Прошлые поколения оставили нам не столько готовые решения вопросов, сколько самые вопросы.
Сенека Младший.
Цель урока:
- углубить и систематизировать знания о развитии сельского хозяйства России в первой половине 20 века;
- раскрыть основные аграрные реформы и их сущность;
- оценить результаты и определить необходимые условия для перспективного развития сельского хозяйства современной России.
Задачи урока:
1. Знать основные аграрные реформы и их сущность в первой половине 20 века.
2. Уметь работать с различными документами по данной теме.
3. Продолжить формирование умения вырабатывать свою точку зрения на основе документального материала, используя имеющиеся знания, в ходе обсуждения в группах.
4. Воспитывать у детей толерантность, уважение к другой точке зрения, уважения прошлого истории своей малой родины и страны, чувство ответственности за ее будущее.
Дидактический материал: презентация Power Point «Сельское хозяйство» (Приложение 1), документы для работы в группах.
Основные понятия: «прусский путь», «фермерский путь развития капитализма», фермер, столыпинская аграрная реформа, «военный коммунизм», НЭП, коллективизация.
Тип урока: урок обобщения и систематизации.
Вид урока: семинар.
Достижение поставленных целей предполагается через:
1. Фактический материал.
2. Использование документов по данной теме.
3. Отработку универсальных умений и навыков (анализа документов, определения причинно-следственных связей, отработку понятийного аппарата, умения вести дискуссию, участия в проектной деятельности, умения развернуто обосновывать суждения).
4. Атмосферу сотрудничества.
План
1. Введение. Проблемы развития сельского хозяйства в начале 20 века. Споры о путях развития российской экономики.
2. Столыпинская аграрная реформа. Результаты и последствия.
3. Мероприятия большевиков в аграрном секторе экономики: «военный коммунизм», НЭП.
4. Коллективизация сельского хозяйства.
А) Планы преобразований А.В. Чаянова, И В. Сталина, Бухарина.
Б) Коллективизация глазами писателей и современников. Голодомор.
В) Результаты коллективизации.
Г) Место сельского хозяйства в экономике СССР в 30-е годы и современной России.
5. Проект перспективного развития сельского хозяйства (творческое задание в группах).
Ход урока
1. Введение. Проблемы развития сельского хозяйства в начале 20 века.
Споры о путях развития российской экономики. (Слайд 1) 20 век оказался противоположным и сложным для трактовки веком. Сельское хозяйство всегда являлось основой для экономики нашей страны и в течение 2-х уроков мы рассмотрим основные аграрные преобразования начала 20 века и попытаемся разобраться в их результатах и последствиях, влиянии на современность.
Давайте вспомним:
- Какие пути развития капитализма вам известны? В чем суть каждого и насколько они были возможны для России начала 20 века?
- Термины: общинное землевладение, сельскохозяйственная кооперация, смешанное хозяйство, фермер.
- Как вы думаете, мог ли российский крестьянин стать землевладельцем, фермером?
2. Столыпинская аграрная реформа. Результаты и последствия
А) Основные цели и направления реформы.
Б) Результаты аграрных преобразований.
В) Как вы думаете, столыпинская аграрная реформа – «прусский» или «американский» путь развития? Объясните свою позицию. (Слайд 2)
3. Мероприятия большевиков в аграрном секторе экономики: «военный коммунизм», НЭП
С приходом власти большевиков происходят изменения и в сельском хозяйстве.
А) Цели введения «военного коммунизма», результаты.
Б) НЭП – продуманная политика советского правительства или вынужденная мера?
В) Итоги НЭПа. (Слайд 3) Почему руководство страны отказалось от НЭПа?
4. Коллективизация сельского хозяйства
30-е годы 20 века стали очередным испытанием для крестьян. По различным документам мы рассмотрим события из истории нашей страны данного периода и оценим их результаты для современной России. (Организация работы в группах)
Рабочий лист для 1-й группы:
А) Внимательно прочитайте отрывок из статьи. (Приложение 2)
Б) Ответьте на вопросы:
- Как нужно развивать сельское хозяйство, по мнению экономиста-аграрника?
- Какую роль отводит Чаянов семье?
- Почему он отдает предпочтение кооперации? Каковы недостатки колхозов?
Рабочий лист для 2-й группы:
А) Внимательно прочитайте статьи И. Сталина « Головокружение от успехов», «Ответ товарищам колхозникам», «О хлебозаготовках и перспективах развития сельского хозяйства»
Б) Ответьте на вопросы:
- Когда и почему появились каждая из этих статей?
- Каковы основные идеи данных статей?
- Как распределялись огромные доходы сельского хозяйства в экономике страны?
- Появление статьи И. Сталина «Головокружение от успехов» разрешило проблемы, из-за которых она была написана?
Рабочий лист для 3-й группы:
А) Внимательно прочитайте статью Ракова А. « Социальный портрет раскулаченного в 1930 году»
Б) Ответьте на вопросы: - охарактеризуйте состав и имущество семей Троицкого округа
Уральской области, которые подлежали выселению.
- Какие политические причины раскулачивания отмечает исследователь?
