Цели урока:
Общеобразовательные:
- Совершенствовать навык выразительного чтения.
- Развивать умение обобщать, делать выводы, умозаключения;
Воспитательные:
- Повышать общую культуру личности
- Учить детей чувствовать и видеть доброе и плохое в мире;
- Развивать чувство толерантности, прививать добрые человеческие качества: сочувствие, милосердие, любовь к людям и природе;
Развивающие:
- Расширять кругозор учащихся.
- Развивать мышление, речь, воображение учащихся.
Оборудование:
Компьютер, экран, проектор; раздаточный материал: притча, правила доброго человека; наглядные пособия: рисунки 3 типов людей, цветок желаний, конверты с домашним заданием, цветы с названиями качеств доброго человека, таблички – словарь Ожегова, табличка – тема урока;
ХОД УРОКА
1) Организационный момент.
2) Сказание о милосердии.
- Сегодняшний урок я хочу начать со сказания. Послушайте внимательно и приготовьтесь выразить свое мнение.
Когда Бог сотворил Землю, она колебалась и дрожала, пока не воздвигнуты были на ней горы, чтобы она стала непоколебимой. Тогда ангелы спросили: “О, Боже! Есть ли в твоем Творении что-нибудь крепче этих гор”? Бог отвечал: “Железо крепче гор, так как оно разбивает их”. А есть что-нибудь сильнее железа?”. “Да, - отвечал Бог - огонь сильнее железа, потому что он расплавляет его”. “А есть что-нибудь из созданного Тобой сильнее огня”? “Есть, вода, так как она тушит огонь”. “О, Боже, но есть ли что-нибудь сильнее воды” - спросили ангелы. “Да, ветер сильнее воды, так как он заставляет и ее двигаться”. “О, Вседержитель наш! Есть ли что-нибудь из созданного Тобой сильнее ветра?”. “Есть. Добрый Человек, подающий милостыню”.
- Кто же оказался самым сильным?
- Сильнее каких природных стихий он оказался?
- Согласны ли вы с тем, что нет никого сильнее доброго, милосердного человека? Обоснуйте свой ответ.
- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет разговор на уроке? (О доброте, о людях и их поступках)
- Тема нашего урока “Дорогою добра”.
Презентация - “Главная” (1 слайд)
3) Типы людей.
В жизни бывают разные люди. В писании буддизма их разделили на три типа:
Подобно дождю, они захватывают все кругом, дают всем - будь то отшельники, несчастные бедные нищие. Они дают еду, питье, кров, свет, утешение…
- Ради чего, по вашему мнению, живет такой человек? (Человек живет ради того, чтобы души людей, окружающих его, становились лучезарнее и добрее)
- Какие краски использовали бы, каким себе представляете такого человека? (Рисунок на доске)
Подобны небольшому дождику, они дают что-то некоторым, а другим – ничего.
- Каким вы себе его представляете? (Душа уже стремится вырваться из “оков” безразличия, жадности, черствости)
- Какие краски использовали бы, каким себе представляете такого человека? (Рисунок на доске)
Подобно засухе, они не дают ничего – ни еды, ни питья несчастным и бедным людям.
- Что вы можете сказать о таких людях?
- Какие краски использовали бы, каким себе представляете такого человека? (Рисунок на доске)
- Как вы думаете, каких людей в нашем мире больше?
- Каких людей в мире должно быть больше? Почему?
- Посмотрите на экран и подумайте о том, что окружает нас каждый день.
- Что вы почувствовали, какие эмоции ощутили, глядя на экран?
- Какое желание возникло у вас? (Изменить…сделать что-то…)
4) Притча о добром Самарянине.
- Нас в мире окружает не только зло, но и много доброго.
“Добро” С.И. Ожегов – “все положительное, хорошее, полезное”.
“Зло” - “нечто дурное, вредное” и “беда, несчастье, неприятность”.
- Послушайте притчу о добром Самарянине - жителя Самарии, области, расположенной к северу от Иерусалима. Иудеи считали самарян невежественными и смотрели на них свысока. Эту небольшую историю рассказал людям Иисус.
- Докажите, что он действительно добрый, отметьте поступки этого человека. (Индивидуальная работа с текстом)
Иисус учил: “Люби ближнего своего как самого себя”. Один человек спросил у него: “А кто мой ближний?” В ответ Иисус рассказал ему притчу.
Некий человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые ограбили его, сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один странник шел тою же дорогою, увидел его и прошел мимо. Также шел крестьянин, подошел, посмотрел и прошел мимо. А потом проезжал этой дорогой самарянин, увидел его и сжалился. Он подошел, перевязал ему раны, возливая масло и вино. И посадил на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем. А на другой день отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: “Позаботься о нем, и если издержишь денег больше, я, когда возвращусь, отдам тебе”. Иисус спросил человека: “Как ты думаешь, кто из этих троих был ближним несчастному?” Человек ответил: “Оказавший ему милость”. Тогда Иисус сказал ему: “Иди и ты поступай так же”.
- “Иди и ты поступай так же” - как вы понимаете?
- Какие добрые дела совершил Самаритянин?
- Все ли люди могут поступить так же, как он?
- К чему это может привести человечество?
