Классный час в начальной школе "Чтобы помнили…"

Разделы: Начальная школа


Цель классного часа: Приобщение учащихся к великим историческим событиям нашей Родины.

Задачи классного часа:

Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, уважение к героическому прошлому нашей страны, к соотечественникам – «солдатам Великой Отечественной».

Развивающие: развивать речь, мышление, внимание, интерес к истории.

Обучающие: дать начальные сведения о Великой Отечественной войне, способствовать осознанию понятий «героизм и подвиг» на примерах некоторых исторических фактов, адаптированных к возрасту учащихся.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Чтобы помнили…» (файл презентации можно получить по запросу у автора статьи), экспонаты классного музея о ВОВ, рисунки на военную тему, газетные материалы о ВОВ на Кубани, «письмо другу: Теперь я знаю, что такое война. Война – это…»

I. Организационный момент

Приветствие гостей.

Слайд №1

II. Вступительное слово учителя

У: 22 июня 1941 года, в 4 часа утра, когда на нашу землю упали первые робкие лучи солнца, огромная чёрная туча под названием война закрыла его на долгих четыре года.

Четыре года боли, горя, страданий. Четыре года человеческих смертей и беспримерных подвигов. Четыре года надежды и ожидания. Четыре года слёз и страха. Война. А что вы знаете о ней?

Слайд №2

III. Активация знаний по теме

1. Работа в дневнике двойной записи

Примечание: проводится учителем в форме «дневника двойной записи» - методического приёма стратегии развития критического мышления через чтение и письмо. Часть доски делится вертикальной чертой напополам. Дети высказывают своё мнение по теме, учитель фиксирует его в левой колонке.

У: Молодцы! Оказывается, вы уже много знаете о войне. Некоторые ваши сведения правильные и интересные, а я решила познакомить вас с некоторыми эпизодами войны, из которых вы узнаете о смелости, подвигах, бесстрашии и необыкновенной доброте и человечности наших с вами соотечественников. Поможет мне в этом I группа.

2. Выступления детей I группы. «Подвиг твой бессмертен»

Примечание: выступают дети с заранее подготовленными рассказами.

Слайд №3

Первый удар

Первый удар врага приняла на себя легендарная Брестская крепость. Фашисты стреляли по крепости из десятков орудий. Бросали бомбы. Жгли огнемётами.

Стены крепости рушились, казармы горели. У наших солдат, защитников крепости, не было пищи и воды. Не хватало патронов.

Фашисты ждали, что над крепостью взовьётся белый флаг и русские сдадутся. Но над чёрными от огня стенами, в дыму и огне развевалось красное знамя. Крепость не сдавалась. Каждый солдат боролся до последнего вздоха. Защитники крепости были крепче камня.

Слайд №4

Русский солдат

Много километров прошагал по дорогам войны Николай Масалов. Много крови и слёз видел он на этих дорогах. И вот он в самом сердце Германии – у стен гитлеровского Берлина – вражеской столицы.

После тяжёлого боя наступило затишье. Вдруг солдаты услышали детский плач. Николай Масалов бросился на помощь ребёнку. Фашисты открыли страшный огонь. Но солдат забыл о смерти. Он полз к мосту. Там плакала маленькая девочка.

Об этом подвиге знает весь мир. В Берлине, в Трептов-парке, стоит памятник русскому солдату. На руках у него немецкий ребёнок.

Слайд №5

Дети кузнеца

Но не только на фронте совершались подвиги. В глубоком тылу люди спасали самое дорогое – детей. В войну осиротело много ребятишек. Их отцы погибли на фронте, а матери – от фашистских бомбёжек.

Детей-сирот увозили в глубокий тыл, подальше от смерти и ужасов войны. Два поезда с детьми-сиротами прибыли в город Ташкент. Детские дома были переполнены.

Тогда кузнец Шахмер и его жена Бахри усыновили, вырастили и воспитали 14 мальчиков и девочек. Это были дети разных национальностей.

3. Работа в дневнике двойной записи

У: Ребята, наш дневник двойной записи заполнен только с одной стороны. Давайте справа запишем то, что мы узнали о войне из рассказов ваших одноклассников!

Слайд №6

4. Выступления детей II группы. Военные дни на Кубани

У: Вы все конечно знаете, что война не обошла стороной и нашу с вами малую родину Кубань. 12 февраля этого года мы отмечали 65-летие освобождения Краснодара от немецко-фашистских захватчиков.

Жуткие расправы с мирным населением Кубани проводили фашисты в дни оккупации в 1942-1943 годах.

Слайд №7

Машины – душегубки

Впервые за всю историю войны именно в нашем городе фашисты применили своё варварское изобретение – машину-душегубку. Это были большие грузовики с крытым кузовом. По специальной трубе в кузов поступал отравляющий газ и через 10 минут люди умирали от удушья. Так в Усть-Лабинском районе фашисты уничтожили 320 больных детей. Их загнали в машину прямо из больницы, в одних трусиках и маечках. Закрыли двери «душегубки» и пустили смертельный газ.

