Тема урока: Оформление текстового документа средствами текстового редактора Microsoft Word.
Форма проведения: практическое занятие на ПК.
Тема учебного раздела: Изучение возможностей текстового редактора Microsoft Word.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
1. Обучающие:
- раскрыть теоретические основы оформления документа средствами текстового редактора Microsoft Word;
- познакомиться с элементами теории композиции и цветового оформления текстового документа.
2. Развивающие:
- овладеть умениями оформлять текстовый документ средствами текстового редактора Microsoft Word на примере создания праздничной открытки;
- формировать аналитическое и творческое мышление;
- развивать творческое воображение.
3. Воспитательные:
- развивать самостоятельность на уроке;
- расширять кругозор знаний;
- развивать эстетическое восприятие;
- формировать позитивные личностные качества (уважение к другим, внимание).
Обеспечение урока:
- План-конспект урока.
- Раздаточный материал (основы композиции и цветовое оформление работы; методические рекомендации к выполнению практической работы).
- Пластиковая доска.
- Учебное оборудование:
- Компьютеры с ЖК-мониторами (на базе процессора Celeron).
- Мультимедиа-проектор.
- Экран для мультимедиа-проектора.
План урока:
Примерная длит-сть, мин |
Этапы урока |
Действия преподавателя и студента, приемы и методы |
2 |
Организационный момент. |
Приветствие, проверка готовности к уроку (сменная обувь); наличия выполненного домашнего задания. |
3 |
Постановка целей урока, мотивация к изучению материала. |
Запись темы урока в тетради, беседа. |
10 |
Актуализация знаний. |
Фронтальный опрос. |
20 |
Изложение нового материала: 1. Изучение средств оформления документа:
2. Знакомство с элементами теории цвета и законов композиции. |
Элементы проблемного метода изложения, частично-поискового метода. Просмотр презентации. Запись в тетрадь основных понятий. |
35 |
Закрепление изученного материала на практике. |
Практическая работа на компьютере: создание праздничного текстового документа |
10 |
Оценка сделанной практической работы. |
Обсуждение результатов работы, возможна демонстрация и защита открыток, выставление отметок. |
8 |
Подведение итогов урока. |
Беседа со студентами. |
2 |
Домашнее задание. |
Запись в тетрадь. |
Ход урока
1. Организационный момент
Преподаватель приветствует студентов, проверяет наличие сменной обуви и выполненное домашнее задание (текстовое поздравление открытки к Новому Году или к началу сессии).
2. Постановка целей урока, мотивация к изучению материала
Студенты садятся за учебные парты. Преподаватель объявляет тему урока, ее студенты записывают в тетрадь.
Преподаватель (кратко) формулирует цели урока:
- Сегодня на уроке мы должны изучить основы оформления документа средствами текстового редактора Microsoft Word; познакомиться с элементами теории композиции и цветового оформления текстового документа, овладеть умениями оформлять текстовый документ средствами текстового редактора Microsoft Word, проявить творчество в своей работе.
Преподаватель мотивирует студентов к изучению данной темы:
- Для чего вам нужно как бухгалтерам изучить эту тему?
- Как знание принципов оформления текстовых документов поможет реализоваться в профессиональной деятельности?
Вывод:
- Интересно, что в объявлениях по работе, при предъявлении требований к бухгалтерам среди прочих требуется знание и умение оформлять текстовые документы. Конечно, как бухгалтерам вам понадобятся знания и умения по оформлению традиционных отчетов; сводных ведомостей. Более углубленно и подробно вы рассмотрите бухгалтерские документы на старших курсах, при изучении программы «1-С – Бухгалтерия», при рассмотрении оформления документов, связанных с делопроизводством. Сегодня, чтобы рассмотреть возможности ТР Word в полной мере, недостаточно рассмотрение официального документа¸ поэтому мы рассмотрим возможности оформления текстового документа на примере создания праздничной открытки.
3. Актуализация знаний
- Для того, чтобы мы смогли рассмотреть основы оформления документа, вспомним некоторые понятия, повторим материал предыдущих уроков.
Преподаватель проводит фронтальный опрос:
Вопросы:
- Из каких основных элементов может состоять текстовый документ? (текст, таблица, рисунок)
- Назовите конкретный элемент текстового документа и предложите алгоритм его создания или вставки.
- В чем состоит суть редактирования текста в текстовом документе.
- Что представляет собой форматирование текстового документа? Какие элементы можно форматировать, какие параметры изменять?
4. Изложение нового материала
- Итак, после создания текстового документа перед нами стоит задача (проблема) его оформления. Какие средства имеет для этого текстовый редактор Word? (Студенты высказывают свои предложения)
- Рассмотрим специальные элементы оформления документа.
Студенты обращаются к раздаточному материалу. (Приложение 1)
Студенты записывают в тетрадь следующее (преподаватель комментирует):
К средствам оформления текстового документа относятся:
1. Вставка объектов с панели инструментов Рисование:
- Автофигуры (кнопка Автофигуры – Звезды и ленты (или Основные фигуры);
- Объект WordArt;
- Надпись.
2. Форматирование элементов документа:
- Изменение параметров шрифта (типа, цвета, размера, начертания) – с помощью кнопок на панели инструментов Форматирование;
- Применение анимации текста (Формат - Шрифт-Анимация- эффект анимации);
- Использование фона документа (Формат-Фон – Способы заливки…);
- Создание рамки текстового документа (Формат - Границы и заливка – Страница- рисунок – узор рисунка);
- Изменение ориентации листа (Файл – Параметры страницы-Ориентация (книжная или альбомная)).
