Знакомство с графическим редактором – неотъемлемая часть практического курса информатики. В современных графических редакторах есть масса инструментов, богатая цветовая палитра, поддержка всевозможных графических форматов файлов. Многими авторами подготовлено большое количество методических разработок по компьютерной графике. Тем не менее, при подготовке к урокам перед учителем могут возникнуть вопросы:
- Как сделать задания интересными и не слишком лёгкими, если в нашем распоряжении только стандартный растровый редактор?
- Что делать, если в одном классе кто-то только начинает изучать графику на уроках информатики, а другой уже самостоятельно освоил редактор?
- Что предложить ученику, если у него нет способностей к рисованию, и вообще, «сегодня у него нет вдохновения» – дать свободную тему для рисования или выдать образец (пусть попробуют повторить)?
- Наконец, должна ли я (учитель информатики) обучать рисованию или мне следует направить усилия на освоение инструментов графического редактора и приемов работы с изображением?
На последний вопрос я для себя отвечаю так: Нужно научить пользоваться графическим редактором так, чтобы ученик мог создать в нем качественное изображение, даже не умея хорошо рисовать на бумаге.
Подготовка к урокам заданий разного уровня помогает заинтересовать учащихся. При использовании таких заданий каждый ученик достигает посильного ему результата, и в то же время осваивает необходимый минимум практических навыков. Задание засчитывается как выполненное, если получен результат 1-го уровня за отведенное время. Более высокий уровень задания ученик может выполнять, если в запасе осталось время.
Предлагаю комплект заданий, объединенных в практическую работу, которую можно выполнять в растровом редакторе Paint или каком-либо другом. Практическую работу предваряет урок объяснения. На нем учащиеся должны получить представление об основных инструментах и командах редактора, то есть найти ответы на вопросы, указанные в начале практической работы. Текст практической работы (Приложение 1) выдается учащимся, при этом нужно указать, какие номера заданий обязательны для выполнения. Задания носят обучающий характер, они снабжены пояснениями. В работе используется папка Рисование с заготовками рисунков (архив Приложение 2).
Перед выполнением заданий ученику необходимо скопировать папку Рисование в свою личную папку (например: 7а_Зайцева \ Рисование) и все полученные файлы сохранять в ней. Старшим классам можно предложить распаковать выборочно файлы из архива в свою папку. Таким образом, исходные файлы остаются неизменными для всех учеников, работающих на данном компьютере.
Комментарии к заданиям
Рисунки сохранены в формате jpg, так как он более экономичен по сравнению с родным форматом редактора Paint – bmp. Учащимся предлагается сохранять готовые файлы также в формате jpg. Имена готовых файлов должны соответствовать номеру задания и уровню.
Перед выполнением задания ученик должен осознать цель его выполнения, поэтому каждое задание предваряется кратким указанием.
Для большей наглядности непосредственно на рисунках добавлена краткая формулировка задания.
Уровни выполнения заданий:
(1) – начальный, в котором требуется применить указанные инструменты редактора и приемы выполнения операций.
(2) – средний, в нем нужно выполнить более сложное преобразование изображения, способ выполнения которого является новым для ученика на данном этапе.
(3) – повышенный уровень. Требуется после выполнения операций сделать выводы, проанализировать возможности редактора, либо полученный результат, либо предложить свой способ выполнения задания.Можно на основе одних и тех же графических файлов построить уроки в разных классах: Так, например, 5-му классу я предлагала выполнить задания только под цифрами (1) и сохранить файлы, а 11 класс на уроках повторения выполнял все задания, включая анализ результата. Например, сравнить объем файла с одним и тем же рисунком, сохраненным в разном формате.
В папке Рисование имеется несколько вариантов заданий каждого типа, имена файлов различаются цифрой. Некоторые файлы рисунков были подготовлены в редакторе Paint, другие взяты из коллекции Clipart, где они представлены в большом количестве (в формате WMF). Все файлы преобразованы в формат JPG, с помощью надписей добавлены краткие формулировки заданий непосредственно в рисунки.
Ряд операций (копирование, изменение размера фрагмента, заливка) повторяются в нескольких заданиях, поэтому можно выполнять задания выборочно, на усмотрение учителя.
Задание № 6 предполагает использование всех изученных возможностей редактора: инструменты, палитра цветов, работа с фрагментами, редактирование.
Таким образом, на основе предложенных заданий и рисунков можно организовать работу в графическом редакторе.