Цель: расширить круг знаний детей о русских народных праздниках, познакомить с одним из обычаев, рассказать о местах, связанных с именем Кузьмы и Демьяна в Пскове, содействовать развитию творческого воображения, через систему праздников народного календаря приобщить к традициям народной культуры.
Оборудование: народный календарь в виде круга, музыкальное сопровождение (“Тонкая рябина”, “Эй, ухнем”, “Во саду ли, в огороде”)
Реквизит: русские народные костюмы, элементы костюмов, уголок крестьянского быта, принадлежности для росписи: “кисти” из перьев. Заранее на уроках труда изготавливаются модели кур. После лепки из пластилина – обезжиривание, обсушка, покрытие эмульсионной краской.
Ход мероприятия
Ведущий 1: Здравствуйте, дорогие гости, добрый день, ребята! Сегодня вы познакомитесь с историей народного праздника, его традициями (звучит музыка)
Работа со стендом, календарем. (См. Приложение)
Итак, посмотрите на календарь (см. рис. 3) русской природы, что вы заметили? Какие признаки зимы изображены? (Дети отвечают.)
На календаре уже зима, ведь и в ноябре могут быть и первые морозы и отдаленные седой зимы угрозы! По древнерусским святцам ноябрь известен под именем грудень: от груд замерзшей земли, от грудного пути – так называлась раньше зимняя замерзшая дорога. В это время предки наши и встречали праздник. В седой древности это был день бога Сварога, покровителя семьи, домашнего очага, кузнецкого ремесла. Сварог мыслился как небесный огонь. Он сваривал, делал прочным все, за что бы ни взялся.
Ведущий 2: Вслушайтесь в название праздника, подумайте, на какое слово по звучанию оно похоже? Кузь-мин-ки?
Правильно, на имя Кузьма. Название праздника произошло от имени Кузьма. Из “Жития святых…” мы узнаем, что жили давным-давно два брата Косма и Дамиан. Их мать, христианка, воспитывала братьев в доброй вере, и получили они от Бога дар исцеления. Помогали не только людям, но и скоту во многих болезнях. Но применяли они не рецепты “травников”, не народные знахарские средства, а исключительно слово Божье. Святые были бессребрениками, так как за свою работу денег не брали. Помнили всегда заповедь Христа: “Даром получили, даром давайте”. Постепенно, в народном воображении они слились в один нераздельный облик Божьего кузнеца – Кузьмы и Демьяна. Наши предки, внимательно наблюдавшие за жизнью и изменениями в природе, заметили, что со дня святых Кузьмы и Демьяна заковывает зима земли и воды. Вот и говорили:
– Закует Кузьма-Демьян, до красной весны не расковать!
– Не заковать реку без Демьяна!
Ведущий 1: В Пскове и сейчас есть умелые кузнецы, а когда-то они населяли район нынешнего Запсковья. Так как святые считались у наших предков покровителями кузнецов, то в этом районе сохранились две церкви, носящие их имена. Одна из них действующая.
Кроме того, Кузьма и Демьян были известны под именем “кашников”. В предании говорится, что Кузьма и Демьян никогда не требовали платы за свою работу, а только просили накормить их кашей, приговаривая:
-Хозяину ворошок, а нам каши горшок.
Ведущий 2: В русском народе Кузьма и Демьян зимние назывались раньше Курятниками, считались покровителями кур. В этот день справляли куриный праздник – петушиные именины – Кочеты. Говорили: “Кузьма – Демьян” зароди цыпляток к осени!”
Резали кур на продажу, подавали куриные блюда (показ иллюстраций) и устраивали пированье “до света”. Считали необходимым резать трех кур. Есть их надо, чтобы птица водилась. “Не рада курочка на пир, да за хохолок тащат”.
