Урок–мастерская общения "Материнские берегини" (4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: совершенствовать коммуникативно-познавательные умения на основе читаемых художественных произведений.

Задачи:

  • отрабатывать технику чтения учащихся;
  • формировать умения самостоятельно понимать и оценивать, анализировать конкретные художественные произведения;
  • развивать творческие способности учащихся;
  • развивать эстетический вкус, воображение;
  • воспитывать чувство радости от совместного труда.
  • прививать интерес к чтению;
  • воспитывать чувство любви и уважения к маме, к Родине.

Оборудование:

  • тексты художественных произведений о маме (рассказ Ю. Яковлева “Мама”, стихотворение Н. Саконской “Разговор о маме”, сказка “Три дочери”)
  • мультимедийный проектор
  • музыкальное сопровождение: релаксационная и классическая музыка
  • компьютерная презентация “Картинная галерея”
  • рисунки учащихся с портретом мамы
  • сигнальные карточки (красного и зеленого цвета)

Приложение 1

Приложение 2

Ход урока

1. Организационный момент

Психологический настрой.

Учитель. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте хорошего настроения. А теперь посмотрите на меня, я вам тоже желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке. Садитесь.

2. Сообщение темы и цели урока

Сегодня я проведу с вами необычный урок: мастерская общения, на котором мы будем обмениваться впечатлениями о прочитанном, думать, рассуждать и работать над техникой чтения – беглостью, правильностью и выразительностью. А кому он посвящен вы узнаете, прослушав стихотворение.

(Звучит стихотворение “Мама” Р. Гамзатов под классическую музыку.)

Воспеваю то, что вечно ново,
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою…

Слово это – зов и заклинанье,
В этом слове – сущего душа.
Это – искра первого сознанья,
Первая улыбка малыша.

Слово это сроду не обманет,
В нем сокрыто жизни существо,
В нем – исток всего,
Ему конца нет.
Встаньте! Я произношу его: Мама!

– Какие смысловые ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово “мама”? (Радость, любовь, забота, ласка, нежность.)

– Как звучит слово “мама” на разных языках? (Отвечают дети других национальностей.)

– Слышите, как одинаково нежно произносится слово “мама”. Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют человека – самого близкого, дорогого, единственного. Мама учит нас быть мудрыми, дает советы, заботится о нас, оберегает нас – вот почему и назван наш урок – “Материнские берегини”

3. Речевая разминка

Подготовимся к чтению и проведем упражнения, направленные на постановку дыхания и развития четкости произношения

Дыхательная разминка

“Холодный ветер” – вдох через нос, выдох через рот холодным воздухом, губы в трубочку (2 раза)

“Теплый ветер” – вдох через нос, выдох через рот теплым воздухом со звуком “ха-а”, будто согревая руки (2 раза)

“Нюхаем цветы” – три коротких вдоха через нос, плавный выдох через рот (4 раза)

Работа над скороговоркой (мультимедиапроектор)

Наши руки были в мыле –
Мы посуду сами мыли,
Мы посуду мыли сами,
Помогали нашей маме.

  • хоровое чтение в медленном темпе
  • чтение шепотом
  • проговаривание скороговорки в быстром темпе про себя, закрыв уши.
  • чтение вслух отдельными учениками в темпе скороговорки

Слоговые пирамидки (мультимедиапроектор)

– Проведем упражнение для развития бокового зрения и памяти.

СЕ 1 МЬЯ
РОС 2 СИЯ
БЕРЁ 3 ЗА
ПРИ 4 РОДА
ОТЧИ 5 ЗНА

Задание: взгляд направлен на цифру и, не отрывая взгляда, читаем слово, соединяя его части.

– Каким общим словом можно назвать эту группу слов? (Родина)

– Что общего в значении слов “Родина” и “мама”?

Не случайно народная мудрость слово “мать” поставила рядом с другим великим словом – “Родина”. “Родина–мать” – говорят люди и этим определяют самое священное, что есть на земле.

