Открытый урок по информатике "Оформление текстового документа средствами текстового редактора MS Word"

Разделы: Информатика


Тема урока: Оформление текстового документа средствами текстового редактора Microsoft Word.

Форма проведения: практическое занятие на ПК.

Тема учебного раздела: Изучение возможностей текстового редактора Microsoft Word.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

1. Обучающие:

  • раскрыть теоретические основы оформления документа средствами текстового редактора Microsoft Word;
  • познакомиться с элементами теории композиции и цветового оформления текстового документа.

2. Развивающие:

  • овладеть умениями оформлять текстовый документ средствами текстового редактора Microsoft Word на примере создания праздничной открытки;
  • формировать аналитическое и творческое мышление;
  • развивать творческое воображение.

3. Воспитательные:

  • развивать самостоятельность на уроке;
  • расширять кругозор знаний;
  • развивать эстетическое восприятие;
  • формировать позитивные личностные качества (уважение к другим, внимание).

Обеспечение урока:

  1. План-конспект урока.
  2. Раздаточный материал (основы композиции и цветовое оформление работы; методические рекомендации к выполнению практической работы).
  3. Пластиковая доска.
  4. Учебное оборудование:
  • Компьютеры с ЖК-мониторами (на базе процессора Celeron).
  • Мультимедиа-проектор.
  • Экран для мультимедиа-проектора.

План урока:

Примерная длит-сть, мин

Этапы урока

Действия преподавателя и студента, приемы и методы

2

Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку (сменная обувь); наличия выполненного домашнего задания.

3

Постановка целей урока, мотивация к изучению материала.

Запись темы урока в тетради, беседа.

10

Актуализация знаний.

Фронтальный опрос.

20

Изложение нового материала:

1. Изучение средств оформления документа:

  • оформление текстового документа путем использования объектов ТР Word: автофигур, надписей, рисунков, таблиц;
  • форматирование элементов документа: шрифта текста, картинок путем изменения параметров (цвета, размера, положения) и фона документа и отдельных его элементов;
  • использование дополнительных эффектов: анимации текста, фигурных рамок документа.

2. Знакомство с элементами теории цвета и законов композиции.

Элементы проблемного метода изложения, частично-поискового метода.

Просмотр презентации.

Запись в тетрадь основных понятий.

35

Закрепление изученного материала на практике.

Практическая работа на компьютере: создание праздничного текстового документа

10

Оценка сделанной практической работы.

Обсуждение результатов работы, возможна демонстрация и защита открыток, выставление отметок.

8

Подведение итогов урока.

Беседа со студентами.

2

Домашнее задание.

Запись в тетрадь.

Ход урока

1. Организационный момент

Преподаватель приветствует студентов, проверяет наличие сменной обуви и выполненное домашнее задание (текстовое поздравление открытки к Новому Году или к началу сессии).

2. Постановка целей урока, мотивация к изучению материала

Студенты садятся за учебные парты. Преподаватель объявляет тему урока, ее студенты записывают в тетрадь.

Преподаватель (кратко) формулирует цели урока:

- Сегодня на уроке мы должны изучить основы оформления документа средствами текстового редактора Microsoft Word; познакомиться с элементами теории композиции и цветового оформления текстового документа, овладеть умениями оформлять текстовый документ средствами текстового редактора Microsoft Word, проявить творчество в своей работе.

Преподаватель мотивирует студентов к изучению данной темы:

- Для чего вам нужно как бухгалтерам изучить эту тему?

- Как знание принципов оформления текстовых документов поможет реализоваться в профессиональной деятельности?

Вывод:

- Интересно, что в объявлениях по работе, при предъявлении требований к бухгалтерам среди прочих требуется знание и умение оформлять текстовые документы. Конечно, как бухгалтерам вам понадобятся знания и умения по оформлению традиционных отчетов; сводных ведомостей. Более углубленно и подробно вы рассмотрите бухгалтерские документы на старших курсах, при изучении  программы «1-С – Бухгалтерия», при рассмотрении оформления документов, связанных с делопроизводством. Сегодня, чтобы рассмотреть возможности ТР Word в полной мере, недостаточно рассмотрение официального документа¸ поэтому мы рассмотрим возможности оформления текстового документа  на примере создания праздничной открытки.