Ведущий 1: Сразу по – хозяйски определяли в дело и куриные перья. Крылом подметали печной шесток, из перьев делали помазки для пирогов. Куриное перо считалось в народе особым, оно слез не любит. На Руси в подушку не плакали, была примета: “Перо слезы пьет, а потом в сон отдает”. А еще делали из пера кисточки для раскраски игрушек. Делали так: к большому перу присоединяли мелкие перышки и связывали ниткой в короткую удобную кисточку. Замечено, что гусиные, утиные, петушиные перья “пишут гораздо хуже”. И перья от левого куриного крыла не так ловки в работе. Самые удобные кисточки выходили только из четырех тугих перьев из конца правого. Эти секреты дети знали с малолетства, помогая раскрашивать игрушки.
В этот день принято дарить кур. Вот и мы порадуем себя расписными курами.
1. Организационный момент
Учитель: Перед каждым на столе уже приготовлены клеенки, краски, кисти, тряпочки, банчки с водой. Окунуться в атмосферу прошлых веков, расписывая кур, можно только куриными перьями, что я и предлагаю вам сделать. Если, конечно, вам не под силу, можете воспользоваться обычными инструментами – кистями.
Краткое повторение технических приемов росписи.
Давайте вспомним, какие приемы нанесения узора вы знаете?
(Дети называют приемы, используемые на уроках рисования.)
Не забудьте о примакивании для получения капельки, используйте метод тычка, можете нанести штриховку. Цвета выбирайте по своему усмотрению, так как вы представляете себе куру или петуха, проявите свою фантазию. Итак, постарайтесь, чтобы ваша птичка была достойна подарка.
Пока идет роспись кур, дети переговариваются, развлекают друг друга шутками.
Ученик 1: Пока не ляжет настоящая зима, дети сидели больше по домам, кто развлекался росписью игрушек, а кто-то просто играл в “Молчанку”, вот так: собирались дети в кружок и сидели друг напротив друга с серьезным видом. Смеяться нельзя, улыбаться тоже. Кто-нибудь, кривляясь, и гримасничая, говорил молчанку:
Сорок амбаров сухих тараканов,
Сорок кадушек мокрых лягушек,
Кошку драну,
Мышь погану –
Кто промолвит,
Тот все съест.
Ученик 2: Во время игры ребята часто ссорились. Тогда в ход пускались дразнилки:
Как у Петьки на носу
Ели черти колбасу!А в ответ слышалось:
Борька-Борис
На базаре прокис!
Снес морковку на базар,
На базаре не берут,
Борьку за уши дерут!!!
Ученик 3: А в ответ на поддразнивание отвечали: Дразнило – собачье рыло!
Ведущий 1: Вот так, игровые традиции не давали детям скучать по вечерам в непогожие дни. Ну а сейчас подведем итоги росписи!
Итак, по условию. Музыка закончилась и работа окончилась. Поднимите, пожалуйста, руки вверх, покажите своих расписных красавиц! Ну что ж, восхитительная выставка получилась! На славу постарались и гости, и хозяева. Молодцы!
Ведущий 2: Уже в Московской Руси Кузьма и Демьян становятся божественными покровителями “учения книжного”. Именно они в этот день – 14 ноября сложился обычай начинать обучение школьным наукам и ремеслам. А в учебной книге “Азбуковник”(12) век читаем:
“Есть обычай многим учащимся совершать молебныя святым Косме и Дамиану”.
2. Проверка восприятия
Ведущий 1: А сейчас проверим, что вы запомнили из истории праздника Кузьминки – праздника кур. Ответьте на вопрос, выбрав правильный вариант ответа из предложенных:
1. По древнерусским месяцесловам и православным святцам месяц ноябрь называется:
1) грудень;
2) студень;
3) травень;
2. В Пскове когда-то кузнецы населяли район, который назывался:
1) Завеличье;
2) Любятово;
3) Запсковье;
3. Самые удобные кисточки выходили из правого:
1) гусиного крыла;
2) утиного крыла;
3) куриного крыла;
4. Праздник назывался по:
1) по фамилии Кузьмин;
2) по имени Кузьма и Дамиан;
3) Кузьма и Демьян;
Используемая литература:
- Дайн Г. Детский народный календарь. – М., 2001.
- Гришина Г., Короткова Л., Петров В. Осенние праздники, игры, забавы для детей- М., 2001 .
- Степанов Н. Народные праздники на святой Руси.- М., 1995.