Слово автора к читателю
Начало обучения в школе – это очень напряженный период, так как школа с первых дней ставит перед учениками целый ряд задач, решение которых требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Для того, чтобы адаптация ребенка проходила успешнее, большинство школ открывают подготовительные группы, где дети учатся общаться друг с другом, с учителем, знакомятся со школой.
В связи с открытием в нашем учреждении подготовительной школы «Малышок», сложилась ситуация, при которой родители, приводя своего ребенка в школу, пассивно ожидали окончания занятий, находясь в коридорах. Переход на нормативное подушевое финансирование образовательных учреждений в рамках приоритетного национального проекта «Образование», комплексного проекта модернизации образования поднял и без того возросший уровень конкуренции по набору детей в первые классы. Тогда и возникла идея по созданию родительского лектория «Правильный выбор – основа успеха». Понимая, что заинтересованность родителей в обучении ребенка, именно в нашем учреждении, не может появиться из ничего, мы решили создать условия для знакомства с особенностями работы нашего учебного заведения.
Посещая родительский лекторий, родители стали
знакомиться с новыми современными технологиями,
которые применяются на уроках в нашей школе:
просмотр видеофильмов на DVD, работа в сети
Интернет, использование мультимедийных
проекторов, интерактивных досок, ноутбуков и т.д.
Они не только прослушивали лекции, но и
становились участниками выставок работ
учащихся; просматривали выступления детей,
обучающихся в школе искусств, которая работает
на базе нашего учреждения. Посещение уроков в 4
классе, где работает их будущий учитель, дал
возможность оценить профессионализм учителя,
его умение сотрудничать с детьми. Увидев
возможности учреждения, родители сознательно
смогли сделать свой выбор школы, стать активными
участниками образовательного процесса,
незаменимыми помощниками учителя по развитию
своего ребенка.
В разработке содержания программы принимали
участие учителя начальных классов, психолог,
логопед, медицинский работник, педагог-организатор,
библиотекарь, заместители директора учреждения.
Данная программа прошла успешную апробацию в ТСОШ № 6 в течение 2-х лет. Результатом деятельности родительского лектория «Правильный выбор – основа успеха» стало то, что в 2008-2009 учебном году подготовительную школу «Малышок» посещает 54 ребенка (сравните: в предыдущем году их было всего 20 человек).
Пояснительная записка
При переходе школы в качественно новое состояние активными субъектами образовательной политики наряду с педагогами, общественностью и государством должны стать родители, семья ребенка.
При этом образование только тогда становится открытым, когда все участники образовательного процесса: обучающийся, педагог, родитель - несут равную ответственность за конечный результат. Заинтересованность родителей в обучении ребенка, а тем более деятельностью учреждения не может появиться, если они не станут непосредственными участниками учебно-воспитательного процесса.
Программа родительского лектория «Правильный выбор – основа успеха» разработана с целью создания условий для выбора родителями образовательного учреждения, отвечающего запросам и способностям будущих первоклассников.
Программа разработана с учетом возможностей учреждения и максимального рекламирования успехов, достижений и особенностей школы.
Курс рассчитан на 26 учебных дней. Занятия с родителями проводятся одновременно с занятиями подготовительной школы «Малышок», один раз в неделю.
В программе предложено годовое распределение часов, что дает возможность образовательному учреждению перераспределять последовательность проведения лекций, вносить свои нормативно-правовые документы, а также работу со специалистами, работающими в данной школе.
Для образовательных учреждений, где работают дошкольные группы кратковременного пребывания более одного раза в неделю, возможно, определить 1 день с меньшей продолжительностью времени на занятия, чтобы родители, в течение астрономического часа, ожидая своих детей, могли знакомиться ближе с деятельностью учреждения.
Программа родительского лектория ориентирована на проведение занятий в субботу (выходной день), продолжительностью от 60 до 90 минут с возможным перерывом. При наличии большого количества родителей возможно деление их на группы.
Особенности программы родительского лектория
Для полноценной работы курса важно провести организационную и разъяснительную работу. Можно направить приглашения родителям домой; в организации, расположенные в микрорайоне школы, разместить объявления на сайте учреждения, подготовить презентацию с материалами и показать на общешкольном родительском собрании. Первое занятие родительского лектория проводит директор школы. Он раздаёт каждому родителю программу лектория и объясняет её цели и задачи.
Лекции должны сопровождаться презентациями, экскурсиями по школе, видеофильмами, выставками и т. д. для того, чтобы не только вызвать интерес к посещению лектория, но и чтобы родители выбрали именно Вашу школу для своего ребенка.
Тематика родительского лектория «Правильный выбор – основа успеха»
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Ответственный |
1 | Общее представление о работе Учреждения | 1 | Директор |
2 | Организация учебной работы в школе | 1 | Зам. дир. по УМР |
3 | Организация воспитательной работы в школе | 1 | Зам. дир по ВМР |
4 | Возрастные особенности детей 6-7 летнего возраста | 3 | Психолог |
5 | Речевая готовность детей к школьному обучению | 2 | Логопед |
6 | Особенности физического развития детей 6-7 летнего возраста | 2 | Медработник |
7 | Роль информационного центра в образовательном процессе | 2 | Библиотекарь |
8 | Основы безопасности жизнедеятельности детей | 2 | Рук. ОБЖ |
9 | Получение дополнительного образования в ДШИ | 1 | Работник ДШИ |
10 | Укрепление и формирование здоровья детей путем вовлечения их в спортивные секции | 1 | Преподаватель ДЮСШ |
11 | Саморазвитие личности путем вовлечения детей в работу детской организации | 1 | Педагог- организатор |
12 | Социально- педагогическая работа. Права детей. | 1 | Социальный педагог |
13 | Информатика - важный предмет в развитии ребенка | 1 | Учитель информатики |
14 | Особенности овладения иностранными языками в раннем возрасте | 1 | Учитель иностранного языка |
15 | Предпрофильная подготовка учащихся | 2 | Преподаватель спец. Курса «Мой выбор» |
16 | Роль школьных творческих мастерских в развитии индивидуальных творческих способностей учащихся | 2 | Руководитель творческих мастерских |
17 | Посещение уроков родителями у учителей начальных классов | 2 | Учителя начальных классов |
Содержание программы
Тема 1. Общее представление о работе Учреждения
Общий режим работы школы.
