I. Творческая работа
Используется картина И.И. Шишкина «Корабельная роща». (Приложение)
Задание: Закончить предложения таким образом, чтобы одни из них были сложные, а другие с однородными членами предложения. Подчеркнуть однородные члены предложения одним цветом, грамматические основы в сложном предложении – другим.
- Известный русский художник И.И. Шишкин горячо любил природу _________.
- На переднем плане картины мы видим неглубокую речонку ____________.
- Далеко простирается корабельная роща ____________.
- Вершины огромных елей __________.
- Около некоторых деревьев мы видим пни __________.
- Речушка течет до края холста ____________.
- Воздух чист _______.
- Художник достигает такой правдивости в изображении природы светом ________.
II. Ответь на вопросы
- Что нужно найти в предложении, чтобы доказать, что оно сложное?
- По какому признаку различаются бессоюзные и союзные предложения?
- На какие виды подразделяются союзные сложные предложения?
- Для чего важно уметь отличать сложное предложение от простого?
III. Проверь себя
Укажите номера простых предложений (знаки препинания не расставлены).
- Иван-царевич поблагодарил старичка и пошел за клубочком.
- Исчезают последние снега в лесу и на свет выходит зеленая трава.
- Женя увидела штурвальное колесо и с силой повернула его.
- Я всегда просыпаюсь часа в два ночи до зари и встречаю рассвет.
- Ветер по морю гуляет т кораблик подгоняет.
Укажите номера сложных предложений (знаки препинания не поставлены).
- Осенние листья темнеют и теряют свои яркие краски.
- Только кое-где вблизи упорно шептал и хлопал одинокий крупный лист лопуха.
- На берегу стоит бобровая хатка и напоминает она стог сена.
- В лугах печально кричали ночные птицы белая звезда переливалась над рекой.
- Листья пожухли и шуршат при ветре.
IV. Творческое списывание
Задание: Простые предложения с однородными членами заменить близкими по смыслу сложными.
- Проснулись неугомонные птицы и запели свои звонкие песни.
- Взошло солнце и обсушило холодную ночную росу.
- Набежал ветерок и зашелестел листьями прибрежных ракит.
V. Работа со схемами
Задание: По данному началу составить два предложения сначала по схеме [ОиО].; потом по схеме [1],и[2].
- Вожатые продолжал маршрут похода _________.
- Туристы развели костер _________.