Цели урока: Обобщить знания учащихся по теме, проверить степень усвоения материала; стимулировать познавательную активность ребят, развивать интерес к предмету, смекалку, эрудицию, умение быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать, применять свои знания на практике; воспитывать чувство сопричастности общему делу, умение работать коллективно, работать с дополнительной литературой.
Оборудование: Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева (настенная таблица и раздаточный материал на столы учащихся); магнитная доска с магнитными знаками, исполняющая роль экрана путешествия, карточки с заданиями; оборудование для химического эксперимента, белый экран для демонстрации опытов.
Подготовительный этап
На первых уроках темы учитель объявляет о предстоящем зачетном уроке-соревновании. Класс делится учителем на четыре группы-экипажа. Каждый экипаж выбирает себе консультанта (ученика, имеющего прочные знания по предмету). В дальнейшем консультанты готовят свои экипажи к игре-путешествию, а учитель работает с консультантами.
В классе вывешиваются памятки:
Знания, необходимые экипажам во время игры-путешествия
1. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева.
2. Открытие периодического закона и периодической системы.
3. Физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода в периодической системе химических элементов.
4. Что такое период, периодичность? Почему свойства элементов изменяются периодически?
5. Почему при завершении одного периода и при переходе к следующему периоду свойства элементов изменяются скачкообразно?
6. Современная формулировка периодического закона в свете теории строения атома.
7. Значение периодического закона.
8. Перечислите известные вам факты, которые еще при жизни Д. И. Менделеева подтвердили правильность периодического закона.
9. Перечислите ученых-химиков — утвердителей периодического закона.
10. Характеристика элемента по положению в периодической системе химических элементов.
Каждый экипаж получает домашнее задание: подготовить и продемонстрировать химический эксперимент. Экипаж во главе с консультантом выбирает для этой работы учеников-экспериментаторов, которые будут демонстрировать эксперимент.
Ход урока
Каждый экипаж садится за отдельный столик во главе с консультантом. На вывешенной магнитной доске прикреплены номера групп-экипажей — она исполняет роль экрана. После каждого задания на экране отмечаются результаты с помощью разноцветных знаков.
Учитель. Экипажи готовы к путешествию? Тогда в путь!
Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Все — от песчинок малых до планет —
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгий.
Вокруг тебя творится мир живой,
Входи в него, вдыхай, руками трогай.
Сегодня мы с вами, ребята, побываем в удивительной и загадочной стране. Много у нее тайн и загадок. Жители этой страны очень разнообразны, порой даже противоречивы по характеру, но все они чтут законы и обычаи своей страны и бережно хранят в памяти имя своего создателя. И прежде чем отправиться в путь и занять места в вагонах соответственно нашим знаниям, жители «Химического элементария» хотят проверить: готовы ли мы с вами соблюдать законы и обычаи страны? Что мы знаем о ее создателе?
Задание № 1. «Пинг-понг»
Жители страны нам задают вопрос, а мы очень быстро посылаем им ответ.
Участвуют все экипажи. Первым отвечает тот, кто быстрее всех поднял руку. За правильный, полный ответ — 3 балла, за дополнение — 1 балл. В дальнейшем, во время путешествия, за каждое правильно выполненное задание — 5 баллов, а за дополнение — 1 балл.
1. Кем и когда был открыт периодический закон?
2. Где родился Д. И. Менделеев? Кто были его родители?
3. Откуда произошла фамилия Менделеев?
4. Где учился Д. И. Менделеев? Кем он хотел стать? Почему это ему не удалось?
5. Какое высшее учебное заведение окончил Д. И. Менделеев?
6. Кем и где работал Д. И. Менделеев во время своего великого открытия?
7. В каком году, и по какой причине Д. И. Менделеев скончался?
8. Как читается периодический закон по Д. И. Менделееву?
9. Современная формулировка периодического закона.
10. Какие подтверждения периодического закона, известные еще при жизни Менделеева, вы знаете?
11. Верно ли я даю определение? (Учитель умышленно с ошибками дает определение физического смысла номера группы, номера периода, порядкового номера элемента — учащиеся должны исправить учителя.)
12. В чем причина плавного и скачкообразного изменения свойств химических элементов в периодах периодической системы химических элементов?
13. В чем вы видите значение периодического закона для науки, техники, промышленности?
Подводятся итоги задания, на экране вывешиваются соответствующие знаки для экипажей.
Учитель. Вот мы и в гостях у местных жителей. Но их так много! И некоторые из них такие активные, быстрые и суетливые, что вносят неразбериху в четкую и размеренную жизнь страны. Придется помогать: объяснять их свойства и возможности.
Задание № 2. Конкурс «Расскажи мне обо мне»
Экипажи тянут карточки с заданиями:
1. Дать характеристику элементу с порядковым номером 11.
2. Дать характеристику элементу № 17.
План характеристики элемента, простого вещества и соединений элемента
1. Положение элемента в периодической системе: порядковый номер, относительная атомная масса элемента, группа, подгруппа, период, ряд.
2. Строение атома, валентность.
3. Простое вещество: формула, физические свойства. Уравнения реакций, подтверждающие свойства.
4. Высший оксид и гидроксид, агрегатное состояние, характер. Уравнения реакции, подтверждающие характер.
5. Летучее водородное соединение.
6. Другие соединения элемента: формулы и названия (3—5 формул).
Пока ученики-консультанты с 2-3 помощниками выполняют данное задание, другие члены экипажа участвуют в следующем конкурсе.
Задание № 3. «Ребусы»
Каждой команде предлагаются карточки с ребусами. (Приложение 1) Необходимо как можно быстрее отгадать зашифрованные в них химические элементы и назвать их порядковые номера.
Подводятся итоги коллективного и индивидуального заданий. Итоги отражаются на экране.