- Да, очень важно помогать людям. Посмотрите на экран и подумайте о том, что нас окружают.
- Какое ощущение, чувства, эмоции охватили вас? Какой мир вам ближе? В каком мире вы бы хотели жить?
5) Библейские заповеди.
- Человек многое познал, но еще большего не знает. Мир сложен и многогранен. В нем существует гораздо больше того, что могут увидеть, услышать, почувствовать и понять люди. Человек – словно крохотная песчинка в великом океане мироздания. Чтобы не утонуть в этом океане, человеку нужно следовать его законам, соблюдать определенные “правила” И эти “правила” давным-давно человечеству названы. Где?
- Да, действительно, в качестве библейских заповедей.
- Почему ее называют “Книгой книг”?
- Вот какое огромное значение имеет Библия.
- Заповеди Библии ведут людей по дороге Добра, поэтому они имеют огромное значение для всего человечества.
- Какие заповеди вы знаете?
- На какие 2 группы условно мы можем распределить все заповеди? Почему?
- Все ли заповеди мы назвали? Давайте проверим.
- Все заповеди условно можно разделить на 2 группы. Согласно евангельскому свидетельству, Иисус Христос на вопрос, какая заповедь больше всех в законе, сказал: “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим; сея есть первая и наибольшая заповедь; Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки” (Еванг. От Матф. 22, 37-40).
- Почему они так важны для людей?
- Действительно, заповеди помогают людям выстраивать отношения между собой и вести правильный образ жизни.
Заповеди
1. Бог для всех один.
2. Не поклоняйся идолам.
3. Не произноси имя Бога напрасно.
4. Шесть дней работай, а седьмой отдыхай.
5. Почитай отца и мать свою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле.
6. Не убивай.
7. Не изменяй – люби верно, преданно.
8. Не воруй.
9. Не доноси и не лги, не злословь, не сплетничай, не осуждай, а также не верь клеветникам.
10. Не завидуй чужому добру, довольствуйся тем, что имеешь. От зависти рождаются недобрые желания, а от недобрых желаний – злые дела.
6) Обсуждение прочитанных произведений / чтение вслух.
- В каких прочитанных нами произведениях авторы затрагивают эту проблему? (Обсуждение прочитанных рассказов в группах, чтение рассказов, выявление главной темы произведений и нравственных смыслов).
7) Правила доброго человека.
- Скажите как можно больше добрых человеческих качеств, которыми должен обладать человек, идущий дорогою добра.
- Милосердие, сострадание, трудолюбие, добродушие, благодарность, уважение, бесстрашие, скромность….
- Какие правила должны соблюдать добрые люди, выполняя которые мы могли бы победить зло и стать лучше?
- Предлагайте свои идеи, а потом сравним их с моими.
Правила доброго человека
Делай добро.
- Назовите пословицы о доброте, милосердии.
- Вам уже почти всем исполнилось 10 лет. Какие добрые поступки вы уже успели совершить в своей жизни? А ваши близкие?
- Закройте все глаза.
- Представьте, что сострадание, милосердие, доброта, любовь – это цветы. Какого они цвета?
- Расскажите.
- Посмотрите на нашу поляну доброты (открываем доску с цветами, на которых написаны качества личности).
- Если бы лепестки этих цветов были волшебными, какие желания вы хотели бы загадать?
Игра “Цветик-семицветик”.
- Загадайте желание и оторвите лепесток с моего волшебного цветка. Пусть ваше желание исполнится!
8) Итог урока.
- От чего же и от кого зависит наличие зла в жизни? (От людей)
- В чем, как вы думаете, заключается смысл человеческой жизни: в создании прекрасного, доброго или безобразного, злого?
- К чему должен стремиться человек в своей жизни?
- Мы с вами можем изменить мир?
- Что реально сделать в наших силах, чтобы мы могли сказать о себе и своих близких – да, мы идем дорогою добра?
- По капле, по кирпичику – медленно строится мир доброты. Он хрупкий и его надо защищать.
9) Рефлексия.
- Хотите ли вы продолжить разговор о доброте на следующих уроках?
- Что вас поразило на сегодняшнем уроке?
- Над чем заставил задуматься этот урок?
- О чем бы вы хотели продолжить разговор на следующем уроке?
- Что стало самым важным на уроке?
10) Домашнее задание.
Сегодня я приготовила для вас разное домашнее задание и хочу, чтобы каждый сам выбрал для выполнения то, что считает важным для себя и интересным после сегодняшнего урока (конверты с домашним заданием).
- Нарисовать рисунок по теме “Дорогою добра”.
- Написать сочинение – рассуждение по теме “Дорогою добра”.
- Найти рассказы писателей о добрых поступках людей, приготовить краткий пересказ.
- Оказать помощь.
- Дополнить список правил доброго человека.
- Найти пословицы высказывания о доброте и объяснить их смысл.
- Спасибо всем за урок.
- Пусть же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет и развивается, разрастается. Не пускайте зло в ваши сердца, души.
- В память о сегодняшнем уроке я приготовила вам подарок. Как вы думаете, что это? (Правила доброго человека)
- Пусть же эти правила станут для вас важными и помогут в жизни быть добрым человеком.