Информационные технологии прочно вошли в наши педагогические будни. Мы используем компьютерные технологии на уроках литературы и МХК, истории и географии, компьютер позволяет знакомить учащихся со сложными химическими реакциями и физическими опытами. Различные программы помогают учителю в организации урока. Мы давно оценили достоинства Microsoft PowerPoint, который позволяет не только проводить запоминающиеся презентации нового материала, но и устраивать оригинальные уроки-викторины, ролевые игры, практикумы и многие другие виды интересных занятий с высоким мотивационным и обучающим потенциалом. Однако безграничные возможности PowerPoint – тема отдельного разговора, задачи же данной статьи – осветить перспективы использования Internet-общения в образовательном процессе.
На каких уроках мы чаще всего используем компьютер? Безусловно, на информатике. Однако вряд ли будет ошибкой утверждать, что перед лицом всемирной паутины все дисциплины равны, и в методическом плане – с точки зрения и стратегии, и тактики преподавания – не имеет принципиального значения, о каком предмете говорить. Между тем преподавателя информатики не могут не интересовать возможности использования компьютера и Internet в других предметных областях. Чтобы доказать это, мы возьмём в качестве примера две такие, казалось бы, далёкие друг от друга области, как информатика и иностранный (итальянский) язык.
Более того, можно предположить, что возможности использования сети Internet практически не зависят от целевой аудитории. Многие из предложенных форм работы будут одинаково интересны и выпускнику, и первокласснику. В последнем случае необходимо лишь заручиться поддержкой родителей и их согласием на участие в «эксперименте». Дабы не быть голословными, я рассмотрю практическое воплощение этого предположения на примере работы школьного сайта информатики и университетского сайта итальянского языка.
Вероятно, основным современным инструментом внеурочного обучения для педагога является собственный сайт и форум. Сайт позволяет предъявлять учащимся самый разнообразный материал – как основной, программный, так и дополнительный. Это очень удобный и действенный способ реализации принципа личностно-ориентированного обучения. Таким образом, мы даём возможность ребятам, отсутствовавшим по какой-либо причине на занятиях, познакомиться с пропущенным материалом. Отстающему ученику предлагаем повторить старое в новой форме для лучшего усвоения пройденного. «Продвинутые» учащиеся могут работать с дополнительным материалом, расширяя область своих знаний по предмету. Посредством форума, интернет-пейджеров, электронной почты мы, педагоги, общаемся с учениками во внеурочное время: отвечаем на вопросы, корректируем, направляем.
На мой взгляд, наибольшим потенциалом для реализации разнообразных учебных задач обладает единство сайта и форума, каким является, например, проект “Casa Italiana” («Итальянский дом»), разработанный совместно мною и преподавателем итальянского языка Астраханского государственного университета Жижиной Л.Н. (http://www.casaitaliana.narod.ru). В чём же специфика использования подобных ресурсов? Рассмотрим на конкретных примерах.
Любой сайт представляет собой сеть «страниц» - по сути, это своеобразная книга в электронном виде, которую мы заполняем по собственному усмотрению, в меру фантазии, целей, наличия времени и прочих личных условий. Материалы «книги» постоянно обновляются и пополняются. Образно говоря, получается «журнал под одной обложкой», на страницах которого то и дело появляются по нашей воле всё новые и новые «статьи».
Сайт начинается с главной, или «домашней» страницы. Её функция, на мой взгляд, прежде всего, мотивационная. Это приглашения, «крючок», на который мы ловим посетителей, приглашая их пройти дальше. Куда? Чтобы выбрать «маршрут», на главной странице имеется навигационная панель. Пункты меню лаконичны и однозначны. Все страницы сайта одинаково доступны с любой страницы. Удобная навигация по сайту – один из основных аспектов успеха проекта.
Из каких страниц будет состоять сайт, решать Вам. Предлагаем для сравнения структуру моего сайта информатики (http://www.marybell.narod.ru) и сайта «Итальянский дом» (http://www.casaitaliana.narod.ru).
Главная страница моего сайта является страницей новостей, содержание её постоянно обновляется. Посетителю (а это чаще всего мои ученики – на них и ориентирован сайт) не приходится плутать по страницам в поисках последних объявлений. Я размещаю на главной странице новости о предстоящих конкурсах и олимпиадах на школьном, городском, региональном уровне, объявления и другую актуальную информацию.