Учитель. Некоторые жители страны не могут попасть домой, так как забыли код, с помощью которого они могут открыть дверь. Давайте попробуем правильно составить этот код.
Задание № 4. «Составь код»
1. В чем физический смысл номера периода?
а) Показывает количество электронов на внешнем электронном уровне.
б) Показывает количество электронных уровней.
в) Соответствует валентности элемента.
2. В побочные подгруппы периодической системы входят:
3. Какое из следующих свойств атомов химических элементов возрастает в группах по мере возрастания заряда ядра?а) химические элементы малых периодов;
б) химические элементы больших периодов;
в) химические элементы малых и больших периодов.
а) Число электронов на наружном слое.
б) Атомный радиус.
в) Электроотрицательность.
4. Какое из следующих свойств атомов химических элементов не изменяется в периоде?
а) Число электронных слоев в атоме.
б) Число электронов в наружном электронном слое.
в) Атомные радиусы.
5. Побочные подгруппы составляют:
а) только металлы;
б) только неметаллы;
в) металлы и неметаллы.
После выполнения задания экипажи обмениваются листами, а учитель читает правильный ответ — идет проверка задания.
Ответ-код: 1 — б; 2 — б; 3 — б; 4 — а; 5 — а.
Задание № 5. «Отгадай загадку»
Необходимо отгадать химические элементы и дать им классификацию.
Учитель. Молодцы, ребята! Вы многое знаете о местных жителях, но я уверена, что вы — настоящие химики и, конечно же, умеете делать волшебные превращения. Пришло время показать свое умение.
Задание № 6. «Волшебные превращения»
Ученики-экспериментаторы от каждого экипажа демонстрируют домашнее задание — химический эксперимент и дают соответствующие пояснения.
Эксперимент №1
- Опыт «Дым без огня»
- Опыт «Превращение воды в золото»
Эксперимент №2
- Опыт «Марсианский пейзаж»
- Опыт «Шесть стаканов»
Подводятся итоги, за каждое задание вновь вывешиваются знаки на экране, и экипажи путешествуют соответственно этим знакам.
Задание № 7. «Найти ошибку»
В каких уравнениях химических реакций коэффициенты расставлены неверно?
3СО + Fе203 → 2Fе + 3С02;
5НС1 + НСlO → 5С12 +Н20;
4NH3 + O2 → 4NO + Н20;
NH3 + 3O2 → 4N2 + Н20.
Учитель. Вы, ребята, легко помогли жителям «Химического элементария» в трудной ситуации, и вновь они просят нас о помощи. Некоторые из них потерялись, помогите им найти свою вторую половину.
Задание № 8. «Кто быстрее»
На доске прикреплены четыре листа эстафеты с половинками формул. По одному человеку от экипажа выбегают и дописывают формулы. Побеждает тот экипаж, который быстрее и правильнее выполнит задание.
Nа..., А12..., Nа2..., ...S04, ...(S03)3, Са3..„ Nа3..., ...(Р04)2.
Учитель. Многие жители «Химического элементария» плохо знают своих соседей и просят нас рассказать о них.
(По одному человеку от экипажа выполняют у доски задание № 9)
Задание № 9 «Мои соседи»
Указать знаком → ослабление металлических свойств и усиление неметаллических в следующих пятерках элементов. Объяснить, на каком основании расставлены знаки.
Be |
Mg |
B |
Al |
Na Mg Al |
K Ca Sc |
Mg Al Si |
Zn Ga Ge |
Ca |
Sr |
Ga |
Zn |
|
|
|
|
N |
O |
S |
Cl |
Si P S |
P S Cl |
As Se Br |
Se Br Kr |
As |
Se |
Te |
I |
Пока учащиеся работают индивидуально у доски, экипажи выполняют коллективно следующее задание.
Учитель. Все жители «Химического элементария» очень гордятся своими именами. А знаете ли вы, ребята, чьи имена носят они?
Задание № 10. «Что в имени тебе моем?»
Какие химические элементы названы в честь ученых, в память успехов астрономии, в честь городов, в честь стран и континентов? Напишите названия и порядковые номера этих элементов. Задание ограничено временем: кто назовет больше элементов за отведенное время?
Подводятся итоги, за каждое задание вновь вывешиваются знаки на экране, и экипажи путешествуют соответственно этим знакам.
Учитель. На досуге жители «Химического элементария», как и мы любят отгадывать кроссворды.
Задание № 11. «Химический кроссворд»
Выигрывает тот экипаж, который первым заполнит все клетки кроссворда. Ключевое слово — название жителей «Химического элементария»
1. Химический элемент с порядковым номером 17.
2. Сложное вещество, в состав которого входят атомы водорода и кислотный остаток.
3. Химический элемент, названный в честь великого русского ученого-создателя Периодической системы.
4. Химический элемент, электронная структура которого – 2,8,8,1
5. Растворимое в воде основание.
6. Химический элемент, имеющий 16 протонов в ядре.
7. Свойство атомов, которое Д. И. Менделеев принял за основное при систематизации химических элементов.
8. Отрицательно заряженные элементарные частицы в атоме.
9. Химический элемент, название которого созвучно с названием красителя.
10. Элементарные частицы, по числу которых могут отличаться атомы одного и того же химического элемента.
11. Как назывался химический элемент с порядковым номером 32 до его открытия?
12. Простые вещества, обладающие хорошими теплопроводностью, электропроводностью и металлическим блеском.
13. Химический элемент – неметалл, входящий в состав речного песка.
14. Древние греки считали, что он неделим.
15. Химический элемент, название которого произошло от названия планеты.
16. Заряженные частицы.
17. Атомы, отличающиеся по атомной массе, но имеющие один и тот же заряд ядра.
Подведение итогов урока.