Цель урока: познакомиться с понятиями “кодирование” и “декодирование” информации.
Задачи урока:
образовательные – знакомство учащихся с понятиями “кодирование” и “декодирование”;
развивающие – формирование приемов логического и алгоритмического мышления; развитие познавательного интереса к предмету “Информатика”; развитие умения планировать свою деятельность;
воспитательные – воспитание аккуратности, точности.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Вид урока: урок-игра.
Оборудование урока:
- доска;
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- презентация (см. Приложение 1). Из презентации в виду большого объема удалена песня (из м/ф “В порту” вступление.mp3) и фотографии с видами порта;
- письмо (см. Приложение 2);
- “Дневник путешественника” (см. Приложение 3).
Система оценивания.
За каждое быстро и правильно выполненное задание ученик получает балл, который заносит в свой бортовой журнал. В конце урока он подсчитывает количество набранных баллов и выставляет себе оценку.
План урока.
- Организационный момент. Вступительное слово учителя.
- Основная часть урока. Путешествие на корабле.
- Подведение итогов урока. Обобщение.
- Домашнее задание.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.
2. Основная часть урока. Путешествие на корабле.
Учитель. Ребята, вчера почтальон принес мне странное письмо. Вот оно… (слайд 1).
Я не смогла его прочитать. Как вы думаете почему?
Так вот, чтобы можно было прочитать зашифрованные письма, сегодня изучим такое действие, как “Кодирование информации” (слайд 2)
На уроке:
Мы узнаем:
- Что такое кодирование и декодирование.
- Что такое кодировочная таблица.
- Способы кодирования.
Мы научимся:
- Кодировать и декодировать информацию.
- Работать с кодировочной таблицей.
- Кодировать информацию различными способами
Как вы думаете для чего нам нужно кодировать информацию? (Слайд 3)
Это делается для того, чтобы сообщение, которое несет информацию, можно было передать или сохранить на носителе. Для этого часто необходимо изменит форму представления информации. Для письма, которое мне пришло кодировочная таблица будет выглядеть следующим образом: здесь каждая буква получила свой порядковый номер в алфавите. (Слайд 4)
Давайте расшифруем письмо. (Задание № 1)
А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | Й |
01 | 02 | 03 | 04 | 05 | 06 | 07 | 08 | 09 | 10 | 11 |
К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф |
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 |
“Письмо”
12 13 01 05
15 01
16 19 20 18 16 03 06
05 06 19 33 20 10
17 01 13 30 14
У вас на партах лежат письма, придвиньте их к себе и с помощью кодировочной таблицы прочитайте письмо. (Слайд 5)
Для того чтобы найти клад, я предлагаю вам отправиться в морское путешествие в поисках клада. Все готовы? Нас ждут трудные испытания и сложные задания.
Путешественники ведут дневник, в который записывают все свои наблюдения.
У вас на столах лежит “Дневник путешественника” (слайыд 6-7).
Давайте его достанем и подпишем.
В дневнике мы будем выполнять задания. Проверьте, верно, ли вы расшифровали письмо. Если вы выполнили без ошибок, то поставьте 2 балла, если допустили ошибку – 1 балл, если не выполнили – 0 баллов.
При помощи какого вида транспорта путешествуют по морям и океанам? (Корабль, теплоход)
А где стоят корабли и теплоходы? (Впорту)
Закроем глаза и представим, что мы в порту. (Песня, слайд 8 с видами порта)
Вот наш корабль. (Картинка на слайде 9)
– Как говорил капитан Врунгель, “как вы яхту назовете, так она и поплывет”. Наш корабль называется “Умный”.
Чтобы передать сообщение с одного корабля на другой, люди в древности использовали “Семафорную азбуку”. Давайте всем кораблям в округе сообщим название нашего корабля.
Умный семафорная азбука. (Слайд 10)
Все путешественники берут в дорогу какие-то предметы. Какой предмет возьмем мы, узнаем, выполнив задание “Предмет в дорогу”. (Диктант по клеточкам)
Что получилось? (Слайд 11)
Как вы думаете от чего этот ключ? (От сундука с сокровищем)
Заносим в дневник наблюдателя баллы за задание: у кого получился рисунок без ошибок – 2 балла, с ошибками или неточно – 1 балл, не получилось – 0 баллов.
