Методы: наглядный, проблемный, индивидуальная и исследовательская работа, мультимедиа.
Оборудование:
- Учебник Д.В. Колесова. Биология. Человек. 8-й класс. М.: Дрофа, 2005.
- Рабочая тетрадь Д.В. Колесова. Биология. Человек. 8-й класс. М.: Дрофа, 2005.
- Видиопроектор, демонстрационный экран, презентации учащихся “Воля”, “Эмоции” и “Внимание”.
- Рисунки, отражающие различные выражения лиц человека.
Планируемые результаты:
- Учащиеся узнают об особенностях воли, эмоций, внимания в жизни школьника.
- Проведут мини-исследование своего организма.
- Получат рекомендации своих одноклассников для воспитания внимания, развития воли.
- Научаться дыхательному упражнению, которое поможет снять физическое и психическое напряжение.
Цели урока:
Образовательные
- сформировать знания о воли, эмоциях, внимании;
- знать особенности каждого познавательного процесса;
- характеризовать их роль в жизни школьника.
Воспитательные
- формирование интереса к изучаемому предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;
- стимулирование любознательности, активности на уроке.
Развивающие
- развитие поисково-информационных умений;
- развитие умений выделять главное в изучаемом материале, анализировать, обобщать изучаемые факты и понятия, сравнивать, делать выводы;
- развитие способностей к самостоятельной работе над новым материалом.
План урока:
1. Организационный момент. Объяснение темы и цели занятия.
2. Работа с новым материалом:
- Воля.
- Эмоции.
- Внимание.
Лабораторная работа “Измерение числа колебаний образа усечённой пирамиды в различных условиях”.
- Проверка изучаемого материала (ответы на задания, обсуждение).
- Домашнее задание.
- Подведение итогов.
- Рефлексия.
1. Организационный момент. Сегодня наш урок посвящен познавательным процессам человека. На уроке будут использованы презентации ваших одноклассников.
Вы уже знаете, что важнейшую роль в жизни человека играет высшая нервная деятельность (ВНД), под которой понимают те функции мозга, которые связаны с внутренним миром человека, его психикой. ВНД связана с большими полушариями головного мозга. Поверхность больших полушарий образована серым веществом – корой, которая отвечает за речь, память, сознание, мышление, волю, эмоции, внимание. Цель этого урока познакомиться с понятиями “воля”, “эмоции”, “внимание” и выяснить их роль в жизни школьника, а также провести мини-исследование для познания себя. По ходу урока Вам необходимо составить конспект, где самое главное будет отражено кратко. И так, переходим к изучению нового материала.
2. Работа с новым материалом:
У вас гораздо больше шансов достичь успеха, чем потерпеть поражение – волшебная формула.
Презентация 1 (Приложение 1)
Презентация 2 (Приложение 2)
Презентация 3 (Приложение 3)
Лабораторная работа“Измерение числа колебаний образа усечённой пирамиды в различных условиях”
Эпиграф:
“Я знаю, как на мёд садятся мухи,
Я знаю смерть, что рыщет, всё губя.
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю всё, но только не себя”.Франсуа Вийон
(французский поэт XV века)
Вот и сегодня мы будем познавать себя. Проведём мини-исследование своего внимания. Ход работы в учебнике Д.В. Колесова. Биология. Человек. 8 класс. – с.293–294. Оформить отчёт можно, используя рабочую тетрадь Д.В. Колесова. Биология. Человек. 8 класс. – с. 86.
Цели:
- определить устойчивость внимания;
- выяснить условия его повышения.
ХОД УРОКА
1. Заполнить таблицу.
Условие внимания |
Число колебаний внимания |
|
за 30 секунд |
за 1 минуту |
|
1. Непроизвольное внимание (без установки) | ||
2. Произвольное внимание (с установкой сохранять создавшийся образ) | ||
3. Произвольное внимание при активной работе с объектом |
2. Обсуждение результатов. Ответите на вопросы:
1) При каком внимании наблюдается наибольшее число колебаний внимания?
2) Результаты второго эксперимента “Удержание образа при произвольном внимании”
Если фигура исчезала
- не более 11 раз – повышенное устойчивое внимание;
- 12–20 – нормальная устойчивость внимания;
- более 20 раз – недостаточная устойчивость внимания.
3) Как можно уменьшить число колебаний внимания?
Величину колебаний внимания можно уменьшить волевым усилием. Поэтому для развития устойчивого внимания надо:
- дисциплинировать себя;
- уметь сосредоточиться при выполнении заданий;
- тренировать способность выделять наиболее важные детали и не замечать второстепенные.
4) Можно ли повысить устойчивость внимание?
Можно при активной работе с объектом. Вот почему при объяснении учителя полезно мысленно забегать вперёд, сравнивать услышанные сведения с теми, которые известны всем, не пассивно слушать объяснения, а активно осмысливать услышанное. Полезно тренировать себя в быстром переключении внимания с одного объекта на другой. Игровые автоматы в этом отношении могут быть использованы как хорошие тренажёры.
Вывод: Поддерживать внимание с наименьшими усилиями можно. На уроке необходимо соблюдать правильный режим работы; активно участвовать в восприятии изучаемого материала и воспитывать внимание, тогда и результат обучения будет хорошим.
3. Проверка изучаемого материала (ответы на задания, обсуждение).
Ваше мнение:
1) Три ученика одного класса обладают одинаковыми способностями в обучении, но имеют различные волевые черты характера:
- один нерешительный,
- другой ненастойчивый,
- третий невыдержанный.
Какие трудности в жизни ожидают этих учеников и можно ли их избежать?
2) В старой медицинской литературе приводится поучительная легенда о холере. Холера в образе женщины обещала повстречавшему ей путнику истребить в одном городе определённое число людей. Погибло во много раз больше. Её упрекали в том, что она не сдержала слово. На это холера отвечала: “Все умершие сверх названного числа погибли не от меня, а от страха”.
Выделите и объясните в легенде истину.
3) Герой гоголевской повести “Шинель” Акакий Акакиевич так был влюблён в своё дело, что даже на досуге видел перед собой ровные строчки и любимые буквы. Он отличался большой рассеянностью.
Объясните, какова её причина.
4) Если человек отказывается от алкоголя, курения, наркотиков – это проявление его воли?
4. Домашнее задание: § 57.
5. Рефлексия. Продолжите предложения:
- Сегодня на уроке я узнал …
- Я понял, что …
- Теперь я могу …
- Я думаю, что этот урок …
- Я попробую …