- Конечно, самое главное в восприятии документа – это композиция и цветовое оформление. Рассмотрим кратко теоретические основы композиции (показ презентации - Приложение 2)
Преподаватель комментирует презентацию:
- Задача композиции – образное отражение действительности, познание путем ее воздействия на разум и чувства человека
Основные принципы композиции:
- Создание смыслового шаблона (комбинации элементов, усиливающей смысл композиции).
- Центрирование основного предмета кадра.
- Изображение эмоциональных состояний.
- Передача настроения через полутона.
- Контроль над количеством объектов.
Главные качества композиции:
- Пропорциональность.
- Масштабность.
- Композиционное равновесие.
- Единство характера форм.
Дополнительные качества композиции:
- Колористическое и тональное единство.
- Контрастность изображения – противопоставление сложного и простого (либо цветовой и тональный контраст между светлыми и темными частями фигур).
- Ритмичность композиции (или метрический повтор основных элементов).
Логическим дополнением и завершением всей композиции служит ЦВЕТ, он создает гармонический ансамбль всей композиции.
Цвет бывает теплым (красный, оранжевый, желтый) и холодным (зеленый, синий, пурпурный). Приятное для глаз гармоничное изображение может включать цвета только одной из этих групп. Этот прием часто используется в кинематографе.
Теплые цвета близки по спектру к желтому (цвет огня, солнца), холодные близки к синему спектру (цвет прохлады, ночного холода, утреннего тумана перед восходом).
Сочетание цветов:
К гармоничным сочетаниям цветов относят следующие:
- С черным – белый, красный, зеленый, оранжевый.
- С синим – белый, серый, голубой, сиреневый.
- С голубым – белый, синий, черный.
- С коричневым – белый, бежевый, кремовый.
- С желтым – коричневый и зеленый.
- Все полутона одного цвета.
Гармоничные сочетания родственных тонов:
- Желтый- зеленый.
- Желтый- оранжевый.
- Синий – зеленый.
- Синий- фиолетовый.
- Красный- оранжевый.
- Красный- фиолетовый.
Если основной цвет поставить рядом с дополнительным, то получится цветовой контраст.
Сильноконтрастные сочетания цветов составляют:
- С красным – белый.
- С оранжевым – черный.
- С зеленым – белый.
- Изучением теории цветов занимались многие ученые. В частности, самыми известными являются Люшер, создавший теорию психологического воздействия цветов и Оствальд, создавший количественную теорию цветов со шкалой порядка определения цвета, которую изложил в атласе цветов, и разработал систему цветовой гармонии.
6. Закрепление изученного материала на практике
Студентам выдается раздаточный материал. (Приложение 3)
Задание для студентов: с помощью ПК в текстовом редакторе Microsoft Word создать праздничную открытку на выбор (новогоднюю открытку или открытку к началу сессии).
Требования к выполнению работы:
- Установка горизонтальной ориентации листа.
- Наличие рисунка (скопированного из памяти ПК или созданного с помощью графического редактора Paint).
- Наличие текста поздравления (согласно тематике открытки).
- Использование элементов композиции и цветового оформления элементов открытки.
- Использование эффективных с точки зрения восприятия документа элементов: автофигур, надписей и др.
- Наличие элементов оформления документа путем форматирования шрифта, картинки, автофигуры; вставки рамки; добавления фона открытки; использования эффектов, например, анимации текста.
Критерии оценки работы:
Оценка «отлично» – выполнены все требования к выполнению работы, проявлено творчество в работе, рисунок создан в графическом редакторе Paint.
Оценка «хорошо» – документ создан в полном соответствии с требованиями, возможны недочеты в оформлении документа, либо использование готового рисунка.
Оценка «удовлетворительно» – допущены существенные погрешности в оформлении документа, или не выдержаны некоторые существенные требования, например 4 или 3, 2, отсутствует творческое мышление.
Оценка «неудовлетворительно» – не выдержано большинство требований к работе, отсутствуют знания и умения по созданию и оформлению текстового документа.
Алгоритм выполнения практической работы на ПК:
- Откройте текстовый редактор MS Word, создайте новый текстовый файл.
- Измените ориентацию листа: войдите в главное меню Файл, в пункт Параметры страницы, выберите ориентацию страницы – альбомную.
- Измените масштаб листа (с помощью кнопки Масштаб на панели инструментов Форматирование), выбрав пункт Страница целиком.
- Для повышенной оценки создайте рисунок с помощью графического редактора Paint, сохраните его в своей личной папке под именем Рисунок.bmp.
- В текстовом файле сделайте рамку листа (пункт главного меню Формат – Границы и заливка – Рисунок (выбрать соответствующий рисунок рамки и применить его).
- Разработав композицию открытки, вставьте элементы: рисунок (пункт главного меню Вставка – Рисунок- из файла…); автофигуру (кнопка Автофигуры панели инструментов Рисование – выбор звезды или ленты).
- В автофигуру добавьте текстовое поздравление, измените параметры шрифта и фон автофигуры.
- Сделайте соответствующее оформление открытки, добавив фон (Формат - Фон- выбрать либо конкретный цвет, либо войти в Способы заливки).
- Сохраните на диске D под именем Открытка1.doc¸ Открытка2.doc и т.д., в зависимости от номера ПК.
7. Оценка сделанной практической работы
Преподаватель индивидуально подходит к компьютерам студентов и выставляет отметку, прокомментировав результат. Можно продемонстрировать открытки с помощью мультимедиа-проектора.
8. Подведение итогов урока
- Сегодня мы изучили принципы оформления текстового документа с помощью возможностей текстового редактора MS Word; закрепили полученные знания на практике.
9. Домашнее задание
Разработать идею композиции и оформления рекламы своей профессии, создать объявление (о курсах бухгалтеров), либо свою визитную карточку как специалиста-бухгалтера.