Каждый ученик к 7-му классу уже имеет определённый багаж знаний о животных. В преподавании биологии было бы целесообразно использовать этот багаж, дополнив и систематизировав его содержимое. Такой подход сделал бы процесс обучения наиболее продуктивным. Технологией, которая позволяет осуществить данные идеи, может послужить технология развития критического мышления (ТРКМ). Параллельно, ТРКМ открывает возможности для индивидуализации обучения, способствует активному приобретению знаний, развитию познавательного интереса учащихся, несёт элементы творческого, исследовательского подхода, открывает путь для самообразования, способствует формированию самостоятельности и творческой активности. [2]
Отдельные приёмы технологии РКМ, а также целые уроки, разработанные в рамках данной технологии, я использую в преподавании различных тем курса биологии животных. Разработку такого урока мне хотелось бы продемонстрировать на примере темы «Класс Млекопитающие. Общая характеристика». [1]
Урок построен согласно базовой модели трёх стадий: «вызов – реализация смысла – рефлексия», которая позволяет учащимся самим определять цели обучения, осуществлять продуктивную работу с информацией и размышлять о том, что они узнали. [2]
На первой стадии вызова учащимся предлагается игра «Верю, не верю», целью которой является пробуждение интереса к изучаемому вопросу, вызов уже имеющихся знаний по данному вопросу.
На стадии осмысления учащиеся работают непосредственно с информацией (текстом). На этой стадии используется приём «инсерт», что переводится как самоактивизирующая разметка в системе для эффективного чтения и размышления. Во время чтения текста учащимся предлагается делать необходимые пометки на полях, а после чтения заполнить таблицу, в которую кратко заносятся сведения из текста.
Стадия рефлексии предполагает анализ, творческое переосмысление информации, размышление. В процессе «мозгового штурма» учащиеся обсуждают записи, сделанные в таблице, сопоставляют их с предположениями, полученными на стадии вызова.
Цели урока:
- Выяснить, какие характерные черты позволяют объединить представителей млекопитающих в один класс.
- Сопоставить имеющиеся знания с новой информацией, осмыслить и обобщить изученный материал.
- Развивать навыки работы с текстом.
Технологии РКМ (развития критического мышления). Приёмы: «Верите ли вы», «Инсерт».
Оборудование: cтенд с информацией и иллюстративным материалом, телевизор с компьютером, диск со слайдами о млекопитающих, раздаточный материал (тексты, таблицы, схемы)
ХОД УРОКА
1 этап. Вводный
Звучит музыка (Поль Мориа) <Приложение 1>. На экране появляются слайды с фотографиями различных представителей млекопитающих. <Приложение 2>
Учитель: Итак, рассматривая эти слайды, вы, наверное, поняли, что мы начинаем изучение самого высокоорганизованного класса типа Хордовых – класса Млекопитающие. Представители млекопитающих очень разные. Один вид этого класса мы можем увидеть воочию, посмотрев друг на друга. Вид Человек разумный, к которому принадлежим мы с вами, тоже относится к классу млекопитающих. Но всё же всех этих представителей относят к одному классу. Значит, их что-то объединяет. Сегодня мы познакомимся с общей характеристикой млекопитающих.
2 этап. Стадия вызова
Учитель: Млекопитающие не являются незнакомыми для вас. Что-то об этих животных вы уже знаете. Поэтому я предлагаю вам поиграть в игру «Верю, не верю». Откройте тетради и поставьте 10 номеров в столбик. Если вы считаете правильным утверждение, то поставьте +, если нет, то – .
Звучит тест. <Приложение 3>.
Учитель: К тесту мы ещё вернёмся. А сейчас следующий этап нашей работы.
3 этап. Стадия осмысления
Работа с текстом. <Приложение 4>.
Учитель: Внимательно прочитайте текст и карандашом поставьте знаки на полях:
- « – информация, о которой вы уже знали;
- «+» – информация, новая для вас;
- «–» – информация, о которой вы думали раньше иначе;
- «?» – если по поводу данной информации есть вопросы;
Знаки написаны на доске.
4 этап. Стадия осмысления
Учитель: Итак, вы прочитали общую характеристику млекопитающих и оценили её для себя. Теперь вы получаете карты с краткими характеристиками и схемами. <Рисунок 1>. Рассмотрите схемы и вернитесь к нашему тексту. Поставьте карандашом на полях цифры тех характеристик, которые соответствуют информации в тексте.
5 этап. Заполнение таблицы
Учитель: К этому этапу вы уже не только познакомились с информацией, но критически её оценили и знаете, как сформулировать кратко характеристики млекопитающих. Их нужно будет записать в таблицу <Приложение 5>, но в тех графах, которые соответствуют вашему восприятию данной информации.
1 графа – те характеристики, о которых вы уже
знали
2 графа – характеристики, новые для вас
3 графа – те характеристики, о которых вы думали
иначе
4 графа – вопросы, которые у вас возникли.
6 этап. Стадия рефлексии
Учитель: Итак, вы справились с заданием и теперь давайте обобщим полученную информацию:
– Что же было уже известно вам в данной
характеристике?
– Что было новым для вас?
– О чём вы думали иначе?
– Какие у вас остались вопросы?
По мере обсуждения учитель записывает номера характеристик на доске в соответствующие графы таблицы.
7 этап. Анализ таблицы
Учитель: Вы видите, что одну и ту же информацию вы воспринимаете по-разному. Одни и те же характеристики были для кого-то новыми, другие о них уже знали, третьи думали о них совсем по-другому. Каждый смог обобщить имеющиеся знания, дополнить их новыми, исправить ложные мнения и придти к общему решению.
8 этап. Итог
Учитель: Вернёмся к нашей игре «Верю, не верю». Давайте ещё раз проверим свои знания, но уже после изучения темы урока.
Звучит тест. <Приложение 3>.
– Сравните ваши ответы в начале и в конце урока. Все ответы должны быть с «+». Попробуйте оценить, насколько вы разобрались в вопросах общей характеристики млекопитающих. Какие у вас возникли вопросы? Что нужно ещё повторить?
Домашнее задание
- п. 31.[3]
- Ответить на вопрос: Какие черты млекопитающих позволили им широко расселиться по Земле?
Список литературы:
- Электронное сопровождение к пособию «Технология КМ» С.И. Заир-Бек и И.В. Муштавинская.
- И.В. Муштавинская, Е.В. Иваньшина «Уроки естествознания»; Санкт-Петербург 2003.
- В.В. Латюшин, В.А. Шапкин «Биология. Животные. 7 класс»; Москва, Дрофа 2007.
- А.Майсурян «Энциклопедия для детей. Том 2. Биология»; Москва, «Аванта+» 1996.