На входе в одну из египетских пирамид высечена надпись, что человечеству грозит гибель, если оно не захочет изучать мир и свою собственную сущность. А для этого ему необходимы интеллект (умение получать, анализировать информацию и делать на ее основе заключения) и творческие способности (образное мышление, пространственное воображение). Человечество за тысячелетия изобрело самый лучший способ для их развития – читать!
Исследования, проведенные в разных странах, показывают, что читатели отличаются от «нечитателей» в своем интеллектуальном развитии. Первые способны мыслить в категории проблем, схватывать целое и устанавливать противоречивую связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения, иметь большой объем памяти и творческое воображение, лучше владеть речью. Читатели точнее формулируют, свободнее пишут, легче вступают в контакты, более критичны и самостоятельны в суждениях и поведении. «Не все читатели являются лидерами, но все лидеры – читатели» (Брайан Трейси)
Но в современном обществе, где бушуют гигантские информационные потоки, чтение отступает под натиском телекоммуникационных средств. Особенно тревожная ситуация сложилась с детским и юношеским чтением, которое выпало из круга досуговых предпочтений детей и подростков. Евгений Баханов, заместитель председателя Редакционного совета концепции Национальной программы «Чтение», пишет: «Еще два-три поколения, и мы будем иметь не читающую нацию, стремительно теряющую свой интеллектуальный потенциал со всеми вытекающими для России последствиями: утратой позиций в мировой культуре, науке, экономике, политике…»
Вернуть книгу в руки ребенка непросто. Специалисты всерьез обеспокоены тем, что более легкие, увлекательные занятия, связанные с использованием аудио-, видео- и компьютерной техники, составляют серьезную конкуренцию чтению.
Проблеме соотношения чтения и средств массовой информации посвящено много исследований. Озабоченность вызывает падение у детей интереса к чтению и рост «теле смотрения».
Это безобидное времяпрепровождение вполне устраивает и детей, и родителей. В самом, деле, ребенок не пристает, ничего не просит, не хулиганит, никуда не лезет и в то же время получает впечатления, узнает что-то новое, приобщается к современной цивилизации. Однако это, казалось бы, безопасное занятие может повлечь весьма печальные последствия не только для физического здоровья ребенка (о нарушениях зрения, дефиците движений, испорченной осанке уже сказано довольно много), но и для его психического развития.
Первое из таких последствий – отставание в развитии речи. Дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их словарный запас беден и примитивен. Как показали специальные исследования, в наше время 25% четырехлетних детей страдают грубыми нарушениями речевого развития. В середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста.
Однако, при чем здесь телевидение? Ведь ребенок, сидящий у экрана, постоянно слышит разговор. Разве это не способствует речевому развитию?
Речь – это не подражание чужим словам и не запоминание словосочетаний. Овладение речью в раннем возрасте происходит в живом, непосредственном общении, когда ребенок не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, участвует в диалоге, причем не только слухом и артикуляцией, но всеми мыслями и чувствами. Ответные высказывания ребенка возникают только на живую адресованную ему речь. Речевые звуки, не обращенные к нему лично и не предполагающие ответа, не затрагивают его волю, не побуждают к действию и не вызывают каких-либо образов. Речь, исходящая с экрана, остается малоосмысленным набором чужих слов, она не становится «своей».
Вторая особенность – неспособность детей к самоуглублению, к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом. Данные симптомы были обобщены в картину новой болезни «дефицит концентрации».
Этот вид заболевания особенно ярко проявляется в обучении: ребенок сверхактивен, ен может заниматься никаким делом подолгу, усидеть на месте. Такие дети не задерживаются на каких-либо занятиях, быстро переключаются, лихорадочно стремятся к смене впечатлений, однако воспринимают их поверхностно и отрывочно, не анализируя и не связывая между собой. Им необходима постоянная внешняя стимуляция. Многим детям трудно воспринимать информацию на слух. Слышимая речь не вызывает у них каких-либо образов и устойчивых ассоциаций.
Третий аспект, отмеченный педагогами – резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Дети теряют способность и желание чем-либо занять себя. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Отсутствие внутреннего содержания отражается и на их отношениях. Замечено, что общение со сверстниками становится все более формальным: детям не о чем разговаривать, нечего обсуждать или спорить. Они предпочитают возиться, толкаться или нажать кнопку и ждать новых развлечений.
Но, пожалуй, самое явное свидетельство разрастания этой внутренней пустоты – повышение детской жестокости и агрессивности. Число преступлений, совершенных детьми и подростками, в последнее время резко увеличилось. Поражает не только жестокость, но и бессмысленность этих «шалостей». При этом дети не отдают себе отчета в собственных действиях и не предвидят их последствий.