– Какие пословицы служат этому подтверждением? (Родина – всем матерям мать. Родина-мать, умей за нее постоять.)

Упражнение “Фотоглаз” (мультимедиапроектор)

В народе живет много хороших слов о матери.

Задание: прочитайте быстро про себя данные слова и постарайтесь запомнить. (Время экспозиции 7 секунд)

ДОБРАЯ
СВЯТАЯ
ЧУТКАЯ
СМЕЛАЯ
ЛАСКОВАЯ
ЗАБОТЛИВАЯ
ТЕРПЕЛИВАЯ

– Назовите, какие слова запомнили?

– Соотнесите эти качества человека с мамой. Объясните смысл словосочетаний “терпеливая мама”, “святая мама” и т.д.?

– Каждый из вас, я думаю, может эти слова отнести к своей маме. Зачитайте подготовленные вами мини-сочинения о маме.

4. Физминутка для глаз

(Звучит релаксационная музыка.)

– Отдохнем и снимем напряжение с глаз.

  1. Зажмурить глаза. Открыть глаза (5 раз)
  2. Посмотреть вверх-вниз, влево-вправо, не поворачивая головы.
  3. Посмотреть на кончик носа, затем перевести взгляд на доску (5 раз)
  4. Поморгать 10–15 сек. Отдохнуть, закрыв глаза.
  5. Закрыв глаза, помассировать веки подушечками указательных пальцев.

5. Первичное восприятие художественных произведений

На столах у вас лежат тексты о маме (см. Приложение 1). Предлагаю вам поработать над этими текстами самостоятельно в парах и по следующему алгоритму: (мультимедиапроектор)

Цель: учиться читать бегло и осознанно, правильно и выразительно.
1. Подготовься к выполнению упражнения в навыках беглости:

1) чтение в парах (за диктором)
2) жужжащее чтение
3) чтение про себя (только глазами)

2. Непонятные слова подчеркни или выпиши на листок.
3. Ответь на вопросы к тексту.
4. Подготовь выразительное чтение текста:

1) выбери силу голоса (громко, тихо)
2) определи темп (быстро, медленно)
3) читай эмоционально
4) покажи интонацией свое отношение к произведению

– Выберите то художественное произведение, над которым вам хотелось бы поработать?

(Самостоятельная работа учащихся сопровождается классической музыкой.)

6. Проверка восприятия художественных произведений

От чистого сердца,
Простыми словами
Давайте, друзья,
Потолкуем о маме.

Выразительное чтение художественных произведений и работа над содержанием

Ю. Яковлев “Мама” – чтение “цепочкой” по смысловым частям.

– Какие непонятные слова встретились в тексте?

– С чего начинается Родина для каждого человека?

– Как об этом говорит писатель? Подтвердите строчками из текста.

– Какими чувствами пронизан этот рассказ?

– К чему призывает вас автор?

– А что вы думаете о своей матери? Вспомните, как она учила вас видеть и открывать мир.

Мама занимает совершенно особое, исключительное место в нашей жизни. Мама является для нас и воспитателем, и первым учителем. Нужно всегда прислушиваться к советам мамы.

Н. Саконская “Разговор о маме”

“Мама – самый лучший друг”. Как эта мысль выражена в стихотворении?

– Прочтите строчки, в которых говорится о строгости и доброте мамы.

– Как вы понимаете выражение: “с повинной головою”?

В каких бы вы трудных жизненных ситуациях не оказывались, всегда около вас будет мама. Это один-единственный человек на всем свете, который сможет пожалеть и утешить.

Любовь матери бескорыстна, она ничего не требует взамен, но мы не должны хотя бы забывать, кому мы обязаны своим появлением на свет.

Прослушаем сказку и проследим за тем, как же в жизни получается, чем мы платим матери за ее любовь.

Татарская сказка “Три дочери” – чтение по ролям.

