Выпускной экзамен по истории за курс основной школы может проводиться в разных формах, в том числе - в виде письменной экзаменационной работы. Согласно спецификации экзаменационной работы для проведения ГИА выпускников IX классов ОУ 2009 года (в новой форме) по истории России назначением экзаменационной работы является - оценить уровень общеобразовательной полготовки по истории России выпускников IX классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы.
Документы, определяющие нормативно-правовую базу экзаменационной работы, её содержание:
1) Обязательный минимум содержания основного общего образования по истории
2) Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по истории
Необходимо отметить, что ГИА в новой форме по истории России в ряде регионов РФ применяется уже с 2005 года. В 2008 году 70 регионов Российской Федерации проводили итоговую аттестацию девятиклассников по новой форме по 7 предметам, всего более 500 тысяч школьников
В Чувашской республике, Хабаровском крае, Агинском Бурятском АО, Челябинской, Белгородской и Самарской областях 100 % школьников сдают экзамены по выбору, в форме, аналогичной ЕГЭ.
Впервые созданы сборники заданий в форме контрольных измерительных материалов по всем предметам - сдаваемым по выбору и обязательным.
Структура заданий сборников аналогична структуре контрольных измерительных материалов ЕГЭ. Школьник получает полное представление о том, что такое Единый государственный экзамен. Это позволяет обеспечить преемственность и поступательность в проведении экзаменов по итогам обучения в основной и старшей школе.
Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы
Работа охватывает содержание курса истории России с VII в. до современности. Общее число заданий в работе 33. работа состоит из 3 частей.
- Часть 1 содержит 20 заданий с выбором ответа, за выполнение каждого из которых выставляется 1 балл.
- Часть 2 состоит из 7 заданий повышенного уровня сложности с кратким ответом в виде слова (двух кратких слов), сочетания букв или цифр. За выполнение заданий этой части выставляется 1 или 2 балла.
- Часть 3 включает 6 заданий высокого уровня сложности Задания этой части требуют развернутых ответов. Проверка выполнения заданий части 3 проводится экспертами на основе специально разработанных критериев.
Распределение заданий по частям экзаменационной работы
Части работы | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Уровень сложности | Тип заданий |
1 | 20 | 20 | Базовый | С выбором ответа |
2 | 7 | 11 | Повышенный | С кратким ответом |
3 | 6 | 7 | высокий | С развернутым ответом |
Итого | 33 | 38 |
Число и характер заданий по отдельным разделам курса истории определены с учетом того, что ранние периоды отечественной истории изучаются в основной школе в 6-7 классах, т.е. за 2-3 года до экзамена. Соответственно по этим периодам проверяются опорные, базисные знания. Более 50% заданий относятся к изучаемой в 9 классе истории XX - начала XXI вв.
Распределение заданий по основным разделам курса истории России
Разделы курса истории | Число заданий | ||
Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | |
VIII-XVIII вв. | 5 | 2 | |
XIX в. | 5 | 1 | |
1900-1945 гг. | 5 | 2 | |
1945-1991гг., 1992-2009 гг. | 5 | 2 | |
Комплекс заданий анализа источника (относятся к разным разделам курса) | 4 | ||
Задания с развернутым ответом (относятся к разным разделам курса) | 2 | ||
Итого: | 20 | 7 | 6 |
В соответствии с нормативными документами в экзаменационной работе представлены как содержательные элементы знаний, так и требуемые познавательные умения.
В таблице приводятся те элементы подготовки по истории учащихся основной школы, которые проверяются в ходе выполнения работы.
Распределение заданий по умениям и видам познавательной деятельности (демонстрационный вариант-2009)
Элементы подготовки | Число заданий | ||
Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | |
1.0. Знание дат, работа с хронологией | 4 | 1 | |
2.0. Знание фактов, работа с фактами | 4 | ||
3.1. Поиск информации в источнике (определение дат, событий, личностей, о которых идет речь | 3 | 2 | |
3.2. Контекстный анализ источника (раскрытие сущности описываемых событий, явлений с привлечением знаний из курса истории) | 4 | ||
4.1. Объяснение исторических понятий, терминов | 3 | ||
4.2. Соотнесение фактов и обобщенных знаний, понятий | 1 | ||
4.3. Указание характерных, существенных признаков событий, явлений | 1 | ||
4.4. Объяснение причин и следствий событий | 4 | ||
4.5. Систематизация, группировка фактов, понятий, явлений по указанному признаку | 4 | 2 | |
Итого: | 20 | 7 | 6 |
На выполнение экзаменационной работы отводится 2 часа (120 минут)
На экзамене в аудиторию не допускаются специалисты в области гуманитарных дисциплин. Использование единой инструкции по проведению экзамена позволяет обеспечить соблюдение единых условий без привлечения лиц со специальным образованием по истории.
Проверку экзаменационных работ (заданий с развернутыми ответами) осуществляют специалисты-предметники.
Рекомендации по подготовке к экзамену
К экзамену можно готовиться по учебникам для основной школы, включенным в "Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях". Перечень учебников размещен на сайте Министерства образования и науки РФ (www.edu.ru) в разделе "Документы министерства".
Предмет "История России" выносится на итоговую аттестацию за курс основной школы как экзамен по выбору, а изучение истории России с 6 класса усложняет процесс подготовки. В своей практике я выбрала следующие направления работы:
- использование как минимум 2-3 учебников при подготовке к экзамену;
- организация индивидуальной работы с учащимися 9-х, выбравшими экзамен по истории (организация консультаций, задания сверх учебника и т.д.);
- составление заданий по материалам, начиная с 6 класса;
- недостаток материалов для заданий части С в учебниках компенсировать дополнительными распечатками и ксерокопиями;
- использование различных универсальных памяток при работе с заданиями части С;
- после изучения темы проводится контрольная работа в формате, приближенном к ЕГЭ;
- организация мониторинга успеваемости по результатам контрольных работ по каждому ученику. Ученик (а зачастую и его родители) могут взвесить свои возможности.