Я работаю учителем в школе 18 лет. Все это время я – классный руководитель. Я выпустила два девятых и три одиннадцатых класса. У меня были самые лучшие ребята! Сейчас веду классное руководство в 7 классе. И мне опять повезло с детьми!
В своей работе вопросам формирования у детей нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции, нравственного поведения – стараюсь уделять больше внимания. Не каждый из нас сможет стать ученым, видным политическим или иным деятелем, но абсолютно каждый может – и, главное, должен – стать настоящим человеком.
Думается, мы все должны помнить слова Эммануила Канта – "нет ничего выше звёздного неба над нами и нравственного закона внутри нас".
Мы с ребятами много говорили обо всем этом на классных часах и в неформальных беседах. Не один час-уют был посвящен вечным вопросам “кем быть?”, “каким быть?”, “как и что изменить в себе?”… Мы читали вместе книги, ходили в кино, ездили на экскурсии, готовили и проводили вечера и дискотеки, тренировались и побеждали в смотрах строя и песни. Я предлагаю два сценария классных часов в одиннадцатых классах. Это то, к чему мы с ребятами пришли. Это наши итоги. Наши мысли вслух. Наши мечты. Мы использовали также и материалы, представленные на разных сайтах других школ, переработали их, дополнили своими сочинениями и теперь хотим поделиться со всеми. Оба праздника готовились нами сообща. И оба – оставили в душе ощущение абсолютного счастья.
Соболева Г.В., классный руководитель с 18-летним стажем
Последний звонок. 2005 г. Классный час “Визитная карточка Юности”
Ученик 1. Ребята, неужели он уже наступил – наш последний школьный день!
Ученик 2. В последний раз мы сидим сегодня за этими школьными партами!
Ученик 3. Школьные годы позади! А впереди – прекрасное, загадочное взрослое будущее!
Ученик 4. Посмотрите, тема классного часа уже на доске – “Визитная карточка Юности”
Ученик 5. Надо подумать, что мы можем сказать по этой теме!
Ученик 6. Да, скоро экзамены, а потом разлетимся кто куда…
Ученик 7. А вспоминать друг друга будем?
Ученик 8. Как не вспомнить, столько лет вместе!
Ученик 9. А мне немного грустно! Ведь уходит наше детство!
Ученик 7. Это почему же?
Ученик 9. Вспомни, как это было: огромная комната – в детстве всегда все кажется огромным – высоченные потолки, высоченные окна, растворенные настежь, из них столбами бьют солнечные лучи. Особенно густо течет солнце над самым полом, тут лучи становятся вязкими, тягучими, их можно зачерпывать горстью, макать в них палец. Но вот среди этих лучей появляется кошка. Она идет по полу, как по луже, ступая медленно и встряхивая поднятыми лапами…
Это – первое, что я помню. Начало жизни, начало детства: солнце, солнце, солнце – и кошка, которая крадется в его лучах… Солнце и кошка. – А теперь все не так…
Ученик 4. Да, детство.… Но оно не прошло, не окончилось, не стало воспоминанием – нет. Оно словно начальные кольца на срезе, самая сердцевина ствола. Где, за навитой годами толщей дремлет нежное деревце, тонкий упругий прутик. Ветви, крона, ствол – все вырастает из него. Оно в каждом из нас, наше детство. Пока мы живы, оно живет в нас – наше детство.… И, может быть, лишь до тех пор мы и живы, пока оно с нами…
Да, повесть о детстве подходит к развязке,
Дописаны главы, досмотрены сны.
Уже не надеясь на чьи-то подсказки,
Мы сами решать все задачи должны.
Ученик 9. А вообразите себе страну Юности.
Удивительная это страна – она наполнена особенностями, чудесами и странностями. Границы ее необыкновенно извилистые и нечеткие.
Ученик 10. Нередко ее жители сами не знают, когда и где переступили ее границы. Но нет ни одного жителя, который бы добровольно покинул эту страну.
Ученик 11. Климат этой страны очень капризный и прихотливый, то тропически знойный и вдруг без перехода – ледяной холод. Имеется бурно расцветающая весна и листопадная осень, но они не всегда сменяются последовательно, иногда в лето врывается зима, а в весну – осень.