3. Актуализация знаний

- Для того, чтобы мы смогли рассмотреть основы оформления документа, вспомним некоторые понятия, повторим материал предыдущих уроков.

Преподаватель проводит фронтальный опрос:

Вопросы: 

  1. Из каких основных элементов может состоять текстовый документ? (текст, таблица, рисунок)
  2. Назовите конкретный элемент текстового документа и предложите алгоритм его создания или вставки.
  3. В чем состоит суть редактирования текста в текстовом документе.
  4. Что представляет собой форматирование текстового документа? Какие элементы можно форматировать, какие параметры изменять?

4. Изложение нового материала

- Итак, после создания текстового документа перед нами стоит задача (проблема) его оформления. Какие средства имеет для этого текстовый редактор Word? (Студенты высказывают свои предложения)

- Рассмотрим специальные элементы оформления документа.

Студенты обращаются к раздаточному материалу. (Приложение 1)

Студенты записывают в тетрадь следующее (преподаватель комментирует):

К средствам оформления текстового документа относятся:

1. Вставка объектов с панели инструментов Рисование:

  • Автофигуры (кнопка АвтофигурыЗвезды и ленты (или Основные фигуры);
  • Объект WordArt;
  • Надпись.

2. Форматирование элементов документа:

  • Изменение параметров шрифта (типа, цвета, размера, начертания) – с помощью кнопок  на панели инструментов Форматирование;
  • Применение анимации текста (Формат - Шрифт-Анимация- эффект анимации);
  • Использование фона документа (Формат-Фон – Способы заливки…);
  • Создание рамки текстового документа (Формат - Границы и заливка – Страница- рисунок – узор рисунка);
  • Изменение ориентации листа (Файл – Параметры страницы-Ориентация (книжная или альбомная)).

- Конечно, самое главное в восприятии документа – это композиция и цветовое оформление. Рассмотрим кратко теоретические основы композиции (показ презентации - Приложение 2)

Преподаватель комментирует презентацию:

- Задача композиции – образное отражение действительности, познание путем ее воздействия на разум и чувства человека

Основные принципы композиции:

  1. Создание смыслового шаблона (комбинации элементов, усиливающей смысл композиции).
  2. Центрирование основного предмета кадра.
  3. Изображение эмоциональных состояний.
  4. Передача настроения через полутона.
  5. Контроль над количеством объектов.

Главные качества композиции:

  1. Пропорциональность.
  2. Масштабность.
  3. Композиционное равновесие.
  4. Единство характера форм.

Дополнительные качества композиции:

  1. Колористическое и тональное единство.
  2. Контрастность изображения – противопоставление сложного и простого (либо цветовой и тональный контраст между светлыми и темными частями фигур).
  3. Ритмичность композиции (или метрический повтор основных элементов).

Логическим дополнением и завершением всей композиции служит ЦВЕТ, он создает гармонический ансамбль всей композиции.

Цвет бывает теплым (красный, оранжевый, желтый) и холодным (зеленый, синий, пурпурный). Приятное для глаз гармоничное изображение может включать цвета только одной из этих групп. Этот прием часто используется в кинематографе.

Теплые цвета близки по спектру к желтому (цвет огня, солнца), холодные близки к синему спектру (цвет прохлады, ночного холода, утреннего тумана перед восходом).

Сочетание цветов:

К гармоничным сочетаниям цветов относят следующие:

  • С черным – белый, красный, зеленый, оранжевый.
  • С синим – белый, серый, голубой, сиреневый.
  • С голубым – белый, синий, черный.
  • С коричневым – белый, бежевый, кремовый.
  • С желтым – коричневый и зеленый.
  • Все полутона одного цвета.