Знакомство с нормативной базой:
Закон об образовании, Семейный Кодекс,
Типовое положение об общеобразовательном
учреждении, Положение о Совете Школы, Устав
Учреждения, Кодекс Чести Учреждения, Положение о
Школьной Конференции.
Тема 2. Организация учебной работы в школе
Экскурсия по школе.
Базисный учебный план.
Характеристика кадрового состава.
Тема 3 . Организация воспитательной работы в школе
Традиции школы.
Нормативная база. Положение о социальном
сотрудничестве школы и учреждений
дополнительного образования, Положение о
творческих мастерских, Положение о Суде Чести
Учреждения, Положение о конкурсах «Лучший класс
года. Лучший ученик года», Положение о КТД,
Положение о дежурстве по школе, Положение о
дежурном классе, Положение о Программе
саморазвития ученика «Мой выбор».
Кружковая работа в школе.
Организация каникулярного отдыха детей.
Организация и проведение творческого экзамена,
его цели и задачи.
Выставка творческих работ учащихся.
Встреча с президентом Совета Школы.
Тема 4. Возрастные особенности детей 6-7 летнего возраста
Анкетирование родителей «Знаете ли вы своего
ребенка?».
Рекомендации по подготовке ребенка к школе.
Социально- физиологические особенности данного
возраста.
Тема 5. Речевая готовность детей к школьному обучению
Индивидуальные советы родителям.
Виды речевых нарушений.
Анкетирование «Речевое развитие вашего
ребенка».
Тема 6. Особенности физического развития детей 6-7 летнего возраста
Индивидуальные советы родителям детей с
хроническими заболеваниями.
Медицинское обследование ребенка перед
поступлением в школу.
Режим дня и его влияние на успешность школьной
жизни.
Закаливание.
О пользе полноценного горячего питания для
школьников.
Необходимость смены учебной деятельности
ребенка дома, создание условий для двигательной
активности ребенка между выполнением уроков.
Гигиена труда школьников во время выполнения
домашних заданий.
Тема 7. Роль информационного центра в образовательном процессе учебного заведения
Библиотечный фонд школы и его использование.
Образовательные линии.
Поступление новинок в школьную библиотеку.
Книжные выставки и книжные недели в школе.
Работа в сети Интернет.
Сайт учреждения.
Тема 8. Основа безопасности жизнедеятельности детей
Работа поста № 1. Пропускная система в школе.
Организация обеспечения противопожарной
безопасности в школе.
Организация работы по сохранности здоровья и
обеспечение безопасности жизнедеятельности
учащихся в школе, дома, на дорогах.
Составление маршрутных листов. Безопасность на
водоемах.
Просмотр фильмов об охране жизни и здоровья
детей.
Тема 9. Получение дополнительного образования в ДШИ, работающей на базе школы
О возможности получения дополнительного
образования на отделениях школы искусств:
Народное творчество;
Спортивные бальные танцы;
Общая хореография;
Обучение на фортепьяно;
Обучение игре на баяне;
Изобразительное искусство;
Декоративно- прикладное творчество.
Выступление детей.
Тема10. Укрепление и формирование здоровья детей путем вовлечения их в спортивные секции
О необходимости занятий с целью укрепления
здоровья в секциях: волейбол, баскетбол, хоккей,
футбол; борьба; аэробика;
Посещение выставки спортивных достижений.
Тема11. Саморазвитие личности. Вовлечение детей в работу детской организации
Работа ДПО «Надежда».
Работа органов детского самоуправления.
О важности послеурочной занятости детей.
Круглый стол с членами ДПО.
Тема 12. Социально- педагогическая работа
Права детей.
Нормативная база:
Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс РФ,
Федеральный закон «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних».
Защита прав детей, находящихся в трудных
жизненных условиях.
Оказание помощи малообеспеченным и многодетным
семьям.
Если нарушены твои права, ты можешь позвонить.
Тема 13. Информатика как важный предмет в развитии ребенка
Необходимость введения в школьный курс
предмета информатики в раннем возрасте в связи с
развитием научно-технического прогресса и
выбором профессий.
Охрана здоровья ребенка во время работы на
компьютере.
Экскурсия в кабинет информатики.
Презентация раннего обучения информатики.
Тема 14. Особенности овладения иностранными языками в раннем возрасте
Необходимость овладения иностранными языками
в современных условиях, для дальнейшего выбора
профессий и развития культуры общения.
Советы и рекомендации родителями по оказанию
помощи детям в овладении иностранными языками.
Тема 15, 16. Предпрофильная подготовка учащихся
Курс «Мой выбор», его содержание, цели и задачи.
Работа школы по созданию условий для
профилизации учащихся.
Просмотр презентации элективных курсов.
Тема 17, 18. Роль школьных творческих мастерских в развитии индивидуальных способностей учащихся
Принципы работы творческих мастерских.
Необходимость развития индивидуальных
творческих способностей учащихся в области
технологии.
Техническое оснащение мастерских. Экскурсия.
Виды деятельности. Результаты работы и
достижения. Выставка работ учащихся.
Тема 19. Посещение уроков родителями у учителей начальных классов «День открытых уроков»