Ученик 12. Жителям этой страны свойственны крайности – некоторым со стороны кажется, что в них больше недостатков, чем достоинств; что им не хватает знаний и жизненного опыта. Они стремятся к идеалу и больше думают о будущем, чем живут в настоящем.
Ученик 13. Они сумбурные и общительные, противоречивые и бескомпромиссные, романтичные и прагматичные, влюбчивые и прямолинейные, преданные и демонстративные.
Ученик 1. Они максималисты, но порою теряют чувство реальности. Страна Юности – это страна Джульетт и д’Артаньянов.
Ученик 14. О себе здесь говорят так:
– В нас столько всего натолкано, – О нас такое понаписано! – В нас столько всякого наносного, – В нас столько всякого ненужного, – В нас столько всякого наружного, – В нас столько всякого нарочного, – В нас столько всякого хорошего… |
– А люди ходят и не верят нам… Они большие и сухие, Они гуляют, как по берегу, Вокруг бушующей стихии. – В нас все неведомо и утренне, И все уносит и приносит… Весной бывают реки мутными, Чтоб стать прозрачными под осень. |
Ученик 15. А мне хочется поднять руки и взлететь! Высоко! Высоко! Обнять взглядом свой любимый город, пролететь над улицами, которые для тебя очень дороги! Взмахнуть руками – крыльями и закричать, чтобы все услышали: Спасибо тебе, школа! Здесь было уютно и тепло, здесь было весело и очень интересно, здесь нас встречали с пониманием и терпением! Школа дала мне крылья, чтобы я взлетела!
Ученик 16. А ведь и, правда, мы выходим в большой мир…Враждебен ли мир для человека? Или он несет человеку благо?
– Мир не приносит ни добра, ни зла сам по себе. Он безразличен к человеку. Все происходящее вокруг нас есть лишь отражение наших собственных мыслей, чувств, поступков. Мир – это большое зеркало.
Ученик 17. Давайте посмотрим на себя со стороны, – какие мы, каковы наши мысли, чувства, т.е. как мы отражаемся в этом зеркале мира.
Ученик 18. В чем самая большая цель жизни?
Ученик 19. Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это, прежде всего, счастье людей. Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.
– Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее. Мудрость – это ум, соединенный с добротой.
Ученик 20. В чем самая большая ценность в мире?
Ученик 21. Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем… Жизнь – это творчество и вечное созидание.
Ученик 22. Говорят, человек должен быть интеллигентным – а почему?
Ученик 23. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. Нельзя смешивать интеллигентность и образованность. Интеллигентность – это способность к пониманию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать и тренировать. Интеллигентность – залог личного счастья человека и “ауры доброжелательности” вокруг него.
Ученик 24. Интересно, все-таки, какими мы будем… (рис. 8, рис. 9)
Ученик 25. А я знаю! Мы будем уважающими себя людьми, осознающими свою ценность и ценность другой личности!
Ученик 26. Кто-то почувствует себя гражданином общества, страны, мира!
Ученик 27. Все мы станем образованными людьми, способными делать свободный выбор!
Ученик 28. И настоящими семьянинами – уважительными супругами и понимающими родителями!
Ученик 29. Каждый из нас будет личностью!
Ученик 30. Может быть, у нас есть еще что сказать?
Ученик 31. Давайте лучше споем!
(На мотив "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!)
Звенит звонок уверенно, Настойчиво, размеренно,
Час расставанья близится, Глаза уже в слезах.
Ну, как же быть, нам, милые, Учителя родимые,
Без Вас нет в жизни радости, Куда же мы без Вас?
Учителя! Прощайте! До свиданья! Нам не долго быть осталось в этом здании. Вы знали с нами множество мороки: Экзамены, контрольные, уроки, |
И пролетали птицами года. И ученичества минули сроки, Но благодарность наша – навсегда! |
Ученик 32. Вот и заканчивается последний школьный урок.
Ученик 33. Вот и заканчивается школьный учебный год.
Ученик 34. Вот и заканчивается Школьная пора.
Учитель. А закончить наш классный час позвольте мне. (выступление классного руководителя)
– И завершим мы наш учебный год традиционной торжественной линейкой!
