Урок-путешествие "Африканское сафари"

Разделы: География


Цели: Обобщение и закрепление знаний, умений и навыков по теме Африка. Совершенствование умения учащихся объяснять своеобразие материка Африка при решении познавательных задач. Воспитание чувства ответственности, умения выступать перед аудиторией.

Оборудование: Карты Африки. Карта с вопросами (выполненная учителем). Картины.

Учащиеся получают заранее задание, разбиваются на команды, каждая команда готовит приветствие, эмблему, девиз, по 3 вопроса командам соперников. Капитан команды составляет карту - список участников своей команды, куда будет заносить баллы в ходе игры, в конце игры карта сдается учителю, для подведения итогов. (Можно выбрать жюри из каждой команды по 1 представителю, или пригласить).

Ход урока

1. Приветствие. Вступительное слово учителя.

Ребята в течение нескольких уроков вы изучали Африку, сегодня мы совершим с вами увлекательное путешествие по этому материку, во время которого повторим то, что вам известно и может быть, откроем для себя что-то новое.

2. Конкурс. Представление команд. Эмблема. Визитка.

3. Конкурс ЗНАТАКОВ.

Чтоб выбрать верную дорогу
И не сбиться нам с пути
Выйдем просто мы из положения
Карту создадим в одно мгновение.
Нанесем мы реки, океаны и моря,
Острова, проливы и заливы,
Горы, плоскогорья и равнины.

На доске чистая контурная карта (по очереди наносим географические объекты)

Атлас, пустыня Калахари, пустыня Намиб, Индийский океан, река Конго, река Нил, река Замбези, Восточно – Африканское плоскогорье, река Нигер, Драконовы горы, река Оранжевая, Эфиопское нагорье, Красное море, Средиземное море, пустыня Сахара, горы Капские, горы Атлас, река Лимпопо.

Сравним все с картой настоящей
Думаю, план наш подходящий

4. Конкурс эрудитов.

А теперь, используя все это
Дайте обстоятельней ответы.

Предложенные темы. Рельеф и полезные ископаемые. Природа. Растительный мир. Животный мир. Страны и народы.

Учащиеся отвечает каждый из команды, если нет ответа - помогает команда, но балл уменьшается на половину. Отвечают команды по очереди.

Вопросы.

  1. Жители пустыни Сахара говорят «Солнце в нашей стоне заставляет кричать даже камни». (Объясните)
  2. Где зарегистрировано самая высокая температура, (В Сахаре, Триполи).
  3.  В этих болотах много бегемотов многочисленны крокодилы, наиболее знаменитое растение этих болот растет так густо, а стебель так тверд и жесток, что человеку приходится прорубать себе дорогу в этих зарослях. Как называется растение и болото?
  4. Это растение живет 4-5 тысяч лет, 20- 40 метров в обхвате и 25 метров высота фантастическое дородство. Не горит в огне, но его врагом являются слоны. Что это за дерево ? (Баобаб)
  5. Это растение занимает огромные пространства саван высота 3-8 метров. Назовите это растение. (Слоновая трава).
  6. Мякоть этого плода называют «обезьяньем хлебом». Что это за плод. (Баобаб).
  7. Как называются влажные многоярусные леса? (Гилеи).
  8. Древовидное растение, имеющее мясистые стебли и ветки, лишенные листьев и покрытое колючками. (Молочай).
  9. Нигде в мире нет такого крупных скопления животных. Разнообразные антилопы, полосатые зебры, жирафы, слоны, буйволы, носороги, бегемоты это все жители …? (Саван).
  10. На юге Африки протекает река с названием цвета, но цвет ее не такой. В этой местности переселенцы из Голландии – буры, назвали реку в честь принца Орлеанского, а река утвердилась в географии как …Как? (Оранжевая).
  11. Местные жители называют этот водопад Моси-о-Тунья, что значит «Дым, который грохочет» О каком водопаде идет речь? (Виктория).
  12. Назовите второе по глубине после Байкала озеро планеты расположенное в Африке. (Танганьика, глубина 1435 метров.)
  13. Между тремя странами – Уганда, Кения и Танзания - находиться крупнейшее озеро Африки. Его площадь 69 тыс. кв. км. Как оно называется? (Виктория).
  14. Длина этой реки с ее основным притоком Кагерой – 6671 километр. О какой реке идет речь? (Нил).
  15. Назовите самое длинное озеро Африки. (Танганьика).
  16. … именем американского исследователя Африки, названы, 7 водопадов в верхнем течении Конго. Он открыл исток Конго, пересек Африку с востока на запад, посетил район Великих восточно-африканских озер. Назовите имя и фамилию этого путешественника? (Генри Стэнли).
  17. Назовите канал отделяющий Африку от Евразии. (Суэцкий).
  18. Пролив, отделяющий Африку от Евразии. (Гибралтарский).
  19.  Что такое вади? (Это сухие русла рек в Сахаре).
  20.  Назовите народность экваториальных лесов очень маленького роста. (Пигмеи).
  21. Одно из наиболее древних и высокоразвитых государств Африки. (Египет).
  22. Эта республика расположена на 92 островах Индийского океана, назовите это самое маленькое по площади и численности населения государство. (Республика Сейшельские острова, столица – Виктория).
  23. Это единственное африканское государство, часть территории которого расположена на азиатском полуострове. Назовите государство и полуостров. (Египет, Синайский полуостров).
  24. Древний город Северной Африки называют «городом мертвых», так как почти треть восточной части занимают древние кладбища. Здесь в склепах, средневековых гробницах и мавзолеях прочно поселилась беднота. В городе мертвых появились магазины, водопровод, школы, отсутствие платы за проживание сдерживает переезд в новостройки по распоряжению властей. Назовите этот город? (Каир).
  25. Назовите восточно-африканскую страну которую называют краем тысячи холмов и семи вулканов. (Руанда).
  26. Самые высокие люди Африки. (Нилоты).
  27. Эта земля называлась Невольничьим берегом, затем по одному из королевств – Дагомея. А теперь как называется? (Бенин).
  28. Назовите народы, населяющие пустыни и полупустыни Южной Африки. (Бушмены).
  29. Это небольшое государство со всех сторон граничащее с ЮАР. На государственном гербе начертаны три слова: «Мир, дождь, процветание». О каком государстве идет речь? (Лесото.)
  30. Назовите самую большую пустыню Африки. (Сахара).

5. Конкурс «Рекорды Африки»

Команды за 3 минут должны записать как можно больше рекордов Африканского материка.

6. Конкурс «Кто больше»

Команды по очереди называют Африканские страны.

7. Конкурс домашнее задание. «Вопросы соперникам».

Подведение итогов.

Домашние задание сочинение или устное сообщение « Как я путешествовал по Африке»

Литература:

  1. Елисеева Р.М. География материков и океанов. 7 класс. Практическое пособие. –М.: “Издат-школа”, 1997.
  2. Разумовская О.К. Веселая география Ярославль «Академия развития» 1997.

Приложение