Цели урока:
Ход урока
Организационный момент (2 мин.).
Повторение ранее изученного материала.
У доски:
1. По данным, записанным на доске придумать и решить задачу.
Например:
Дано:
F= 10 H
S= 1 км
A= ?
2. Привести результаты домашнего эксперимента (надо рассчитать работу при подъеме с 1-ого этажа школы на 2-ой).
В это время проводится фронтальная работа с классом по повторению пройденного материала.
1. Учащимся предлагается вспомнить всё, что они знают о механической работе. Этот этап урока носит соревновательный характер. Учащиеся активно включаются в повторение пройденного материала. Последний учащийся, рассказавший всё о механической работе, получает оценку "5".
2. Найди ошибку? Учащимся предлагается найти, что неправильно изображено на рисунке и, объяснить, почему он так считает.
Изучение нового материала.
Изучение нового материала начинается с отгадывания кроссворда, что является мотивацией для учащихся.
Кроссворд.
- Мельчайшая частица данного вещества.
- Любое изменение формы и размера тела.
- То из чего состоят физические тела.
- Явление сохранения скорости.
- Единица измерения работы.
- Величина, характеризующая быстроту движения тел.
- Одно из агрегатных состояний вещества.
- Длина траекторий, по которой движется тело в течение некоторого промежутка времени.
Разгадав кроссворд, ребята узнают о теме урока.
Итак, ребята, мы с вами сегодня познакомимся с такой физической величиной, как мощность. Узнаем, какой буквой она обозначается, от чего зависит и в чем измеряется.
А для начала проведем эксперимент.
1. Учащимся дается две гири разной массы. Нужно поднять на одну и ту же высоту за одинаковое время. Ребятам задается вопрос, кто из участвующих в эксперименте развил большую мощность?
Делается вывод о зависимости мощности от работы.
2. Ребятам дается две гири одинаковой массы. Гири нужно пронести одинаковое расстояние, кто быстрее?
Ребятам задается вопрос, кто из участвующих в эксперименте развил большую мощность?
Делается вывод о зависимости мощности от времени.
При проведении двух экспериментов ребята делают общий вывод о мощности, т.е. что мощность показывает быстроту совершения работы.
На доске выводится из наблюдений формула зависимости мощности от времени и от работы.
,
1 МВт = 1000000 Вт
1 кВт = 1000 Вт
Внесистемной единицей мощности является лошадиная сила
1 л.с - 736 Вт
Мощность является важной характеристикой машин и механизмов. Она может иметь самые различные значения.
Например:
Мощность человеческого сердца 2,2 Вт, а мощность ракетоносителя может достичь миллионов киловатт.
Зная мощность можно найти работу. Учащимся предлагается на магнитной доске с помощью карточек величин вывести формулу работы
A = N / t
А теперь решим экспериментальную задачу.
Приглашается один учащийся и поднимает гирю определенной массы на кафедру. Время засекается секундомером. Высота кафедры измеряется метровой линейкой. Предлагается определить мощность, которую развивает ученик. В это время другой учащийся фиксирует данные на доске и совместно с классом решает данную задачу.
Например: гирю массой 5 кг ученик поднимает за 5с на высоту 1,5 м. Определить мощность, которую развивает ученик.
Дано:
h=1,5м
m=5кг
t=5с
N=?
Подведение итогов. Рефлексия.
Проводится в форме ответа на вопрос: "Правильно ли я понял, что : ?"
Обычно начинают с простых вопросов. "Правильно ли я понял, что мощность измеряется в Ваттах?", а заканчивают " Правильно ли я понял, чем больше работы совершит тело за одно и тоже время, тем большей мощностью оно обладает?"
Начинаю опрос со слабых учащихся и заканчиваю сильными.
Домашнее задание.
На дом задается домашний эксперимент. Рассчитать мощность, которую развивает учащиеся при подъеме с 1-го этажа школы на второй. И ответить на вопрос может ли человек проявить мощность в одну лошадиную силу.