Государственная итоговая аттестация выпускников 10-х классов общеобразовательных учреждений 2009 года (в новой форме) по истории России

Разделы: История и обществознание


Выпускной экзамен по истории за курс основной школы может проводиться в разных формах, в том числе - в виде письменной экзаменационной работы. Согласно спецификации экзаменационной работы для проведения ГИА выпускников IX классов ОУ 2009 года (в новой форме) по истории России назначением экзаменационной работы является - оценить уровень общеобразовательной полготовки по истории России выпускников IX классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы.

Документы, определяющие нормативно-правовую базу экзаменационной работы, её содержание:

1) Обязательный минимум содержания основного общего образования по истории

2) Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по истории

Необходимо отметить, что ГИА в новой форме по истории России в ряде регионов РФ применяется уже с 2005 года. В 2008 году 70 регионов Российской Федерации проводили итоговую аттестацию девятиклассников по новой форме по 7 предметам, всего более 500 тысяч школьников

В Чувашской республике, Хабаровском крае, Агинском Бурятском АО, Челябинской, Белгородской и Самарской областях 100 % школьников сдают экзамены по выбору, в форме, аналогичной ЕГЭ.

Впервые созданы сборники заданий в форме контрольных измерительных материалов по всем предметам - сдаваемым по выбору и обязательным.

Структура заданий сборников аналогична структуре контрольных измерительных материалов ЕГЭ. Школьник получает полное представление о том, что такое Единый государственный экзамен. Это позволяет обеспечить преемственность и поступательность в проведении экзаменов по итогам обучения в основной и старшей школе.

Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы

Работа охватывает содержание курса истории России с VII в. до современности. Общее число заданий в работе 33. работа состоит из 3 частей.

  • Часть 1 содержит 20 заданий с выбором ответа, за выполнение каждого из которых выставляется 1 балл.
  • Часть 2 состоит из 7 заданий повышенного уровня сложности с кратким ответом в виде слова (двух кратких слов), сочетания букв или цифр. За выполнение заданий этой части выставляется 1 или 2 балла.
  • Часть 3 включает 6 заданий высокого уровня сложности Задания этой части требуют развернутых ответов. Проверка выполнения заданий части 3 проводится экспертами на основе специально разработанных критериев.

Распределение заданий по частям экзаменационной работы

Части работы Количество заданий Максимальный первичный балл Уровень сложности Тип заданий
1 20 20 Базовый С выбором ответа
2 7 11 Повышенный С кратким ответом
3 6 7 высокий С развернутым ответом
Итого 33 38    

Число и характер заданий по отдельным разделам курса истории определены с учетом того, что ранние периоды отечественной истории изучаются в основной школе в 6-7 классах, т.е. за 2-3 года до экзамена. Соответственно по этим периодам проверяются опорные, базисные знания. Более 50% заданий относятся к изучаемой в 9 классе истории XX - начала XXI вв.

Распределение заданий по основным разделам курса истории России

Разделы курса истории Число заданий
Часть 1 Часть 2 Часть 3
VIII-XVIII вв. 5 2  
XIX в. 5 1  
1900-1945 гг. 5 2  
1945-1991гг., 1992-2009 гг. 5 2  
Комплекс заданий анализа источника (относятся к разным разделам курса)     4
Задания с развернутым ответом (относятся к разным разделам курса)     2
Итого: 20 7 6

В соответствии с нормативными документами в экзаменационной работе представлены как содержательные элементы знаний, так и требуемые познавательные умения.

В таблице приводятся те элементы подготовки по истории учащихся основной школы, которые проверяются в ходе выполнения работы.

Распределение заданий по умениям и видам познавательной деятельности (демонстрационный вариант-2009)

Элементы подготовки Число заданий
Часть 1 Часть 2 Часть 3
1.0. Знание дат, работа с хронологией 4 1  
2.0. Знание фактов, работа с фактами 4    
3.1. Поиск информации в источнике (определение дат, событий, личностей, о которых идет речь 3 2  
3.2. Контекстный анализ источника (раскрытие сущности описываемых событий, явлений с привлечением знаний из курса истории)     4
4.1. Объяснение исторических понятий, терминов 3    
4.2. Соотнесение фактов и обобщенных знаний, понятий 1    
4.3. Указание характерных, существенных признаков событий, явлений 1    
4.4. Объяснение причин и следствий событий 4    
4.5. Систематизация, группировка фактов, понятий, явлений по указанному признаку   4 2
Итого: 20 7 6

На выполнение экзаменационной работы отводится 2 часа (120 минут)

На экзамене в аудиторию не допускаются специалисты в области гуманитарных дисциплин. Использование единой инструкции по проведению экзамена позволяет обеспечить соблюдение единых условий без привлечения лиц со специальным образованием по истории.

Проверку экзаменационных работ (заданий с развернутыми ответами) осуществляют специалисты-предметники.

Рекомендации по подготовке к экзамену

К экзамену можно готовиться по учебникам для основной школы, включенным в "Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях". Перечень учебников размещен на сайте Министерства образования и науки РФ (www.edu.ru) в разделе "Документы министерства".

Предмет "История России" выносится на итоговую аттестацию за курс основной школы как экзамен по выбору, а изучение истории России с 6 класса усложняет процесс подготовки. В своей практике я выбрала следующие направления работы:

- использование как минимум 2-3 учебников при подготовке к экзамену;

- организация индивидуальной работы с учащимися 9-х, выбравшими экзамен по истории (организация консультаций, задания сверх учебника и т.д.);

- составление заданий по материалам, начиная с 6 класса;

- недостаток материалов для заданий части С в учебниках компенсировать дополнительными распечатками и ксерокопиями;

- использование различных универсальных памяток при работе с заданиями части С;

- после изучения темы проводится контрольная работа в формате, приближенном к ЕГЭ;

- организация мониторинга успеваемости по результатам контрольных работ по каждому ученику. Ученик (а зачастую и его родители) могут взвесить свои возможности.

Презентация.