Цель: Воспитывать у учащихся чувство ответственности к планированию будущих семейных отношений.
Задачи:
- На основе моделирования внутрисемейных отношений, ранжирования семейных ценностей, анализа ситуаций формировать у учащихся уважительное отношение к понятию “семья”.
- Вооружить учащихся практическими советами по моделированию отношений в будущей семье.
Оборудование: доска, листочки с заданиями, микрофон.
ХОД УРОКА
Психологический настрой:
Учитель. Перед вами 2 объекта (улыбающаяся и грустная мордочка на доске). С какими из них вы себя ассоциируете? Почему? Надеюсь, наш совместный классный час поможет раскрыть каждому самое лучшее.
I. Актуализация темы.
Учитель. Сегодняшний разговор мне хотелось бы начать со статистики.
В течении 10 лет американские психологи проводили изучение семей трех тысяч американцев и образа жизни молодых мужчин и незамужних женщин. В результате исследования они пришли к довольно неутешительному выводу: каждая пятая семья распадается. Браки распадаются чаще всего после 5, 10 и 20 лет совместной жизни. Но самое неутешительное то, что холостые мужчины и незамужние женщины умирают в 15 раз чаще, чем люди в таком же возрасте, живущие в семье.
На 2001 год на 1000 жителей есть 4 развода и всего 6 браков, в то время как в 1960 году на 1000 жителей приходилось 12 браков и лишь 1,5 -2 развода.
Учитель. Какое впечатление произвели на вас эти данные? (Ответы)
Применимы ли результаты данного исследования к России?
А в продолжение темы давайте проведем небольшой соцопрос.
Социальный опрос присутствующих.
Что значит семья в вашей жизни?
Представляете ли свою жизнь без семьи? Почему?
Учитель: Я разделяю ваше мнение, также как и А.С.Макаренко: “Семья очень важное, очень ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья, в особенности в жизни общества, является прежде свего большим делом, имеющим государственное значение” (А. C. Макаренко)
Учитель. Сформулируйте тему сегодняшнего классного часа.
Учитель. Итак тема “Смотрясь, как в зеркало в другого”. (Семья в жизни человека)
Учитель. Исходя из темы, определите цель нашего классного часа.
Учитель. На какие вопросы вы бы хотели получить ответы сегодня? (Ответы учащихся)
Учитель. Что такое семья? С чем можно сравнить радость обретения собственной семьи и горечь ее потери? Можно ли прожить полноценную жизнь, не имея семьи? На эти и другие вопросы пытается давать ответы человек в течение стольких тысячелетий, сколько существует сама планета Земля. Взгляд на отношения в семье менялся, и один из постулатов Домостроя “Да убоится жена мужа своего” сегодня выглядит нелепо. Какая она, семья XXI века? Что она представляет собой сегодня? Я предлагаю вам выстроить модели идеального мужа и жены. Вам предлагается из перечня качеств выбрать те, которые отвечают вашему идеалу. Мы делимся на 2 группы по 4 человека, одни выстраивают модель мужа, другие жены. (2 мин.)
- В течении всей жизни нужна мужу и детям.
- Делит с мужем все радости и горести.
- Умеет проявлять терпение и терпимость, учит этому членов своей семьи.
- Профессионально состоятелен (льна).
- Искренне радуется достижениям мужа.
- Много общается с собственными детьми, учит жить их в мире людей.
- Не находится “под каблуком” у жены.
- Стремится достичь хороших результатов в профессиональной деятельности, чтобы муж и дети ею гордились.
- Любит свою жену.
- Уважает своего мужа.
- Поддерживает авторитет матери в семье.
- Воспитывает на собственном примере умение любить и быть любимым.
- Материально не зависит от собственного мужа.
- Формирует традиции своей семьи.
- Находит время для общения с подругами.
- Считает свою семью подарком судьбы.
- Всегда знает обо всем происходящем в своей семье.
Учитель. Пока ребята выстраивают модели на доске, мы с вами проранжируем семейные ценности. Какие из перечисленных вы бы поставили на первое место и почему? (Учащиеся работают самостоятельно 20 сек, затем идет обсуждение)
Любовь | |
Отсутствие лжи в отношениях | |
Взаимопонимание | |
Уважение | |
Общие интересы | |
Регулярная половая жизнь | |
Дети | |
Материальное благосостояние | |
Родственники | |
Взаимодоверие | |
Умение пойти на компромис |
Учитель. Но зачастую в повседневной жизни мы забываем о этих важных вещах. Давайте проанализируем ситуации, в которых необходимые условия для существования семьи нарушаются. (Ситуации могут быть любые, ребята должны их обыграть)
Ситуация 1: “Отсутствие общих интересов”.
Ситуация 2: “Тайные планы и одиночные решения”.
Показ ситуаций.
Учитель. В чем проблема семьи? Как помочь друг другу?
Учитель. Приведите примеры подобных ситуаций из жизни.
Учитель. А какой вы представляете свою будущую семью? (Сочинения учащихся)
Рефлексия: Что дает человеку семья?
И в завершение предлагаю вам составить коллективный сенксейн.
1. Существительное.
2. 2 прилагательных
3. 3 глагола.
4. Я-высказывание.
5. Синоним.
Какие мысли вы вынесете с нашего классного часа?
Учитель. Какой будет ваша семья, какой дорогой вы пойдете, решать вам и только вам., но помните, что “лишь сильная любовь может загладить те мелкие недоразумения, которые возникают при совместной жизни” (Т. Драйзер).