Конечно, далеко не у всех детей перечисленные «симптомы» наблюдаются в полном наборе. Но тенденции в изменении психологии современных детей достаточно очевидны и вызывают естественную тревогу.
Неужели всему виной телевизор? Да, если речь идет о маленьком ребенке, ен готовом адекватно воспринимать информацию с экрана. Когда телевизор поглощает все силы и внимание малыша и подменяет для маленького ребенка общение с близкими взрослыми, он, безусловно, оказывает мощное формирующее, вернее, деформирующее влияние на становление психики и личности растущего человека. Последствия и масштабы этого влияния могут сказаться значительно позже в самых неожиданных областях.
Детский возраст – период наиболее интенсивного становления внутреннего мира, построения личности. Изменить или наверстать упущенное в это время в дальнейшем практически невозможно. Возраст дошкольного и раннего школьного возраста – зарождение и формирование наиболее общих фундаментальных способностей человека. Поменять фундамент, когда здание уже будет построено, нельзя. Если фундамент испорчен или искривлен, дом будет неустойчивым и в любой момент может обрушиться.
Сажая малыша перед экраном и освобождая себя от лишних и утомительных занятий с ним, взрослые нарушают основной закон развития психики ребенка. Этот закон открыт Л.С. Выготским. Суть его в том, что становление внутреннего мира ребенка происходит в его совместной жизнедеятельности со взрослым. Внутреннюю суть вещей ребенок открывает только вместе со взрослым, благодаря тому, что близкий человек вступает с ним в диалог, постоянно подстраивается под его состояния, настраивает его на человеческое восприятие мира и делает этот мир волнующим, значимым, побуждающим к собственной активности.
Никакие технические средства, никакие даже саамы совершенные и приспособленные для детей СМИ не могут заменить живого человека, не могут открыть смысл окружающих вещей. Если же ребенок в раннем возрасте лишен полноценного общения со взрослыми. Этот смысл, а вместе с ним и вся человеческая культура, остается закрытым, чужим, невостребованным, а внутренний мир ребенка – пустым.
И средством организации полноценного духовного общения ребенка и взрослого может стать, к сожалению, давно утраченная традиция семейного чтения. Семейное чтение… от этих слов веет домашним уютом конца 19 – начала 20 веков. Веранды, качели, чай для всех домочадцев одновременно, одним словом, для нас это герои Чехова, Тургенева, Островского…
Вхождение ребенка в книжную культуру начинается уже в дошкольном периоде его развития. И решающую роль здесь играет семья, читательская культура родителей. Читатель начинается в семье. Растить читателя – вовсе не то же самое, что учить читать. Можно еще до школы пробудить в ребенке читателя, не обучив его ни одной букве. Можно потратить время и силы на освоение процесса чтения и не только не привить любовь к книге, но и добиться прямо противоположного эффекта. А это просто разные вещи.
Ребенок узнает о волшебстве книжного чтения задолго до того момента, когда выучится читать. Ведь он видит, какими замечательными рассказчиками становятся взрослые, когда перед ними раскрытая книга.
У детей, чьи родители любят читать, скорее развивается вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом примера. Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогает малышу лучше усваивать содержание прочитанного. А поскольку из разных видов текстов именно художественные раньше прочих оказываются посредниками в эмоциональном обращении ребенка со взрослыми, выступающими для него носителями опыта человечества, чтение- слушание художественных произведений, является начальным этапом приобщения к чтению вообще.
Ребенок неосознанно переживает воздействие произведения. Он накапливает опыт такого переживания, когда не способен еще осознать смысл текста, не способен воспринимать его без эмоционального соучастия взрослого, который выступает посредником и проводником в общении ребенка с автором произведения.
После освоения ребенком техники чтения роль родителей меняется, а взаимодействие с текстом произведения начинает принимать диалоговый характер.
В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функция общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и отждествляют себя друг с другом, но и в их духовный мир входит социально значимые нравственные идеи, источником которых служат явления жизни, отраженные в произведениях литературы. Главным же действующим лицом в этом общении является ребенок. Родители лишь должны направлять его познавательную деятельность и побуждать его к размышлению.
Чтение – это способ обретения культуры, средство расширения кругозора и интеллектуального развития, посредник в общении, базовое умение для учения и жизни.
Сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить СМИ из жизни и воспитания детей. Это невозможно и бессмысленно. Но подключать детей к информационной технике можно только тогда, когда они готовы к ее использованию по назначению, когда она будет для них именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами и не их воспитателем.
«Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо самому жить?» Л. Н. Толстой