Зачет по теме "Сложное предложение"

Разделы: Русский язык


I. Творческая работа

Используется картина И.И. Шишкина «Корабельная роща». (Приложение)

Задание: Закончить предложения таким образом, чтобы одни из них были сложные, а другие с однородными членами предложения. Подчеркнуть однородные члены предложения одним цветом, грамматические основы в сложном предложении – другим.

  1. Известный русский художник И.И. Шишкин горячо любил природу _________.
  2. На переднем плане картины мы видим неглубокую речонку ____________.
  3. Далеко простирается корабельная роща ____________.
  4. Вершины огромных елей __________.
  5. Около некоторых деревьев мы видим пни __________.
  6. Речушка течет до края холста ____________.
  7. Воздух чист _______.
  8. Художник достигает такой правдивости в изображении природы светом ________.

II. Ответь на вопросы

  1. Что нужно найти в предложении, чтобы доказать, что оно сложное?
  2. По какому признаку различаются бессоюзные и союзные предложения?
  3. На какие виды подразделяются союзные сложные предложения?
  4. Для чего важно уметь отличать сложное предложение от простого?

III. Проверь себя

Укажите номера простых предложений (знаки препинания не расставлены).

  1. Иван-царевич поблагодарил старичка и пошел за клубочком.
  2. Исчезают последние снега в лесу и на свет выходит зеленая трава.
  3. Женя увидела штурвальное колесо и с силой повернула его.
  4. Я всегда просыпаюсь часа в два ночи до зари и встречаю рассвет.
  5. Ветер по морю гуляет т кораблик подгоняет.

Укажите номера сложных предложений (знаки препинания не поставлены).

  1. Осенние листья темнеют и теряют свои яркие краски.
  2. Только кое-где вблизи упорно шептал и хлопал одинокий крупный лист лопуха.
  3. На берегу стоит бобровая хатка и напоминает она стог сена.
  4. В лугах печально кричали ночные птицы белая звезда переливалась над рекой.
  5. Листья пожухли и шуршат при ветре.

IV. Творческое списывание

Задание: Простые предложения с однородными членами заменить близкими по смыслу сложными.

  1. Проснулись неугомонные птицы и запели свои звонкие песни.
  2. Взошло солнце и обсушило холодную ночную росу.
  3. Набежал ветерок и зашелестел листьями прибрежных ракит.

V. Работа со схемами

Задание: По данному началу составить два предложения сначала по схеме [ОиО].; потом по схеме [1],и[2].

  1. Вожатые продолжал маршрут похода _________.
  2. Туристы развели костер _________.