Организация образовательного процесса в МДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками, Общепедагогические технологии


Организация умственного воспитания и обучения детей в МДОУ «Детский сад комбинированного типа №136» отражает следующие содержательно-процессуальные характеристики образовательного процесса:

  1. Цели образовательного процесса.
  2. Принципы организации образовательного процесса.
  3. Содержание образовательного процесса.
  4. Средства осуществления образовательного процесса.
  5. Виды и формы работы по интеллектуальному воспитанию детей.

ЦЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

В программе развития  и образовательной программе МДОУ №136 четко  и конкретно обозначены цели познавательного развития и умственного воспитания детей:

  • Максимальное развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти и воображения) как основы для ориентации ребенка в окружающем мире, себе самом и регуляции его интеллектуальной деятельности.
  • Развитие любознательности  и познавательного интереса и формирование активной исследовательской позиции ребенка.
  • Формирование познавательного интереса, умений выбирать информацию, обобщать способы и средства своей деятельности, развитие способности видеть общее в единичном и самостоятельно находить решение проблем.

Цель соотносится с задачами сенсорного и умственного воспитания детей дошкольного возраста.

Задачи сенсорного воспитания:

  • формирование у детей системы образовательских (перцептивных) действий;
  • формирование системы сенсорных эталонов;
  • умение их самостоятельно применять в познавательной деятельности;
  • усвоение обобщенного способа восприятия различных видов объектов.

Задачи умственного воспитания:

  • формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
  • развитие элементарных навыков и умений умственной деятельности;
  •  формирование познавательных интересов;
  • Развитие любознательности и действенного отношения к миру предметов и явлений.

Проблема учета целей приоритетного направления работы ДОУ при планировании работы педагогического коллектива решается в процессе постановки соответствующих целей воспитательно-образовательной работы на год, на месяц через прогнозирование результатов разного уровня на каждом этапе работы. В детском саду  с его приоритетами интеллектуального и коррекционного развития от всех детей не следует ждать полного и своевременного выполнения программы интеллектуального воспитания. Мы считаем это традиционным заблуждением, так как не стремимся готовить будущих «светил» науки. Задачей педагогов  является создание таких условий воспитания и обучения, которые будут способствовать формированию общечеловеческих интеллектуальных способностей и индивидуальному для каждого ребенка стилю познавательной деятельности.
Согласно подходу, изложенному в «Таксономии целей обучения» Блума, любой структурный элемент содержания образовательной программы в каждой возрастной группе может быть усвоен на разном уровне сложности:

  • первый уровень – репродуктивный уровень обученности и воспитанности, воспроизведение информации по памяти;
  • второй уровень – уровень интерпретирующей активности, включающий обнаружение недостающих элементов, выделение характерных элементов, обнаружение связей между элементами и целым;
  • третий уровень – поисковый уровень, включающий анализ и синтез, разработку алгоритма решения проблемных задач.

Перед нашими педагогами стоит задача прогнозирования в начале года определенного количества элементов содержания программы, которые допустимо усвоить только на первом и втором уровнях, и тех, которые могут быть усвоены только на третьем уровне. Естественно, что это определяет основную тематику и содержание всех занятий с детьми, так как они должны за учебный год пройти от первого до третьего уровня усвоения знаний по каждой структурной единице (понятию) программы интеллектуального развития воспитанников. Программа составлена таким образом, что учитывает такого рода мобильный дифференцированный подход к индивидуальным образовательным маршрутам детей. При этом воспитателям разрешается отклоняться от плана, учитывая индивидуальный подход к детям, актуальные интересы и настроение воспитанников.

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Принципы организации образовательного процесса в ДОУ №136 делятся на три вида:

  1. Общедидактические принципы (доступности обучения, систематичности и последовательности, наглядности, прочности и осознанности знаний, научности, принципа связи обучения  с жизнью, индивидуализации процесса обучения).
  2. Специальные принципы, специфические для организации образовательного процесса на каждом возрастном этапе (комплексности, вариативности сроков обучения в зависимости от исходного уровня подготовленности воспитанников, их  способностей, индивидуализации обучения, принципы формирования мотивационной основы обучения, смены видов деятельности и динамичности возрастного детского восприятия на занятиях и т.п.)
  3. Принципы, отражающие ориентацию на современные образовательные технологии.

В условиях нашей дошкольного учреждения принцип интеграции является на сегодняшний момент наиболее важным принципом,  обеспечивающим единство целей всех направлений  всестороннего развития, гармоничного сочетания методов и приемов умственного, эстетического, социально-нравственного и физического воспитания, рационального использования современных образовательных технологий.