– Какое настроение у вас возникло после прочтения сказки?

– Покажите своё отношение к главным героиням сказки.

– Как вы думаете, в чем заключается народная мудрость сказки? Чему она учит?

Где бы вы не были, помните, что есть человек на земле, который всегда думает о вас и ждет. Пройдет 10, 20, 50 лет, забудутся в твоей памяти многие события, люди, встречи. Но чтобы ни пережил ты, воспоминания всегда будут возвращать тебя в светлый мир твоего детства, к образу матери. И теперь мама будет ждать твоей помощи, заботы.

(Звучит стихотворение И. Волобуевой “Мама” в исполнении ученицы.)

Я девочкой с косицею тугой
Бежала к маме плакать от обид.
А ныне мама девочкой седою
Со мною рядом семенит.

Как жизнь переменила наши роли:
Своим плечом я, маму заслоня,
Должна беречь от холода, от боли,
Как в детстве берегла она меня.

7. Обобщение

Все сказанное нами можно выразить в пословицах о маме, в которых отражена житейская мудрость, проверенная веками. Назовите их

Работа с пословицами (мультимедиапроектор)

– Какие бы вы пословицы о маме отнесли к прочитанным произведениям?

– Чему учит народ в этих пословицах?

  • При солнышке тепло, а при матери добро.
  • Материнская ласка конца не знает.
  • Нет такого дружка, как родная матушка.
  • Мать кормит детей, как земля людей.
  • Кто свою мать уважает, тот и чужую не обидит.
  • Ближе матери друга нет.
  • Материнский гнев, что весенний снег: и много выпадает, скоро тает.
  • На свете все найдешь, кроме отца и матери.

Презентация “Картинная галерея” (мультимедиапроектор) (см. Приложение 2).

– Внимательно вглядитесь в картины выдающихся мастеров. Художники помогут вам полнее, глубже осознать великую роль матери в жизни семьи, государства.

– Сколько тепла и нежности во взгляде женщины-матери, заботы, радости.

8. Итог урока

Какой вывод мы можем сделать по всему сказанному? (Самое главное – беречь маму)

– Как бы вы хотели оценить нашу работу на уроке?

– Пусть каждая парта оценит свою совместную работу сигнальными карточками: красный цвет – отлично, зеленый – хорошо.

(Учитель оценивает активную работу на уроке отдельных учащихся.)

9. Домашнее задание

Домашнее задание у вас сегодня будет необычным. Придите домой, обнимите свою маму, поцелуйте и скажите: “Мама, ты самый лучший мой друг!”

– И хотелось бы закончить наш урок на мажорной ноте.

Пусть невзгоды и ненастья
Вас обходят стороной.
За любовь, за труд, за ласку
Мамам наш поклон земной.

Литература

  1. Адамович Е.А., Яковлева В.И. Чтение в начальных классах. – М., 1967.
  2. Баязова Л.Б. О некоторых приемах обучения навыкам чтения. //Начальная школа. – 1998, №1. – С. 60-63.
  3. Беленкова В.М. Приемы выработки у детей навыков чтения. //Начальная школа. – 1991, №2. – С. 20
  4. Горецкий В.Г. О проверке навыка чтения. //Начальная школа. – 2001, №8. – С.48
  5. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. //Начальная школа. – 1990, №8. – С.52-62
  6. Китаева А.В. Развитие беглости чтения в начальных классах. //Начальная школа. – 1996, №9. – С.48-51
  7. Кривилева Е.Е. Алгоритм уроков чтения. //Начальная школа. – 1998, №3. – С. 86-90
  8. Кубасова О.В. Учим читать: Пособие для учителя. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2001. – 80с.
  9. Пальченко И.Г. Методика быстрого чтения // Русский язык и литература – 1991, №4. – С.33-47
  10. Программно-методические материалы: Чтение. Начальная школа. /Сост. Т.В. Игнатьева. – М.: Дрофа, 1998. – С. 187