– ВЫПУСКНОЙ 11 "А" КЛАСС! ВЫПУСКНОЙ 11 "Б" КЛАСС! На торжественную линейку, стройся!
– ТОРЖЕСТВЕННАЯ ЛИНЕЙКА, ПОСВЯЩЕННАЯ ПРАЗДНОВАНИЮ ПОСЛЕДНЕГО ЗВОНКА, ОБЪЯВЛЯЕТСЯ ОТКРЫТОЙ!
– Всем встать! – Гимн Башкортостана!
– Слово для оглашения приказа по школе предоставляется ДИРЕКТОРУ ШКОЛЫ!
– Слово для оглашения родительского наказа предоставляется РОДИТЕЛЯМ! (ленточки)
– Слово предоставляется ПЕРВОКЛАССНИКУ- дежурному по клятвам!
– Ответное слово 11-го КЛАССА!
– Советы 10-КЛАССНИКОВ! (кольца дарят, медальки крепят)
– УЧИТЕЛЬСКИЙ наказ! (учителя начальных классов, желающие учителя-прелметники) (шарики)
– К исполнению ГИМНА ШКОЛЫ всем встать!
– Ребята, а как же мы без символа ПОСЛЕДНЕГО ЗВОНКА-первоклассника! Звони, парень! Право подать последний школьный звонок предоставляется выпускницам Салахутдиновой Ляйсан и Гореловой Юлии и ученику первого класса Файзуллину Руслану.
– ТОРЖЕСТВЕННАЯ ЛИНЕЙКА, ПОСВЯЩЕННАЯ ПРАЗДНОВАНИЮ ПОСЛЕДНЕГО ЗВОНКА, ОБЪЯВЛЯЕТСЯ ЗАКРЫТОЙ!
– А теперь – долгожданный и волнующий – ШКОЛЬНЫЙ ВАЛЬС!
– Уважаемые гости нашего праздника! Приглашаем вас на экскурсию по школе и близлежащим территориям, где вы сможете запечатлеть на пленку самые памятные места!
Последний звонок. 2007 г.
Школьный календарь “Хроники 11-летней давности”
Выпускники: Давайте сегодня мы вместе перелистаем наш школьный календарь “Хроники 11-летней давности”!
В календаре у нас не просто даты,
Не просто месяцы и не простые дни –
В календаре те годы, что мы с вами
Учились в нашей школе и росли…
В: Стр. 1 – 1 сентября 1996 и 1997 уч. годов. 1-й кл. (рис. 1)
Впервые в школу мы попали
Такими несмышлеными детьми,
И школа распахнула дверь пред нами,
Теплом согрела, здесь мы дом нашли.
В: Сегодня для нас прозвенит последний звонок. Мы шли к нему 11 долгих лет. А каким был наш первый звонок?
В: Вот МЫ идем в школу… С огромными букетами цветов, бантами и портфелями… МЫ такие радостные! Кто бы мог подумать, что когда-то МЫ ждали звонка на урок с нетерпением! Да, первый урок! Первая учительница!
В:
Вы вывели нас на дорогу знаний,
Отдав нам много силы и труда,
А сколько положили вы стараний,
Чтоб мы учились хорошо всегда!Спасибо вам, что вы нас так любили,
Хотя и строгою бывали к нам подчас,
За то, что вы нас думать научили,
За все, за все, что сделали для нас!
В: От имени всех первых учителей наших выпускников – слово предоставляется Проскуро Г. Д.
В: Стр. 2 – среднее звено 5-9 классы, года 2000 – 2005. (рис. 2)
Но вот с начальной школой распрощались,
И школа средняя ждала нас впереди,
С какими педагогами встречались –
С прекрасными, чудесными людьми.
