ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Наиболее важной задачей современной педагогики является повышение эффективности и интенсификации учебного процесса. Поэтому в своей работе я использую элементы новых технологий, опираясь на основные принципы дидактики: связи теории с практикой, научности и посильной трудности в обучении, систематичности и последовательности, сознательности и активности, прочности усвоения знаний, совместной учебной деятельности, положительного эмоционального фона, межпредметных связей.
Один из важных принципов дидактики – принцип наглядности в обучении. Это принцип был сформулирован Я.А.Каменским и назван им «золотым правилом»: все, что можно предоставлять чувствам, надо предоставлять чувствам. Требование, чтобы знания формировались на основе собственных наблюдений учащихся, играет положительную роль в развитии процесса обучения.
Принцип наглядности реализуется при условии, если он сочетается со словом и чувственным восприятием.
Используя средства наглядности, необходимо учитывать следующие требования:
- сложное по содержанию и использованию изображение должно готовиться заранее. Если оно легко выполнимо и доступно для восприятии, то лучше рисовать непосредственно во время объяснения. Это помогает обучаемым следить за рассуждениями педагога и обобщать содержание в целом;
- перед применением средств наглядности следует продумать порядок и методику их использования;
- во время демонстрации средств наглядности темп объяснения следует замедлить, чтобы дать возможность обучаемым лучше осмыслить содержание понятия или действия;
- по ходу занятий руководитель должен обобщить знания, полученные в результате восприятия или действия;
- на занятиях следует сочетать различные средства наглядности: макеты, муляжи, тренажеры, модели, приборы, оборудованные окопы, траншеи, технику и вооружение;
- фильмы, предназначенные для демонстрации, предварительно просматриваются, в ходе просмотра следует определить порядок использования фильма: когда и какие пояснения дать к его отдельным эпизодам, на какие фрагменты обратить особое внимание, на какие вопросы должны ответить обучаемые до просмотра фильма и на какие — после его демонстрации.
В учебном процессе я использую весь комплекс средств обучения, но компьютеру отвожу системообразующую роль, что связано с его возможностями:
- мультимедийного представления учебного материала;
- моделирования изучаемых явлений в реальном времени;
- разнообразия видов учебной деятельности, реализуемых компьютерными программами;
- интерактивностью, т.е. немедленной реакцией на действия учащегося;
- наличием постоянной обратной связи между учеником, компьютером, и учителем;
- обращением к удалённым источникам информации (в том числе – Internet).
Использование специального мультипроектора позволяет проецировать изображение на большой экран не только с компьютера, но и видеомагнитофона, видеокамеры. При формировании научных понятий выход на теоретический уровень обобщения обеспечивается сочетанием коллективно – распределенной учебной деятельности с непосредственным взаимодействием учителя со всем классом.
Таким образом, применение ИКТ на уроке рассматривается мной не как самоцель, а:
- Как источник дополнительной информации по предмету;
- Как способ повышения интереса к предмету и преподавателю;
- Как способ самоорганизации учебного труда и самообразования;
- Как возможность реализации личностно-ориентированного подхода для учителя;
- Как способ расширения зоны индивидуальной активности и социализации человека.
Проект предназначен для проведения урока ОБЖ в 9-м классе. Урок построен по учебнику А.Т. Смирнова, М., «Просвещение», 2008 г., раздел 1 «Основы безопасности личности, общества и государства», главы 1 «Национальная безопасность России в современном мире».
Технические требования: PowerPoint 2007.
УРОК 2. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Презентация к уроку представлена в Приложении 1.
Учебные вопросы
- Национальные интересы России.
- Интересы личности, общества и государства в общем содержании национальных интересов России.
- Национальные интересы России во внутриполитической, в социальной, международной и в военных сферах жизнедеятельности страны.
- Мероприятия по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера как составляющая национальных интересов России.
- Влияние на обеспечение национальных интересов России каждого человека.
Цель
По окончании изучения темы, учащиеся должны иметь представление о месте России в мировом сообществе о значении усилия всех членов общества для достижения высокого уровня всего многонационального народа нашей страны.
Основное содержание урока
- Национальные интересы России.
- Интересы личности, общества и государства в общем содержании национальных интересов России.
- Национальные интересы России во внутриполитической, в социальной, международной и в военных сферах жизнедеятельности страны.
- Мероприятия по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера как составляющая национальных интересов России.
- Влияние на обеспечение национальных интересов России каждого человека.
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации (далее именуется — Концепция) — система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.
Заключение
Повторить основные моменты и проверить, как понята тема.
Вопросы для проверки полученных знаний
- Что представляет собой в общем виде национальные интересы России?
- Что представляют собой интересы личности, общества и государства в общем содержании национальных интересов России?
- В чем заключаются национальные интересы России во внутриполитической, в социальной, международной и в военных сферах жизнедеятельности страны?
- Являются ли составляющими национальных интересов страны мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера?
- Какое влияние на обеспечение национальных интересов России может оказывать индивидуально каждый человек и в чем это выражается?
Домашнее задание
Раздел 1, глава 1, параграф 1.