Принцип интеграции предполагает восстановление ребенком при помощи взрослых (воспитателей и педагогов) целостной и гармоничной картины мира из отдельных ее фрагментов, из разрозненных представлений, на основе сопоставления с коллективным мнением сверстников.

Мнение первых делает образ мира целостным и устойчивым, мнение вторых позволяет определить в нем собственные «психологические координаты». Поэтому мы не можем говорить только об интеграции методик, методов и приемов обучения дошкольников, не затрагивая вопросы интегрированного, взаимодополняющего действия детей и взрослых.

На практике,  в детском саду, часто перекрываются и используются в разных сочетаниях друг с другом  все формы интеграции:

– Объективная интеграция проявляется в совмещении в одних и тех же темах, разделах, курсах разных дисциплинарных образов одного объекта (земля, вода, воздух, пища и др.).
Объективная интеграция применительно к работе с детьми  дошкольного возраста используется  нами в рамках тематического планирования занятий по развитию речи,
ИЗО-деятельности, экологии и т.д.
– Понятийная интеграция используется в ДОУ в рамках осуществления опытно-экспериментальной деятельности  в процессе развития интеллектуальных способностей воспитанников и охватывает темы и курсы, которые раскрывают содержание общенаучных понятий (движение, рост, развитие, равновесие и др.).
– Практическая интеграция ориентирована на всестороннее рассмотрение технических продуктов или процессов во взаимосвязи с внешней средой. Педагоги используют этот вид интеграции, когда речь идет о пользе или вреде неосторожного обращения детей с лекарствами и витаминами, об обращении с электрическими приборами и правилах пожарной безопасности в рамках формирования представлений о способах обеспечения безопасности жизнедеятельности.
– Деятельностная интеграция особенно популярна у наших педагогов, использующих проблемные методы обучения дошкольников на занятиях и вне их. Широкие возможности данная форма интеграции представляет для развития интеллектуальных способностей в рамках предметной, игровой и продуктивных видов совместной деятельности детей и взрослых, для использования  нетрадиционных методов умственного развития дошкольников: метода мозгового штурма, фокальных объектов и др.
– Психолого-педагогическвя интеграция как специальная организация  информации познавательного характера в соответствии с теоретическими моделями обучения, разработанными в психологии и дидактике. Например, при организации воспитательно-образовательного процесса преподаватели ДОУ в первую очередь обращают внимание на стимулирование мотивации познавательной деятельности дошкольников за счет:

  • обогащения и увеличения информации, конструктивности и насыщаемости предметно-развивающей  среды,
  • организации обучения с опорой на психические состояния умственного удивления и радости от решения проблемных задач,
  • расширения возможности выбора  способов решения интеллектуальных задач,
  • введения игровых  и соревновательных проблемных ситуаций в процесс взаимодействия детей и взрослых,
  • укрепления рефлексии и децентрации мышления детей в коллективной работе и др.

– Проблемная интеграция охватывает междисциплинарные проблемы разной степени широты (например, охрана здоровья, внешней среды и др.). К такой форе интеграции привлекаются не только дети, но и родительский актив.
– Теоретическая интеграция применяется нами в качестве концептуального стержня единства законов (причинных, функциональных, эволюционных) на занятиях математической направленности и занятиях по ознакомлению с окружающим миром.
– Методологическая форма интеграции используется нашими педагогами не в непосредственной работе с детьми, а для создания организационных  моделей ДОУ.

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Содержание образовательного процесса МДОУ №136 может быть охарактеризовано на ценностном, познавательном, нормативном и деятельном уровнях и отражено в образовательной программе ДОУ в виде следующих схем (Приложение)

Выводы из анализа программы работы МДОУ «Детский сад комбинированного вида №136»

  • Во-первых, программа успешно реализуется педагогами, так как они хорошо знают возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, закономерности их развития.

  • Во-вторых, программа ориентирует педагогов на системный подход к интеллектуальному воспитанию и развитию дошкольников.

  • В-третьих, программа имеет развернутое методическое обеспечение, предполагает повышение уровня интеллектуальной культуры и психолого-педагогической грамотности коллектива.

  • В-четвертых, специальным образом организована развивающая среда, позволяющая на практическом уровне решать конкретные задачи адаптации и модификации методических пособий и рекомендаций к программе, а также – создавать условия для собственных творческих поисков педагогов ДОУ.