Поем песню (на мотив “Круто ты попал на ТV):
Мы девчонки и мальчишки В первый класс сюда пришли И поддержку педагогов В стенах школы мы нашли Мы учились, мы трудились И не год, не два, не три И до праздника на сцене Наконец-то доросли |
Поддержите нас сегодня, Покидаем школьный класс, Мы волнуемся немного, Что там ждет за дверью нас! Нас учили, мы учились Были слезы, был и смех Мы надеемся, что в жизни Ждет всех нас большой успех |
Пр: Зазвенит последний звонок... И для нас, и для вас.. Прощайте, школа и класс! Новой взрослой жизни привет Страха нет, страха нет С надеждой делаем ШАГ! |
В: Стр. 3 – старшее звено 10 – 11 классы, года 2005 – 2007. (рис.3)
Как школа средняя нам ручкой помахала,
Настало время что-то выбирать –
Мы снова встретились в 10-м классе с вами
И завертелось все опять!
В: Слово предоставляется новому органу самоуправления нашей школы – Совету выпускников.
В: Мы ознакомим вас с Приказом Совета выпускников.
В связи с выявленными блестящими знаниями по своим учебным предметам, профессиональной компетентностью, высочайшей квалификацией и проявленные в течение периода обучения выпускников 2007 года строгость, доброту, тактичность, понимание и умение находить подход к ученикам Совет выпускников постановил:
§ 1. Присвоить почетное звание МАГИСТР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК с вручением соответствующих удостоверений следующим учителям: Мальцева Л.Г., Гайнетдинова Г.Х., Мамыкина В.Н., Кильдиярова Л.Х., Белова Л.И., Гордеева О.Н., Сковородникова Н.П., Томшина С.А., Минязева Р.З., Давлетбаева Р.Г., Петрова Т.С., Шарипова Л.Г., Мартынова Н.Б., Власова С.Б., Соболева Г.В., Киряев М.А., Ибрагимов А.М., Шарапов В.С.
§ 2. Допустить к приему экзаменов следующих учителей: Мальцева Л.Г., Гайнетдинова Г.Х., Мамыкина В.Н., Кильдиярова Л.Х., Белова Л.И., Гордеева О.Н., Сковородникова Н.П., Томшина С.А., Давлетбаева Р.Г., Петрова Т.С., Мартынова Н.Б., Власова С.Б., Соболева Г.В.
§ 3.Освободить от приема экзаменов следующих учителей: Минязева Р.З., Шарипова Л.Г., Киряев М.А., Ибрагимов А.М., Шарапов В.С.
§ 4. Выразить особую благодарность за труд и заботу о нас следующим школьным работникам! Библиотекарю школы.Кормухина Л.М. Нашему медицинскому работнику. Кинзябаева Л.И. Работникам школьной столовой. Виженкова Р.Г. Техническому персоналу школы под руководством зам.директора по АХЧ. Юсупова Р.Ф. (Все выпускники идут к учителям. Вручаются цветы и удостоверения, звучит музыка).
Все (хором): Спасибо вам, дорогие! Желаем вам всем счастья, здоровья и радости! + стих на баш яз.
В: Стр.4 – учительская (рис. 4)
Доброе слово – не приказ
Скажут учителя для нас.
(С напутствием выступают учителя) Слово предоставляется кл. рук., желающим учителям.
В: Стр. 5 – родительская (рис. 5)
За эти годы много мы узнали,
Здесь повстречали мы друзей своих…
И вместе с нами календарь листали
Родители… Мы приглашаем их.
В: Помните, как недавно это было…Вы привели в школу маленьких мальчиков в чистеньких костюмчиках и крошечных девочек в строгих платьицах с огромными белыми бантами. А сегодня – взгляните и полюбуйтесь на них! (Слово родителям выпускников).
Р: Вам, дети, подарок от родителей! Торт, огромный, как ваш 11-летний стаж учебы в школе. (На столике с колесиками ввозят большой торт). В школьной столовой выпускников ждет горячий чай!
В: Спасибо вам, мамы, папы, бабушки и дедушки!
Всю любовь не выразить словами,
Пожеланий всех не перечесть
Но хотим сказать любимым мамам, папам:
Хорошо, что вы на свете есть!Будьте с нами рядом, дорогие,
Всей душой о вас заботясь и любя
Об одном вас просим, милые, родные,
Быть здоровыми и все ж беречь себя!
В: Стр. 6 – последний звонок (рис. 6)
Под дождем или в зной,
Но в положенный срок,
Каждой новой весной
Есть последний звонок.Сколько в нем обещаний,
Вдаль зовет этот звон,
В нем и горечь прощаний,
И надежд миллион
В: Слово берет 11 "Б"! Эстафету подхватывает 11 "А"!
