Последние тенденции в модернизации процесса и содержания российского образования предполагают выработку и реализацию нового, «целостного подхода к общему образованию на основе отработки новых идей и технологий обучения и воспитания» [1]. При этом считается возможным использование и обобщение зарубежного опыта обучения и воспитания. Данная статья знакомит преподавателей английского языка с направлением whole language, завоевавшим большую популярность у работников образования в США, как гуманистическая, личностно-ориентированная философия обучения.
При построении учебного процесса по данной технологии, язык усваивается не в конкретных его проявлениях: фонемах, морфемах, лексемах и предложениях, а в своем целостном проявлении. Языковые средства усваиваются не изолированно, а в контексте, при этом обучение всем четырем видам речевой деятельности (аудированию, чтению, говорению и письму) происходит одновременно.
В данной статье хотелось бы поделиться идеями по реализации данной технологии «whole language» при обучении английскому языку в начальной школе. Вследствие того, что базовой единицей данной технологии является текст, поэтические тексты могут рассматриваться, в качестве наиболее приемлемых видов текстов, для работы на начальном этапе обучения иностранному языку. Более того, поэтические тексты воздействуют на эмоциональную сферу учащихся, что подкрепляет их интерес к изучению предмета уже на начальном этапе обучения.
Предлагаю рассмотреть в качестве примера урок, проведенный во втором классе (первый год обучения) по теме «Food», который сопровождался мультимедийной презентацией (Приложение 1).
Целостное изучение иностранного языка, в основе которого лежит текст, предполагает последовательную работу на трех этапах:
- Ознакомления.
- Трансформации.
- Речевой практики.
Работа с текстом начинается, как правило, еще до знакомства с его содержанием. На данном уроке учитель предлагает учащимся сначала просмотреть небольшой клип, сопровождающийся музыкой, и предположить какая будет тема сегодняшнего урока, затем высказать свои версии. Учащиеся, просмотрев фильм, определяют, что урок будет посвящен теме «Еда».
Далее учитель использует прием «Кластер или Гроздья мысли», предлагая учащимся назвать те лексические единицы, которые относятся к данной теме, распределив их по категориям (dishes, drinks, fruit, vegetables), тем самым преподаватель активизирует мыслительные процессы учащихся. Этот прием обобщает лексику, пройденную на предыдущих уроках. Выслушиваются возможные версии.
Учитель объявляет ученикам девиз и цель урока:
Не все птицы летают.
Не все рыбы плавают.
Не все поэты сочиняют благозвучные стихи.
Данная формулировка цели урока снимает страх неудачи у учащихся, так как они понимают, что целью урока будет не сочинение, а самовыражение.
После этого начинается работа над содержанием всего текста с использованием приема «Островки понимания».
I like honey, I like cheese,
I like beans, but I don’t like peas.
I like coffee, I like tea,
I like you, do you like me?
Учащиеся находят ключевые слова, выражающие основное содержание стихотворения. При этом они руководствуются принципом знакомства с неизвестным через известное. На предыдущих уроках ученики познакомились с выражением «I like», поэтому они могут догадаться о значении выражений «I don’t like» или «Do you like me?», самостоятельно, с помощью имеющегося у них опыта в родном и английском языках.
Следующий этап – чтение текста с использованием приема «Ролевое чтение». Учащимся предлагается прочитать текст за учителем по строчкам, затем в группах по четыре человека, где каждый ученик читает сточку определенного цвета. Возможны варианты, когда учащиеся читают текст от третьего лица единственного лица, множественного числа и т.д. Подобная игра с языком стихотворения способствует закреплению языкового материала в долговременной памяти учащихся. Кроме того, с помощью этого приема осуществляется целостное овладение фонетикой, лексикой, грамматикой, темпом английской речи.
Далее ученикам предлагается исполнить action song «Five Fat Sausages» (соединение речи, музыки и движений). Ученики поют под кассету известную им песню и демонстрируют движения, называемые по содержанию текста.
Five fat sausages (2)
Sitting in a pan (2)
Sizzle! Sizzle! Sizzle!
One goes BANG!
Four fat sausages …
Three fat sausages …
Two fat sausages...
One fat sausage …
После этого, предлагается восстановить пропуски в стихотворении по памяти. На данном этапе учитель может проконтролировать степень усвоения новых речевых оборотов.
I _______ honey, I _______cheese,
I _______ beans, but I _______ peas.
I _______ coffee, I _______ tea,
I _______ you, you _______ me?
В заключение, учащимся предлагается написать собственные стихотворения. Учителем создается коммуникативная ситуация на уроке, где он сообщает, что в их городе открывается новое детское кафе, только повар этого кафе совершенно не знает, что любят современные дети. Учащимся предлагается отправить ему письмо в оригинальной форме по следующему образцу:
I like ………, I like ………,
I like ……….., but I don’t like ……....
I like ……….., I like ……….,
I like you, do you like me?
И принять участие в заседании «Литературного клуба», где всем предоставляется возможность зачитать вслух свое стихотворение в «Писательском кресле». Остальные участники Клуба благодарят его за произведение аплодисментами.
Урок заканчивается одобрительными отзывами учителя и одноклассников, что создает ситуацию успеха для ученика. Ученики запечатываю свои письма в конверты и передают их учителю. Одновременно они должны оценить свою работу, как удачную (радостный смайлик) или не очень (грустный смайлик), передав его учителю. В конце урока учитель дарит ребятам стихотворение в подарок, подводя итоги урока, где учащимся удалось увидеть, услышать, написать от сердца и зачитать перед аудиторией свои творения:
Глазами увиденное,
Ухом услышанное,
Рукой сотворенное,
Сердцем принятое,
Языком проговоренное.
Таким образом, на уроке удается задействовать все сферы восприятия ребенка, и что самое важное подключить к работе его эмоциональную сферу. Занятие, построенное в соответствии с технологией «язык как целое» можно считать эффективным, потому что воздействие на эмоциональную сферу, ведет к более прочному закреплению материала в памяти ребенка.
Список используемой литературы
1. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. - М., 1996