Цель: совершенствовать коммуникативно-познавательные умения на основе читаемых художественных произведений.
Задачи:
- отрабатывать технику чтения учащихся;
- формировать умения самостоятельно понимать и оценивать, анализировать конкретные художественные произведения;
- развивать творческие способности учащихся;
- развивать эстетический вкус, воображение;
- воспитывать чувство радости от совместного труда.
- прививать интерес к чтению;
- воспитывать чувство любви и уважения к маме, к Родине.
Оборудование:
- тексты художественных произведений о маме (рассказ Ю. Яковлева “Мама”, стихотворение Н. Саконской “Разговор о маме”, сказка “Три дочери”)
- мультимедийный проектор
- музыкальное сопровождение: релаксационная и классическая музыка
- компьютерная презентация “Картинная галерея”
- рисунки учащихся с портретом мамы
- сигнальные карточки (красного и зеленого цвета)
Ход урока
1. Организационный момент
Психологический настрой.
Учитель. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте хорошего настроения. А теперь посмотрите на меня, я вам тоже желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке. Садитесь.
2. Сообщение темы и цели урока
– Сегодня я проведу с вами необычный урок: мастерская общения, на котором мы будем обмениваться впечатлениями о прочитанном, думать, рассуждать и работать над техникой чтения – беглостью, правильностью и выразительностью. А кому он посвящен вы узнаете, прослушав стихотворение.
(Звучит стихотворение “Мама” Р. Гамзатов под классическую музыку.)
Воспеваю то, что вечно ново,
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою…Слово это – зов и заклинанье,
В этом слове – сущего душа.
Это – искра первого сознанья,
Первая улыбка малыша.Слово это сроду не обманет,
В нем сокрыто жизни существо,
В нем – исток всего,
Ему конца нет.
Встаньте! Я произношу его: Мама!
– Какие смысловые ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово “мама”? (Радость, любовь, забота, ласка, нежность.)
– Как звучит слово “мама” на разных языках? (Отвечают дети других национальностей.)
– Слышите, как одинаково нежно произносится слово “мама”. Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют человека – самого близкого, дорогого, единственного. Мама учит нас быть мудрыми, дает советы, заботится о нас, оберегает нас – вот почему и назван наш урок – “Материнские берегини”
3. Речевая разминка
– Подготовимся к чтению и проведем упражнения, направленные на постановку дыхания и развития четкости произношения
Дыхательная разминка
“Холодный ветер” – вдох через нос, выдох через рот холодным воздухом, губы в трубочку (2 раза)
“Теплый ветер” – вдох через нос, выдох через рот теплым воздухом со звуком “ха-а”, будто согревая руки (2 раза)
“Нюхаем цветы” – три коротких вдоха через нос, плавный выдох через рот (4 раза)
Работа над скороговоркой (мультимедиапроектор)
Наши руки были в мыле –
Мы посуду сами мыли,
Мы посуду мыли сами,
Помогали нашей маме.
- хоровое чтение в медленном темпе
- чтение шепотом
- проговаривание скороговорки в быстром темпе про себя, закрыв уши.
- чтение вслух отдельными учениками в темпе скороговорки
Слоговые пирамидки (мультимедиапроектор)
– Проведем упражнение для развития бокового зрения и памяти.
СЕ | 1 | МЬЯ |
РОС | 2 | СИЯ |
БЕРЁ | 3 | ЗА |
ПРИ | 4 | РОДА |
ОТЧИ | 5 | ЗНА |
Задание: взгляд направлен на цифру и, не отрывая взгляда, читаем слово, соединяя его части.
– Каким общим словом можно назвать эту группу слов? (Родина)
– Что общего в значении слов “Родина” и “мама”?
Не случайно народная мудрость слово “мать” поставила рядом с другим великим словом – “Родина”. “Родина–мать” – говорят люди и этим определяют самое священное, что есть на земле.
– Какие пословицы служат этому подтверждением? (Родина – всем матерям мать. Родина-мать, умей за нее постоять.)
Упражнение “Фотоглаз” (мультимедиапроектор)
В народе живет много хороших слов о матери.
Задание: прочитайте быстро про себя данные слова и постарайтесь запомнить. (Время экспозиции 7 секунд)
ДОБРАЯ
СВЯТАЯ
ЧУТКАЯ
СМЕЛАЯ
ЛАСКОВАЯ
ЗАБОТЛИВАЯ
ТЕРПЕЛИВАЯ
– Назовите, какие слова запомнили?
– Соотнесите эти качества человека с мамой. Объясните смысл словосочетаний “терпеливая мама”, “святая мама” и т.д.?
– Каждый из вас, я думаю, может эти слова отнести к своей маме. Зачитайте подготовленные вами мини-сочинения о маме.
4. Физминутка для глаз
(Звучит релаксационная музыка.)
– Отдохнем и снимем напряжение с глаз.
- Зажмурить глаза. Открыть глаза (5 раз)
- Посмотреть вверх-вниз, влево-вправо, не поворачивая головы.
- Посмотреть на кончик носа, затем перевести взгляд на доску (5 раз)
- Поморгать 10–15 сек. Отдохнуть, закрыв глаза.
- Закрыв глаза, помассировать веки подушечками указательных пальцев.
5. Первичное восприятие художественных произведений
– На столах у вас лежат тексты о маме (см. Приложение 1). Предлагаю вам поработать над этими текстами самостоятельно в парах и по следующему алгоритму: (мультимедиапроектор)
Цель: учиться читать бегло и осознанно, правильно и выразительно. | |
1. | Подготовься к выполнению упражнения в
навыках беглости:
|
2. | Непонятные слова подчеркни или выпиши на листок. |
3. | Ответь на вопросы к тексту. |
4. | Подготовь выразительное чтение текста:
|
– Выберите то художественное произведение, над которым вам хотелось бы поработать?