На второй странице сайта появляются, по мере прохождения программы, авторские конспекты уроков, лекции, практические работы, вопросы к тестам и зачётам, а так же детские разработки уроков в помощь учителю. Это одна из самых посещаемых страниц сайта.
Третья страница сайта представляет собой коллекцию рефератов, входящих в базу рефератов школы. Многие из выложенных на сайт рефератов оформлены в виде презентации PowerPoint и представляют собой готовые материалы для выступления в классе.
Сайт окажется полезным тем учащимся, которые планируют сдавать экзамен по информатике. На четвёртой странице представлены демо-варианты ЕГЭ, ГИА для девятиклассников. На этой странице размещается информация по промежуточным аттестациям учащихся по информатике в зимнюю и летнюю сессии в рамках школьной программы.
На пятой странице выложены задания для подготовки к олимпиадам по предмету, в том числе задания популярного в нашем городе конкурса офисмейкеров – конкурса на знание офисных программ (школьный этап).
На странице «Творческая» размещаются работы детей – презентации, графика, анимация и т.д. – победителей конкурсов компьютерного творчества. Это является хорошей мотивацией к изучению предмета.
Кроме того, на сайте имеется страница «Полезное», на которой можно скачать необходимые материалы – программы, коллекции рисунков, шаблоны документов и т.п. Приведены ссылки, которые могут оказаться полезными ученикам – на сайты с возможностью он-лайн тестирования по предмету и т.п.
Сайт написан практически только средствами языка HTML. Структура его и навигация по сайту очень просты. Подобный сайт может быть создан любым учителем, знакомым с основами языка гипертекстовой разметки. Обслуживание сайта так же не занимает много времени. Однако польза от такой работы огромна. Смысл её – продолжение общения с учениками во внеурочное время.
При создании сайта итальянского языка нам показалось целесообразным наличие в структуре сайта разделов, посвящённых основам языка, чтению на итальянском языке и на русском – итальянских авторов, культуре страны изучаемого языка, краеведению на итальянском языке, путешествиям по Италии и фотоальбому с лучшими кадрами из жизни студентов. Наполнением сайта занимается не только преподаватель, но и студенты. Главная страница сайта – зеркало повседневной жизни студентов. Здесь появляются последние новости, объявления о предстоящих мероприятиях, информация о важных изменениях на сайте. Сайт – мощный мотивационный инструмент, поэтому он должен быть интересным, он должен связывать изучение языка с жизнью и показывать учащимся перспективы практического использования языка.
Сайт «Итальянский дом» был нарисован мною в Adobe PhotoShop и разрезан средствами программы Adobe ImageReady. Создание сайта в графическом редакторе открывает простор для творчества. В данном случае сайт был стилизован под комнату. Получился уютный Internet-уголок для общения на итальянском языке.
Вместе с тем, одного сайта явно не достаточно для адекватного решения методических задач. Сайт ориентирован, прежде всего, на презентацию, представление материала. Это, пусть вдохновенный, мотивирующий, зовущий за собой, но – монолог. Нехватку диалогичности во внеурочной работе с учащимися призван восполнить форум как одна из наиболее интерактивных форм Internet-обучения в системе классического школьного образования.
Форум предполагает различные варианты работы – от вопросов и ответов по непонятным темам программы до обучающих игр и он-лайн конкурсов. Студенты выкладывают на форум выполненные домашние задания, что позволяет организовывать открытые обсуждения работ и сделать прозрачной систему оценивания. Студенты могут выполнять дополнительные задания, представленные как на самом форуме, так и на сайте, зарабатывать дополнительные оценки. На форуме сайта «Итальянский дом» студенты общаются на изучаемом языке, организуют беседы по учебным темам и не только, тем самым получая языковую практику. Участие в беседах на форуме оценивается и корректируется преподавателем.
Педагог и учащиеся могут общаться не только в будни, но и в праздники, на выходных, во время каникул. При этом их общение становится творческим, продуктивным. Учитель и ученики выходят на другой уровень общения и становятся партнёрами, что позволяет сделать учёбу не просто формальностью, а насущной необходимостью. Теоретические знания, полученные на уроке, проверяются практикой. Internet-общение во внеурочное время позволяет интенсифицировать и сделать, по сути, непрерывным процесс обучения.