Современный американский историк Р.Пайпс объяснял особенности образования единого Российского государства так: “Собрание множества мелких полусуверенных (полусамостоятельных) политических единиц в унитарное (единое) государство, управляемое абсолютным монархом, было осуществлено в России методами, отличаемыми от тех, которые знакомы из западной истории…
Во-первых, в России никогда не было общенационального суверена (монгольский хан не в счет); вместо этого а ней была единая княжеская династия, разделенная на множество соперничающих ответвлений. Во-вторых, раздробление общенациональной политической власти произошло здесь не в результате узурпации (захвата) ее феодалами, а из-за раздела ее между князьями. По этим взаимосвязанным причинам создание унитарного государства в России происходило более сложным путем, чем на западе. Там стояла одна главная задача: обуздание узурпаторов-феодалов… В России для достижения той же цели надобно было сделать два шага. Прежде всего следовало твердо установить, кому из многочисленных Рюриковичей должно сделаться … “единодержцем”. Только по разрешении этого вопроса… мог победитель обратиться к более привычной задаче подавления своих соперников и приобрести также и звание “самодержца”… На первой стадии князья боролись друг с другом, а на второй победоносный великий князь сражался со знатью…”.
(Коваль Т.В. История России с древнейших времен до конца XVI века: Задания, тесты, задачи. – М.: ООО “Издательство “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2004 С. 74, задание 2)
Цели:
- Выяснить, каковы причины и предпосылки складывания единого государства.
- Определить основные этапы процесса объединения.
- Рассмотреть структуру политической системы удельной Руси.
План урока
1. Причины и предпосылки объединения русских земель.
2. Политическая система.
3. Основные этапы объединения.
ХОД УРОКА
1. Вводная беседа | На данном этапе учащиеся
вспоминают:
|
Слайд 1. Презентация Слайд 2 |
Учитель: Объединение земель
и образование единого государства
осуществлялось как в странах Западной Европы,
так и в русских землях. Рассмотрим Документ 1,
проанализируем представленную точку зрения. На основе сравнения приходим к выводу о том, что процесс образования единого российского государства отличался от аналогичного процесса в странах Западной Европы. |
Слайд 3 (для проверки) | |
2. Изучение новой темы Предпосылки и причины объединения русских земель |
Учитель: Давайте выясним, кто
и почему был заинтересован в ликвидации
раздробленности страны. Работа с учебником с. 140-141, выполнение задания (соотнести группы русского общества и причины их заинтересованности в появлении единого государства) Делаем вывод о заинтересованности различных слоев населения в объединении страны. А существовали ли условия для объединения? |
Слайд 4 Задание выполняется графически с использованием Smartдоски. |
Работа с текстом учебника с. 139-141.
Обсуждение прочитанного:
|
Слайд 5 Слайд 6 Задание выполняется графически с использованием Smartдоски |
|
Учитель: Мы рассматриваем процессы, которые происходили на части русских территорий. О каких землях идет речь? (О княжествах Северо-Восточной Руси). Ряд русских княжеств стал частью другого государства, какого? (Великого княжества Литовского) Покажите, какие земли вошли в состав Литовского княжества. | Слайд 7. Работа с картой. | |
Политическая система Руси | Рассмотрим политическую систему Северо-Восточной Руси. На основе работы с текстом (с.141), учащиеся отвечают на вопрос Почему князья стремились получить ярлык на великое владимирское княжение? Найденные аргументы подтверждаются информацией со Слайда 8. | Слайд 8 |
На основе слайда 9
рассматривается схема Системы подчиненности
русских княжеств. Учитель: объясните, как регулировались взаимоотношения между князьями? с.141 |
Слайд 9 | |
Основные этапы объединения | Работа с лентой времени. Учитель выделяет основные этапы объединения и их хронологические рамки, кратко характеризует главные события каждого этапа и определяет суть каждого этапа | Слайд 10 |
3. Закрепление | Беседа по вопросам:
|
Выполнение задания на Smartдоске.
С.11 Выполнение задания на Smartдоске в программе HotPotatoes |
4. Домашнее задание | §17 с.139-142; Задание в рабочей тетради № 1 с.51, № 2 с.52, № 4 с.54 |