У: Фашисты целенаправленно и с особой жестокостью уничтожали именно детей. Ведь дети, то есть вы, это наше будущее. Если в стране много детей, значит, страна живёт, будет жить и процветать. А это в планы Гитлера не входило.

Слайд №8

Ейский детский дом

В начале войны, в город Ейск Краснодарского края был эвакуирован детский дом. В нём находились дети больные церебральным параличом. Им было тяжело двигаться. Многие не могли самостоятельно ходить, сидеть. 214 детей были вывезены за город в машинах-душегубках и закопаны. Многие из них лежали, обнявшись друг с другом, рядом с ними были любимые игрушки.

Слайд №9

Город материнской славы

Так называют Тимашевск. Здесь находится единственный в России мемориальный музей, рассказывающий о трагической судьбе матери Епистинии Фёдоровне Степановой. Война забрала у неё самое дорогое – её сыновей: Александра-старшего и Александра-младшего, Николая, Василия, Филиппа, Фёдора, Ивана , Ильи, Павла… Девять раз приходил в её дом почтальон с похоронками. А теперь возле памятника Матери растут девять серебристых елей – девять жизней её сыновей. Памятник от слова память – чтобы помнили и никогда не забывали.

Слайд №10

5. Работа в дневнике двойной записи

У: Я думаю, что мы можем продолжить заполнение нашего дневника!

Примечание: учитель фиксирует ответы детей на доске.

Слайд №11

6. Выступления детей III группы. Стихи о войне

У: Многие художники, писатели, поэты рассказывали в своих произведениях о войне. Отрывки из стихов советских поэтов мы предлагаем вам послушать.

Злобный враг войну затеял,
Мы его не пощадим.
И на море, и на суше
Разобьём и разгромим!

Наши танки в бой несутся,
Содрогается земля,
Пусть не зарятся фашисты
На российские поля!

Мать сыночка провожала
И такой наказ дала:
«Береги страну родную,
Как тебя я берегла!»

Рвутся снаряды и танки гремят,
Над нами стервятники вьются,
Но мы все решили – ни шагу назад!
Фашисты сюда не прорвутся.

Мы помним святую присягу свою,
За нами друзья и родные.
И в этом, быть может, последнем бою,
Мы будем стоять, как стальные!

Над Родиной песня, как птица лети
И гордо скажи нашим людям:
«Пока мы живые – врагу не пройти,
Умрём, но победу добудем!»

IV. «Посещение» школьного музея

Слайд№12

У: Ребята, вы уже давно обратили внимание на наш «музей». Эти вещи сохранились с военных лет. Вот это старое пожелтевшее письмо принесла Марина Викторовна. Его прислал с войны своей семье её дед. Обратите внимание, что все военные письма были без конвертов, а складывались треугольничком. В таком виде и путешествовали они по дорогам войны. Котелок, ордена и медали принадлежат семье Кати Свинаренко. Сейчас она расскажет нам о своём дедушке.

Слайд №13

«Мой дедушка, Пичморга Борис Андреевич ушёл на фронт, когда ему исполнилось 19 лет. Перед посадкой в поезд началась бомбёжка – налетели вражеские самолёты.

Командиры собрали тех, кто остался жив, и пешком вели до самого Новороссийска. А в Новороссийске – новая беда – попали в окружение. Пробирались по горам через леса без еды и воды. Откапывали из-под снега погибших лошадей и ели, чтобы не умереть с голоду. Мой дедушка участвовал во всех боевых действиях своей части. Он был ранен и получил личную благодарность от самого маршала Жукова. Имел много медалей и орден Красной Звезды. Это его котелок, с которым он прошёл всю войну. 3 года назад дедушка умер. Но мы в семье помним о нём и любим».

V. Написание эссе «Письмо другу»

Слайд №14

У: Ребята, мы сегодня много нового и интересного узнали о войне. Достаточно посмотреть на наш дневник двойной записи. И я предлагаю вам написать письмо другу – совсем небольшое – несколько слов.

«Теперь я знаю, что такое война. Война – это …» - продолжите, пожалуйста, предложение!

Примечание: заготовки для эссе можно выполнить в виде писем военных лет – треугольничков. Время написания – 3-4 минуты.

VI. Минута молчания

У: Ребята, недавно мы читали отрывок из произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Его друг Лис сказал принцу о том, что необходимо соблюдать обряды. «Это нечто такое, отчего один какой-то день становится не похож на все другие дни, один час – на все другие часы». И помогает понять цену счастья.

«Сохранением традиций человечество живёт» - написала краснодарская поэтесса Надежда Тананко. Есть такая традиция и у нашего народа. Называется она минута молчания. Её проводят в знак памяти о погибших - стоя и молча. Давайте и мы попробуем приобщиться к этой традиции и почтим память героев Великой Отечественной войны минутой молчания.

Люди, покуда сердца стучатся,
Помните, какою ценой завоёвано счастье!

Слайд №15