Тема урока: «Формулы сокращенного умножения».
Дидактическая цель: создание условий для закрепления и систематизации знаний по теме, развитие общеучебных умений и навыков.
Цели по содержанию:
1. Образовательная: знать формулы сокращенного умножения.
2. Развивающая: уметь применять формулы сокращенного умножения на практике, развивать вычислительные навыки, логическое мышление.
3. Воспитательная: воспитывать познавательный интерес к предмету.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Методы: словесный, объяснительно-иллюстративный, проблемное изучение.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная.
Технология реализации: дифференцированное обучение.
Оборудование: учебник, доска, ученическая тетрадь, карточки с индивидуальными заданиями, дифференцированная самостоятельная работа.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Сообщение темы, постановка целей урока, мотивация
(Для чего нужно знать и уметь применять формулы сокращенного умножения?)
3. Актуализация знаний
(Вспоминаем формулы сокращенного умножения.)
4. Обобщение и закрепление знаний
1. Математическая минутка
Прочитайте выражение:
(a+5)2 |
x2+2x+1; |
2. Проведите соответствия
А) (k-y)2 |
1) k4-10k2y+25y2 |
Ответы:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
З |
3. Работа с перфокартами
Заполните пропуски, чтобы получились верные равенства.
1 вариант (m+….)2=m2+6m+9 |
2 вариант (a - ….)2=a2 - 2ax+x2 |
4. Расшифровка
Упростите выражение и узнайте фамилию выдающегося математика.
1) x2-4xy+4y2 |
(О) (5a+1)2 |
Софья Ковалевская родилась третьего января 1850 года в Москве, где ее отец, артиллерийский генерал Василий Корвин-Круковский, занимал должность начальника арсенала. Мать, Елизавета Шуберт, была на 20 лет моложе отца.
В 1869г. училась в Гейдельбергском университете у Кенигсбергера, а с 1870 г. по 1874 г. - в Берлинском университете у К. Т. В. Вейерштрасса. Хотя, по правилам университета, как женщина, слушать лекций она не могла, но Вейерштрасс, заинтересованный её математическими дарованиями, руководил её занятиями.
В 1874 г. Гёттингенский университет, по защите диссертации, признал Ковалевскую доктором философии. В 1879 г. она делает сообщение на VI съезде естествоиспытателей в Санкт-Петербурге. В 1881 г. Ковалевская избрана в члены Московского математического общества (приват-доцент). После смерти мужа (1883 г.) переселяется с дочерью в Стокгольм (1884 г.), изменив имя на Соня Ковалевски, и становится профессором кафедры математики в Стокгольмском университете, с обязательством читать лекции первый год по-немецки, а со второго - по-шведски. В скором времени Ковалевская овладевает шведским языком и печатает на этом языке свои математические работы и беллетристические произведения.
В 1888 г. - лауреат премии Парижской академии наук за открытие третьего классического случая разрешимости задачи о вращении твёрдого тела вокруг неподвижной точки. Вторая работа на ту же тему в 1889г. отмечается премией Шведской академии наук, и Ковалевская избирается членом-корреспондентом на физико-математическом отделении Российской академии наук.
29 января 1891 г. Ковалевская в возрасте 41-го года скончалась в Стокгольме от воспаления лёгких.
5. Контроль
Выявить уровень обученности. Дифференцированная самостоятельная работа.
Ученикам на выбор предлагается задания, которые оцениваются оценкой «3», «4», «5». Ученики сами выбирают себе нужный вариант и сами себя оценивают.
1 уровень
1) Продолжите разложение на множители, разности квадратов:
А) 16a2-36c2=(4a)2-(6c)2=
Б) 0,25b2-0,01a2=(0,5b)2-(0,1a)2=
2) Разложите на множители:
А) 9a2-36b2
Б) 16x2-1
В) 25-x2
3) Представьте выражение в виде квадрата суммы или квадрата разности:
А) a2-2ab+b2
Б) m2+4m+4
В) a2-12a+36
2 уровень
1) Выполните действие:
А) (0,5x+4)2
Б) (2b-3a)2
В) (a4+b3)2
2) Постройте график функции x2-9=0
3) Найдите значение выражения:
А) 2572-1432
Б) 73,62-26,42
В) 1652-652
3 уровень
1) Разложите на множители:
А) a4-16
Б) -3x2+12x-12
В) 16m2-(m-n)2
2) Решите уравнение:
А) x3-x=0
Б) x2-24x+144=0
В) 25y2-49=0
3) Постройте график уравнения: x2-16+0
6. Итоги урока. Рефлексия
- Что сегодня повторили?
- Где будем применять знания?
- Что удалось на уроке и над чем необходимо поработать?
- Достиг ли урок цели?
7. Домашнее задание
Подготовиться к контрольной работе.