Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает.
Г.Зиммель
Огромные возможности компьютерной техники, гигантское многообразие информации, которое предоставляют мультимедиабиблиотеки и сеть Интернет, сегодня находятся в глубоком противоречии с существующей системой обучения, опирающейся на ограниченное стандартами содержание и традиционную технологию преподавания.
Существуют два принципиально различных пути преодоления этого противоречия:
1) радикальное изменение содержания
и методов образования, отказ от занятия в пользу
самообразования, организации свободного
культурно-образовательного путешествия в
информационном пространстве;
2) приспособление новых
информационных возможностей к рамкам
традиционной системы обучения.
Второй путь получает всё большее и большее
распространение, осуществляется в виде компьютерного
занятия.
Компьютерным занятием называют любое занятие с применением компьютера: обучающего средства.
Классификационные параметры технологии компьютерного занятия:
Уровень и характер применения: общепедагогический,
проникающий.
Философская основа: технократизм,
экзистенциализм.
Методологический подход: информационный,
системный.
Ведущие факторы развития: социогенные
+ психогенные.
Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная,
когнитивная, гештальт, суггестия.
Характер содержания: общеобразовательный,
адаптивный.
Вид социально-педагогической
деятельности: обучение + социализация.
Вид управления учебно-воспитательным
процессом: компьютерный + индивидуальный.
Преобладающие методы: интерактивные,
диалогические, программное обучение.
Организационные формы: индивидуальные
+ система малых групп.
Преобладающие средства: информационно-компьютерные.
Подход к студенту и характер
воспитательных взаимодействий: субъект-субъектный,
сотрудничество.
Направление модернизации: информатизация.
Категория объектов: все категории.
Вариант (вид) компьютерного занятия зависит от:
– общей дидактической структуры занятия;
– варианта использования средств ИКТ;
– объёма делегируемых компьютеру функций
преподавателя (формулы компьютерного занятия);
– вида используемых компьютерных средств
(текстовые, видео, аудио).
Само же занятие как дидактическая единица какой-либо системообразующей педагогической технологии выполняет свою функцию.
Применение компьютера является проникающей технологией, подчиняющейся, накладывающейся, а также сопровождающей логику основной технологии и повышающей эффективность усвоения учебного материала.
Проектирование компьютерных занятий начинается с составления плана изучения темы (раздела), в котором использование средств ИКТ оптимально распределяется по всем занятиям. При этом учитывается:
- содержание изучаемого материала;
- основная используемая системообразующая педагогическая технология;
- наличие компьютерных средств, программных и аудио-видеосредств;
- психологические и социометрические характеристики группы и каждого студента;
- необходимость чередования различных типов компьютерных средств и др.;
- классические требования к занятию (логическая завершённость, разнообразие методов и т.д.).
Для плана конкретного компьютерного занятия:
- Составляется временная структура, в соответствии с главной целью намечаются задачи и необходимые этапы для их достижения.
- Из резервов компьютерного обеспечения отбираются наиболее эффективные средства.
- Рассматривается целесообразность их применения в сравнении с традиционными средствами.
- Отобранные материалы оцениваются во времени: их продолжительность не должна превышать санитарных норм; рекомендуется просмотреть и прохронометрировать все материалы, учесть интерактивный характер материала; запланировать резерв времени.
- Составляется временная развёртка (поминутный план) занятия.
- При недостатке компьютерного иллюстративного или программного материала проводится поиск в библиотеке или в Интернете или составляется авторская программа.
- Из найденных материалов (файлов) собирается презентационная программа. Для этого пишется её сценарий. При презентации на экране можно соединить вместе карты и схемы, диаграммы и фотографии, фильмы и аудиозаписи – всё это можно при необходимости снабдить подписями и комментариями, выделить шрифтом, светом наиболее важную информацию. А компьютерная «мышь» может использоваться как указка, обращающая внимание студентов на наиболее важные места на экране.
- Планируя достижение определённых целей, следует предусмотреть и их полную и результирующую диагностику. Использование компьютера даёт возможность усилить и углубить контроль. Для этого применяется готовая программа или разрабатывается авторская, которые также включаются в презентационную программу.
- Обучающие программы комплектуются отдельно.
При подготовке к компьютерным занятиям преподаватель имеет дело со следующими задачами:
1. Просмотр и экспертная педагогическая оценка
всех имеющихся информационных ресурсов и данных
программного (мультимедиа) продукта.
2. Составление выборки (презентации) из
программного продукта.
3. Создание авторской обучающей программы с
– дикторским текстом;
– музыкальным сопровождением;
– статическими иллюстрациями;
– видеовставками;
– интерактивным взаимодействием преподаватель – компьютер;
– включением материалов из сети Интернет.
Алгоритм внедрения компьютерных технологий заключается в следующем последовательном механизме:
- Установление исходного уровня компетенции обучаемого, выбор учебных элементов и определение требований к качеству усвоения;
- Отбор содержания и средств педагогической коммуникации;
- Планирование во времени и пространстве иерархии и последовательности операций учебного процесса;
- Реализация программного обеспечения;
- Познавательная деятельность студентов;
- Управление познавательной деятельностью;
- Тестовый контроль результатов учебной деятельности;
- Отработка языковых навыков;
- Тестовый контроль практических умений;
- Проверка языковой компетенции на данном отрезке обучения;
- Выполнение упражнений и контрольно-зачетных заданий;
- Оценка достигнутых результатов
Предварительный анализ использования компьютерных занятий в Санкт-Петербургском государственном инженерно-экономическом университете показал следующие результаты:
- 60% – высокий уровень практического владения английским языком;
- 50% – желание продолжить изучение английского языка во внеурочное время;
- 30% – желание изучать второй иностранный язык с использованием компьютерных технологий;
- 60% – высокая персональная ответственность в получении знаний, что оказывает положительное влияние на процесс обучения.