Программа элективного курса "Загадки волшебницы по имени Жизнь" предназначена для учащихся 9 класса и носит межпредметный характер. Содержание курса расширяет представления учащихся о значении органических и неорганических веществ для живых организмов, а также углубляет понятие о связи строения и функций молекул.
После изучения данного курса учащиеся должны понимать, в какой зависимости находятся состав, химическое строение и биологическая активность химических соединений.
Учащиеся должны знать:
- строение молекул воды, АТФ, фосфолипидов, ацетилхолина;
- характеристику и значение осмоса;
- строение биологических мембран;
- способы транспорта через биологические мембраны;
- понятия "потенциал покоя", "потенциал действия", "синапс";
- механизм и условия работы ферментов"
Учащиеся должны уметь:
- записывать уравнения реакций, иллюстрирующих превращения АТФ;
- приводить примеры гидрофобных, гидрофильных и амфифилических веществ.
Учащиеся должны объяснять, как образуются водородные и макроэргические связи, возникает и распространяется потенциал действия, почему ферменты являются высокоспецифичными катализаторами, какой вред нанося организму ядовитые вещества.
Интеграция данного курса с химией, биофизикой, нейрохимией, токсикологией, фармакологией, медициной позволяет расширить круг проблем, связанных с реакцией живых систем на те или иные химические вещества. В результате ребята приобретают знания, необходимые в повседневной жизни, что особенно важно, поскольку обывателя окружает огромное количество лекарственных средств, пищевых добавок, красителей, продуктов для косметики, гигиены, производных парфюмерной промышленности.
Программой предусмотрен большой объем практической деятельности учащихся:
- домашние задания по материалам лекций;
- работа с дополнительной литературой;
- домашний эксперимент;
- лабораторные опыты;
- практические работы;
- миниисследования и минипроекты;
- расчетные задачи;
- тесты;
- работа в малых группах.
Учитель может предложить большой выбор заданий, что будет мотивировать ребят к изучению теоретического материала. Кроме того, есть возможность организации фронтальной, групповой и индивидуальной работы, использования репродуктивных и продуктивных заданий. Оценивание полученных учащимися знания можно осуществлять по результатам тестов, контрольной работы, отчетов по практическим занятиям и домашним заданиям.
Тематический план
№ | Тема | Кол-во часов | Тема занятия | Форма урока | Деятельность учащихся |
1. | Введение | 1 | 1. Загадочные "Е". | Вводная лекция | Практическая работа |
2. | Биологические мембраны | 8 | 2. Вода и жизнь. | лекция | Лабораторные опыты №1-4, тест №1 |
3. Почему мыло моет? | комбинированный | Лабораторный опыт №5, задачи №1,2 | |||
4. Секрет светлячка. | лекция | Тест №2, задача №3 | |||
5,6. Мыльные пузыри наоборот. | комбинированный | Лабораторные опыты №6,7, работа в группе "Кухонные заботы", тест №3, задачи №4-8 | |||
7. Живое электричество. | комбинированный | Работа в группе "Почему яды ядовитые?", тест №4, Задача №9 | |||
8,9. Модель осморецептора | Практическая работа | ||||
3. | Ферменты | 7 | 10,11. Распутываем молекулярные клубки | комбинированный | Лабораторные опыты № 8-11, тест №5, презентации минипроектов, игра |
12. Секреты красоты | комбинированный | Лабораторный опыт № 12, задачи №10,11 | |||
13. Почему жук-бомбардир стреляет, а горчичники жгутся? | комбинированный | Лабораторные опыты № 13-15, тест №6, задачи № 12,13 | |||
14, 15. Охота за ферментом. | Практическая работа | ||||
16. Контрольная работа | |||||
4. | Заключение | 1 | 17. Кто и почему разгадывает загадки жизни | Заключительная лекция | |
Итого 17 часов |
Практикум по решению расчетных задач - Приложение 1
Экспериментальный практикум - Приложение 2
Темы минипроектов и контрольные работы - Приложение 3
Пример презентации, используемой на занятиях - Приложение 4
Список литературы:
- де Дюв К. Путешествие в мир живой клетки. Пер. с англ. - М.: Мир, 1987
- Галактионов С.Г. Биологически активные. - М.: Мол. гвардия, 1988
- Степин Б.Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. - М.: Дрофа, 2002
- Чапковский А. Осмос на кухне: Химия и жизнь №4, 1970
- Манке Г.Г. и др. Методика проведения факультативных занятий по биологии. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1977
- Пичугина Г. В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни. М.: АРКТИ, 1999.
- Эткинс П. Молекулы: Пер.с англ. - М.: Мир, 1999
- Орлов Б.Н. и др. Ядовитые животные и растения СССР: Справочное пособие для студентов вузов по спец. "Биология". - М.: Высш. Шк.,1990
- Крылов Ю.Ф., Смирнов П.А. Путешествие в мир фармакологии. - М.: Знание, 1988
- Сергеев Б.Ф. Высшая форма организованной материи: Рассказы о мозге. Кн. для внеклас. Чтения учащихся 8-10 кл. сред.шк. - М.: Просвещение,1987
- Кветной И.М. Вездесущие гормоны. - М.: Мол.гвардия ,1988
- Уолд Дж. Происхождение жизни: Химия и жизнь № 3, 1966