(Самостоятельная работа учащихся сопровождается классической музыкой.)
6.
Проверка восприятия художественных произведенийОт чистого сердца,
Простыми словами
Давайте, друзья,
Потолкуем о маме.
Выразительное чтение художественных произведений и работа над содержанием
Ю. Яковлев “Мама” – чтение “цепочкой” по смысловым частям.
– Какие непонятные слова встретились в тексте?
– С чего начинается Родина для каждого человека?
– Как об этом говорит писатель? Подтвердите строчками из текста.
– Какими чувствами пронизан этот рассказ?
– К чему призывает вас автор?
– А что вы думаете о своей матери? Вспомните, как она учила вас видеть и открывать мир.
Мама занимает совершенно особое, исключительное место в нашей жизни. Мама является для нас и воспитателем, и первым учителем. Нужно всегда прислушиваться к советам мамы.
Н. Саконская “Разговор о маме”
– “Мама – самый лучший друг”. Как эта мысль выражена в стихотворении?
– Прочтите строчки, в которых говорится о строгости и доброте мамы.
– Как вы понимаете выражение: “с повинной головою”?
В каких бы вы трудных жизненных ситуациях не оказывались, всегда около вас будет мама. Это один-единственный человек на всем свете, который сможет пожалеть и утешить.
Любовь матери бескорыстна, она ничего не требует взамен, но мы не должны хотя бы забывать, кому мы обязаны своим появлением на свет.
– Прослушаем сказку и проследим за тем, как же в жизни получается, чем мы платим матери за ее любовь.
Татарская сказка “Три дочери” – чтение по ролям.
– Какое настроение у вас возникло после прочтения сказки?
– Покажите своё отношение к главным героиням сказки.
– Как вы думаете, в чем заключается народная мудрость сказки? Чему она учит?
Где бы вы не были, помните, что есть человек на земле, который всегда думает о вас и ждет. Пройдет 10, 20, 50 лет, забудутся в твоей памяти многие события, люди, встречи. Но чтобы ни пережил ты, воспоминания всегда будут возвращать тебя в светлый мир твоего детства, к образу матери. И теперь мама будет ждать твоей помощи, заботы.
(Звучит стихотворение И. Волобуевой “Мама” в исполнении ученицы.)
Я девочкой с косицею тугой
Бежала к маме плакать от обид.
А ныне мама девочкой седою
Со мною рядом семенит.Как жизнь переменила наши роли:
Своим плечом я, маму заслоня,
Должна беречь от холода, от боли,
Как в детстве берегла она меня.
7. Обобщение
– Все сказанное нами можно выразить в пословицах о маме, в которых отражена житейская мудрость, проверенная веками. Назовите их
Работа с пословицами (мультимедиапроектор)
– Какие бы вы пословицы о маме отнесли к прочитанным произведениям?
– Чему учит народ в этих пословицах?
- При солнышке тепло, а при матери добро.
- Материнская ласка конца не знает.
- Нет такого дружка, как родная матушка.
- Мать кормит детей, как земля людей.
- Кто свою мать уважает, тот и чужую не обидит.
- Ближе матери друга нет.
- Материнский гнев, что весенний снег: и много выпадает, скоро тает.
- На свете все найдешь, кроме отца и матери.
Презентация “Картинная галерея” (мультимедиапроектор) (см. Приложение 2).
– Внимательно вглядитесь в картины выдающихся мастеров. Художники помогут вам полнее, глубже осознать великую роль матери в жизни семьи, государства.
– Сколько тепла и нежности во взгляде женщины-матери, заботы, радости.
8. Итог урока
– Какой вывод мы можем сделать по всему сказанному? (Самое главное – беречь маму)
– Как бы вы хотели оценить нашу работу на уроке?
– Пусть каждая парта оценит свою совместную работу сигнальными карточками: красный цвет – отлично, зеленый – хорошо.
(Учитель оценивает активную работу на уроке отдельных учащихся.)
9. Домашнее задание
– Домашнее задание у вас сегодня будет необычным. Придите домой, обнимите свою маму, поцелуйте и скажите: “Мама, ты самый лучший мой друг!”
– И хотелось бы закончить наш урок на мажорной ноте.
Пусть невзгоды и ненастья
Вас обходят стороной.
За любовь, за труд, за ласку
Мамам наш поклон земной.
Литература
- Адамович Е.А., Яковлева В.И. Чтение в начальных классах. – М., 1967.
- Баязова Л.Б. О некоторых приемах обучения навыкам чтения. //Начальная школа. – 1998, №1. – С. 60-63.
- Беленкова В.М. Приемы выработки у детей навыков чтения. //Начальная школа. – 1991, №2. – С. 20
- Горецкий В.Г. О проверке навыка чтения. //Начальная школа. – 2001, №8. – С.48
- Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. //Начальная школа. – 1990, №8. – С.52-62
- Китаева А.В. Развитие беглости чтения в начальных классах. //Начальная школа. – 1996, №9. – С.48-51
- Кривилева Е.Е. Алгоритм уроков чтения. //Начальная школа. – 1998, №3. – С. 86-90
- Кубасова О.В. Учим читать: Пособие для учителя. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2001. – 80с.
- Пальченко И.Г. Методика быстрого чтения // Русский язык и литература – 1991, №4. – С.33-47
- Программно-методические материалы: Чтение. Начальная школа. /Сост. Т.В. Игнатьева. – М.: Дрофа, 1998. – С. 187