но лодка такая
маленькая, что она может поднять только двух
мальчиков или одного солдата. Как солдатам
переправиться через речку и вернуть лодку
мальчикам?
Решение: заполним таблицу (Приложение
2)
Команда | Левый берег | Правый берег |
Два мальчика, солдат, лодка | ||
Два мальчика | Солдат | Два мальчика, лодка |
Мальчик | Мальчик, солдат, лодка | Мальчик |
Солдат | Мальчик | Мальчик, солдат, лодка |
Мальчик | Два мальчика, лодка | Солдат |
– Если в алгоритме можно выделить последовательность действий, которая выполняется несколько раз подряд, то такой алгоритм называют циклическим.
Определение. Циклический алгоритм – алгоритм в котором какая-то последовательность команд должна быть выполнена несколько раз.
Конструкция циклического алгоритма
Алг перевозчик нач Повторить 60 раз нц два мальчика мальчик солдат мальчик кц кон
– В графических изображениях часто можно увидеть одинаковые элементы. Однако нарисовать две абсолютно одинаковые фигуры очень сложно, поэтому в графическом редакторе существует возможность сделать копию повторяющегося фрагмента, а затем вставить ее в рисунок столько раз, сколько потребуется. (Приложение 1, слайд 13)
IV. Закрепление изученного (Приложение 1, слайд 14)
– Выполним задание 2.28 в учебнике на стр.69.
Задание 2.28. План расположения учебных мест в классе План класса, изображенный на рисунке 2.28, состоит из повторяющихся фрагментов. Каждое учебное место состоит из парты и двух стульев. Для выполнения задания надо нарисовать одно рабочее место, скопировать его и разместить на рисунке необходимое количество копий.
V. Домашнее задание: § 2.17, упр. 58; вопросы стр. 87 вопросы 35-39. (Приложение 1, слайд 15)
VI. Итоги урока
– Что нового узнали?
– Чему научились?
Выставление оценок.