В: По традиции на праздник Последнего звонка к выпускникам приходят первоклассники. (Мелодия детской песни. Выходят первоклассники).
Первоклассники:
Мы – особые мальчишки,
Ваши младшие братишки!
Мы – особые девчонки,
Ваши младшие сестренки!
Мы и вы уже закончили ученье,
Нам гулять – у вас экзаменов пора.
Пожелайте нам хороших развлечений.
Мы желаем вам: “Ни пуха, ни пера!”
В: Спасибо малышам за теплые слова, а теперь ответное слово выпускников.
В: Дорогие самые маленькие жители нашей школы – первоклассники! Так быстро облетели листки календаря, соединив весну и осень.
В: И вы уже не беспомощные галчата, которых мы провожали 1 сентября в школу. Вы уже смотрите на мир сознательно и уверенно. Счастливой дороги, дорогие мальчики и девочки. Спасибо вам за добрые слова.
В: Сегодня мы прощаемся со школой, в ней остаетесь вы — ее настоящее и будущее. Поэтому все школьные традиции мы передаем вам. Пусть всегда живут в нашей школе счастье познания, радость общения, атмосфера любви и творчества. (Обмениваются подарками 1-ки и выпускники)
В: По традиции на праздник Последнего звонка к выпускникам приходят и 10-классники. Слово 10-классников: Мы в отличие от вас находимся на экваторе океана знаний. А потому позвольте напомнить вам известные мудрые высказывания самого великого царя всех океанов и морей Нептуна! Пусть его мудрые высказывания вас не шокируют и не обидят, а если и вызовут улыбку, то все же заставят задуматься над противоречивыми проблемами бытия и станут своеобразными маяками в бурном жизненном океане.
- Если честолюбивая мечта не заставляет вас страдать, то ее у вас нет.
- Всякая работа требует больше времени, чем вы думаете. А значит, все не так легко, как кажется.
- Чтобы избегать ошибок, надо набираться опыта; чтобы набираться опыта, надо делать ошибки.
- Жизнь коротка. Ее едва хватает, чтобы совершить достаточное количество ошибок. А уж повторять их – недопустимая роскошь.
- По-настоящему об уровне цивилизации говорят не размеры городов, не собранные урожаи – нет, о нем говорит качество человека, которого производит страна.
Дорогие выпускники! Несмотря на то, что жизнь противоречива, мы уверены, что вы все будете патриотами нашей школы и нашей страны, а качество ваше, как человека, будет только "высшее"! В добрый путь, дорогие друзья! Семь футов под килем! Попутного ветра! (музыка,10-классники вручают выпускникам колечки и медальки.)
В: Спасибо вам за добрые напутствия! Желаем вам успехов в учебе, решительности и упорства в добывании знаний! Будьте достойны звания – ученик школы № 17! (выпускники вручают 10-классникам наказ)
В: Все слова сказаны. Настало время последнего звонка.
Сейчас он раздастся по всем коридорам –
Веселый, задорный учебный звонок.
Звени же над прошлым и настоящим!
Звени же над детством, вдаль уходящим!
Последний – Веселый и Грустный Звонок!!!
Право дать последний звонок предоставляется выпускнице 11б класса Фахретдиновой Дине и ученику первого класса Петрову Диме. (делают круг почета, звонят в колокольчик)
В: Стр. 7 – выпускной бал. (рис.7)
И вот она – последняя страница,
Закончился наш школьный календарь,
Сегодня мы собрались, чтоб проститься –
Нам грустно и себя немного жаль.Но пусть не будет места для печали,
Пусть музыка ворвется в этот зал.
Мы вскоре вас на вечер приглашаем,
На выпускной прекрасный школьный бал!
В: (по-баш, по-рус): На этом наше торжество сегодня заканчивается. Спасибо всем гостям! Приглашаем вас на экскурсию по школе и близлежащим территориям, где вы сможете запечатлеть на пленку самые памятные места! А чтобы сделать фотографии, можно пройти на школьное крыльцо или в классы! А теперь – долгожданный и волнующий – ШКОЛЬНЫЙ ВАЛЬС!