Гармоничные сочетания родственных тонов:

  • Желтый- зеленый.
  • Желтый- оранжевый.
  • Синий – зеленый.
  • Синий- фиолетовый.
  • Красный- оранжевый.
  • Красный- фиолетовый.

Если основной цвет поставить рядом с дополнительным, то получится цветовой контраст.

Сильноконтрастные сочетания цветов составляют:

  • С красным – белый.
  • С оранжевым – черный.
  • С зеленым – белый.

- Изучением теории цветов занимались многие ученые. В частности, самыми известными являются Люшер, создавший теорию психологического воздействия цветов и Оствальд, создавший количественную теорию цветов со шкалой порядка определения цвета, которую изложил в атласе цветов, и разработал систему цветовой гармонии.

6. Закрепление изученного материала на практике

Студентам выдается раздаточный материал. (Приложение 3)

Задание для студентов: с помощью ПК в текстовом редакторе Microsoft Word создать праздничную открытку на выбор (новогоднюю открытку или открытку к началу сессии).

Требования к выполнению работы:

  1. Установка горизонтальной ориентации листа.
  2. Наличие рисунка (скопированного из памяти ПК или созданного с помощью графического редактора Paint).
  3. Наличие текста поздравления (согласно тематике открытки).
  4. Использование элементов композиции и цветового оформления элементов открытки.
  5. Использование эффективных с точки зрения восприятия документа элементов: автофигур, надписей и др.
  6. Наличие элементов оформления документа путем форматирования шрифта, картинки, автофигуры; вставки рамки; добавления фона открытки; использования эффектов, например, анимации текста.

Критерии оценки работы:

Оценка «отлично» – выполнены все требования к выполнению работы, проявлено творчество в работе, рисунок создан в графическом редакторе Paint.

Оценка «хорошо» – документ создан в полном соответствии с требованиями, возможны недочеты в оформлении документа, либо использование готового рисунка.

Оценка «удовлетворительно» – допущены существенные погрешности в оформлении документа, или не выдержаны некоторые существенные требования, например 4 или 3, 2, отсутствует творческое мышление.

Оценка «неудовлетворительно»  – не выдержано большинство требований к работе, отсутствуют знания и умения по созданию и оформлению текстового документа.

Алгоритм выполнения практической работы на ПК:

  1. Откройте текстовый редактор MS Word, создайте новый текстовый файл.
  2. Измените ориентацию листа: войдите в главное меню Файл, в пункт Параметры страницы, выберите ориентацию страницы – альбомную.
  3. Измените масштаб листа (с помощью кнопки Масштаб на панели инструментов Форматирование), выбрав пункт Страница целиком.
  4. Для повышенной оценки создайте рисунок с помощью графического редактора Paint, сохраните его в своей личной папке под именем Рисунок.bmp.
  5. В текстовом файле сделайте рамку листа (пункт главного меню ФорматГраницы и заливкаРисунок (выбрать соответствующий рисунок рамки и применить его).
  6. Разработав композицию открытки, вставьте элементы: рисунок (пункт главного меню Вставка – Рисунок- из файла…); автофигуру (кнопка Автофигуры панели инструментов Рисование – выбор звезды или ленты).
  7. В автофигуру добавьте текстовое поздравление, измените параметры шрифта и фон автофигуры.
  8. Сделайте соответствующее оформление открытки, добавив фон (Формат - Фон- выбрать либо конкретный цвет, либо войти в Способы заливки).
  9. Сохраните на диске D под именем Открытка1.doc¸ Открытка2.doc  и т.д., в зависимости от номера ПК.

7. Оценка сделанной практической работы

Преподаватель индивидуально подходит к компьютерам студентов и выставляет отметку, прокомментировав результат. Можно продемонстрировать открытки с помощью мультимедиа-проектора.

8. Подведение итогов урока

- Сегодня мы изучили принципы оформления текстового документа с помощью возможностей текстового редактора MS Word; закрепили полученные знания на практике.

9. Домашнее задание

Разработать идею композиции и оформления рекламы своей профессии, создать объявление (о курсах бухгалтеров), либо свою визитную карточку как специалиста-бухгалтера.