“Прогноз погоды” (слайд 12)
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
А |
П |
Т |
Ы | В |
Я |
Б |
Р |
Н |
О |
У |
А |
В |
Й |
К |
Е |
С |
Б |
(а, 4), (в, 3), (а, 2), (в, 3), (б, 1) ВЕТЕР
(а, 1), (б, 3), (а, 1), (б, 4), (а, 2), (б, 2), (а, 3), (в, 1) ПОПУТНЫЙ
Заносим в дневник наблюдателя баллы за задание: у кого получился рисунок без ошибок – 2 балла, с ошибками или неточно – 1 балл, не получилось – 0 баллов.
Физкультминутка.
Итак, наконец, мы отправляемся в путь. Ветер попутный, поднимаем паруса. Курс на Остров десяти пальм!
Давайте встанем, попрощаемся с провожающими. Помашите им рукой-
Вдохните полной грудью морской воздух. Хорошо на палубе.
Возьмите в руки бинокли. Посмотрите налево.
Проплываем мимо Острова пингвинов, покажите, как они ходят.
Далее дети показывают дельфина, чайку, сову, “плавают” в море, ловят рыбу.
Посмотрите, пока мы гуляли по палубе впереди показался остров. (Слайд 13)
Странно, на берегу валяется какой-то предмет. Давайте посмотрим что это. (Слайд 14)
“Бутылка с запиской”
краб, лодка, акула, дельфин;
пират, остров, дно;
парус, акваланг, лоцман, ь, мачта, океан, йод;
залив, айсберг, гарпун, лагуна, якорь, невод, иллюминатор;
весло;
чайка, ёрш, рыба, навигация, ы, йогурт;
яхта, щупальца, исток, капитан.
Как можно прочитать это письмо? (По первым буквам слов)
Так что написано в этом письме?
Ответ. КЛАД ПОД ПАЛЬМОЙ, ЗАГЛЯНИ В ЧЕРНЫЙ ЯЩИК
Молодцы! Не забудьте занести в дневник результат выполнения задания.
“Радиограмма” (слайд 15)
Наши радисты перехватили радиограмму с корабля пиратов. Сигналы передавались при помощи азбуки Морзе - это еще один способ кодирования информации. (Слайд 16)
_._ ._.. ._ _..
._ _. _ _ _ _..
… _ _
._ _. ._ ._.. _.._ _ _ _ _ _ ..
Клад под 3 пальмой. (Слайд 17)
Дополнительное задание: зашифровать свою фамилию при помощи азбуки Морзе.
Не забудьте занести в дневник результат выполнения задания.
Как вы думаете, что может обозначать эта радиограмма, на острове Десяти пальм? (Пальма, под которой скрывается клад)
Давайте достанем наш ключ и откроем сундук. (Слайд 18)
Что же мы нашли? ЗНАНИЯ.
К сожалению, наш урок подходит к концу и нам пора возвращаться домой. Давайте закроем глаза, и представим, что мы летим на самолете. Внизу – море, вверху облака. Наш самолет идет на посадку, открываем глаза. Добро пожаловать домой!
3. Подведение итогов урока. Обобщение.
И вот мы с вами вернулись из морского путешествия. С какой темой мы сегодня познакомились?
Как, с помощью чего можно, кодировать информацию?
Где вы уже встречались с кодированием? (Слайд 19)
С этой темой подробнее вы познакомитесь в старших классах, когда мы будем изучать устройство компьютера. Вы узнаете, как важно кодирование информации для компьютера. Ведь без кодирования, возможно, не появился бы компьютер.
Давайте подведем итоги нашего путешествия:
посчитайте количество набранных баллов в своих
дневниках и выставите себе оценку. Если вы
набрали: (слайд 20)
Поднимите руку кто получил “5”, “4”, “3”.
4. Домашнее задание. (Слайд 21)
Составить кодировочную таблицу и закодировать:
А) свою фамилию и имя;
Б) любую пословицу.
Оформить на альбомном листе.