- Каковы итоги коллективизации, по мнению автора? Согласны ли вы с ним? Свою позицию поясните.
Рабочий лист для 4-й группы:
А) Внимательно прочитайте отрывки из книг Базарова А.А. «Хроника колхозного рабства», «Вся жизнь моя тебе, Россия», Еловских М.И. «Спецпереселенцы» (Приложение 3, Приложение 4)
Б) Ответьте на вопросы:
- Как описывают коллективизацию те, кто ее пережил?
- Найдите информацию о погодных условиях; о том, как переселяли; о питании; о местах проживания.
Рабочий лист для 5-й группы:
А) Внимательно прочитайте отрывок из статьи Курганова И.А. «Крестьянство в судьбах России» (материалы сайта «Российские социалисты и анархисты после Октября 1917 года»)
Б) Ответьте на вопросы:
- Каковы причины коллективизации, по мнению автора?
- Как автор объясняет, что такое «общественное хозяйство»?
- Как вы думаете, в данном случае понятия общественное хозяйство и община синонимы? Свою позицию поясните.
Рабочий лист для 6-й группы:
А) Внимательно прочитайте статьи Базарова А.А. «Был ли голод на Урале?» (Приложение 5), Кондрашина А.А. «Правда о Голодоморе» (материалы сайта «Комсомольской правды»)
Б) Ответьте на вопросы:
- Каковы причины голода в 30-е годы 20 века, по мнению авторов?
- Какие выводы делают исследователи об итогах коллективизации?
- Как вы думаете, можно ли политику И. Сталина по отношению к своему народу назвать геноцидом? Свою позицию поясните. (Слайды 4, 5, 6)
Выслушиваются ответы детей.
Обобщение
- Результаты коллективизации
- Позволили ли аграрные реформы начала 20 века стать российскому крестьянину землевладельцем?
- Почему слабым звено экономики всегда было сельское хозяйство? (Слайд 7)
5. Проект перспективного развития сельского хозяйства (творческое задание в группах)
Мы рассмотрели и проанализировали аграрные реформы начала 20 века, но и сейчас, в начале 21 века, наше сельское хозяйство также переживает нелегкие времена. Давайте попробуем учесть исторический опыт и обществоведческие знания и составим проект перспективного развития сельского хозяйства.
Выслушиваются ответы детей.
Подведение итогов урока.
Рефлексия
Заверши фразу:
- Среди всех заданий мне особенно понравилось…
- Во время урока я приобрел(а) …
- Задания и вопросы заставили задуматься о …
Учитель. Наше занятие подходит к концу. Мы с вами осознали, что проблемы сельского хозяйства очень сложны, чтобы их разрешить требуется целый комплекс мероприятий во всех сферах жизни общества. «Прошлые поколения оставили нам не столько готовые решения вопросов, сколько самые вопросы», - так отмечал Сенека Младший. Процветание нашей страны зависит не только от решения аграрного вопроса, но и от вашего трудолюбия и знаний.
Литература для учителя
- Базаров А.А. Хроника колхозного рабства. -М.: Возвращение, 2004.-816с.
- Базаров А.А. Вся жизнь моя тебе, Россия. -Тюмень: «Тюменский курьер», 2008.-450с.
- Еловских М.И. Спецпереселенцы// Фольклор и литература Зауралья.-Курган.-2000.-С.53-57
- Заир-бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. -М. Просвещение, 2004с.
- Игошева Н. Россия Нэповская//История.-2000.-№12
- Осокина Е. СССР в конце 1920-х – начале1930-х годов: хроника начавшегося голода//История.-1999.-№20.
- Раков А. Социальный портрет раскулаченного в 1930 году //История.-2001.-№ 27
- Сапожникова Т. Столыпинская аграрная реформа //История.-2000.-№ 20
- Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России 20 века. 10-11 классы: элективный курс / сост.Е. Н. Сорокина.- Волгоград: Учитель,2007.-169с.
Литература для учащихся
- Базаров А.А. Хроника колхозного рабства. -М.: Возвращение, 2004.-816с.
- Базаров А.А. Вся жизнь моя тебе, Россия. -Тюмень: «Тюменский курьер», 2008.-450с.
- Еловских М.И. Спецпереселенцы// Фольклор и литература Зауралья.-Курган.-2000.-С.53-57
- Осокина Е. СССР в конце 1920-х – начале1930-х годов: хроника начавшегося голода//История.-1999.-№20.
- Раков А. Социальный портрет раскулаченного в 1930 году //История.-2001.-№ 27.
- Россия и мир.20 век: учебник для 11 кл. общеобразоват. Учреждений/ О.В. Волобуев, В.А. Клоков.-М.: Дрофа, -351с.
- Сталин И.Головокружение от успехов// Сталин И. Сочинения в 16 томах. – т.12.
- Сталин И.Ответ товарищам колхозникам // Сталин И. Сочинения в 16 томах. – т. 12.
- Сталин И.О хлебозаготовках и перспективах развития сельского хозяйства // Сталин И. Сочинения в 16 томах. – т. 11.