Эпиграф:
“Где бы я ни был,
Всегда будешь сниться
Ты мне, Казань, дорогая моя,
Город любви, красот столица,
Родина, где был так счастлив я.”
Цели: прививать учащимся чувства любви к родине и гордости за ее легендарное прошлое.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о столице нашей республики – Казани!
1страница “Легендарная”: Почему городу дали название Казань, что в переводе означает “котел”?
1 ученик: Казан (котел) Туйбики. Народ в Шахри Булгаре жил богато, был просвещенным. Однажды монгольский хан по имени Хантимер , разграбив Булгар, сжег его. Народ вначале дрался очень крепко. Во время сражения в левое колено Хантимера попала стрела, и он захромал. После этого его прозвали Аксак Тимер – Хромое Железо. Аксак Тимер полностью разорил Шахри Булгар. Когда жизнь стала невмоготу, предводительница одногоиз племени старуха Туйбика, взяв около пятнадцати своих людей, на парусной лодке ушла по Волге. Старуха Туйбика не оставила и свой казан – символ богатства и изобилия. Казан был шести пудов весом, его цепь также весила шесть пудов.
Пройдя на парусной лодке некоторое расстояние, путники сошли на берег. Местность им понравилась, и они остались там жить. На облюбованном месте закопали казан, чтобы он приносил им изобилие и счастье.
Там же начали строить город Казань. Говорят, что казан с цепью до сих пор лежит под городом, только вот найти его никто не может.
2 ученик: Место, где закипел казан. Однажды задумал хан построить город. “Где будем строить?” – посоветовался он со своими людьми.
Один из них сказал:
– Нальем в казан воды, поставим его в телегу, зажжем под казаном огонь и погоним лошадей. Где казан закипит, там и построим город.
Так и сделали. Казан закипел на месте современной Казани. Сказывают, там и построили город. А некоторые исследователи говорят, что когда-то Казань была пограничной крепостью. В древности слова “казан” означали начало границы, пограничье.
Учитель: Кто изображен на городском гербе и почему?
3 ученик: Об основании новой Казани. Однажды молодая женщина, недавно выданная замуж, пошла за водой к речке. Около речки не было удобного мостика. Она с большим трудом достала воды из реки и вынесла воду также с большим трудом по крутому берегу. Это не понравилось ей: она стала жаловаться, наговорила по этому поводу много слов и сердилась на человека, основавшего город около такого крутого берега.
Слова жалобы молодой женщины дошли до ушей хана Галимбека. Тот призвал к себе женщину, спросил, почему она так сердится.
Эта женщина была не только красавицей, но еще храброй и умной, потому ничего не боясь, рассказала Галимбеку все, что она говорила у реки. Она сказала хану:
– Хан и султан мой, – так она начала. – Не вас я ругала, я говорила только о
том, что этот город построен на неудобном месте. Да будет жизнь ваша долговечна! Да будут враги ваши побеждены! Если я расскажу вам мои слова, они вам должны понравиться. Если бы беременные женщины поднимались с водою на плечах по такой крутой горе, каково будет их-то положение? Свои слова я говорила, только жалея этих бедняжек.
Галимбеку понравились умные слова этой женщины и просил ее высказаться о том, где бы лучше расположить новый город.
Она посоветовала основать город около Зилантовой горы, где находится пчельник ее отца.
Понравились ее умные советы хану. Ему самому не нравилось местоположение Старой Казани. Галимбек послал на Зилантову гору своих людей посмотреть место будущего нового города.
Осмотрев это место, они вернулись и сообщили хану, что оно им очень понравилось. Но место это было неудобно, по их сообщению, в том смысле, что там водилось много змей.
Женщина та указала от этой беды одно средство. Она советовала Галимбеку, что осенью, когда земля немного замерзнет и змеи войдут в землю для зимовки, в то место сложить побольше дров и соломы, а когда весеннее солнце обогреет землю, змеи выйдут из земли и заберутся под сложенные сучья и солому, вот тогда и надо поджечь все это вместе со змеями.
Так и сделали. Весной, когда змеи окончательно вышли из-под земли, помчался по велению хана богатырь на коне, чтобы поджечь приготовленную с осени солому и дрова.
Богатырь запалил огнем солому. Большая куча дров и соломы разгорелась, погибли все змеи. Спаслась от огня лишь двуглавая громадная змея – дракон. Вот этот-то огромный дракон бросился на богатыря и хотел его убить. Тот на своем лучшем коне убежал от дракона. Скоро дракон настиг его, но богатырь несколько раз пронзил тело дракона своим отравленным копьем. Дракон, говорят, от той отравы и умер.
Когда место было окончательно очищено от змей, там была основана теперешняя Казань.
2 страница “Архитектурная”: Город был защищен белокаменной стеной с башнями. После монгольского завоевания Казань становится центром небольшого княжества. Но по мере упадка Булгара ее значение увеличивается. Постепенно Казань как бы заменяет старые центры. Возросшее хозяйственное и торговое значение города сделали его центром объединения бывших булгарских земель.
Так Казань стала столицей нового государства.
4 ученик: Величие городу придавала окруженная стенами цитадель – “царский двор” (кремль). Здесь находился ханский дворец, главные мечети страны и мавзолеи ханов. Перед ханским двором раскинулась большая площадь, с разных сторон которой располагались высокая сторожевая башня из белого камня, ханские мавзолеи и главная мечеть города, а также мечеть, названная по имени сеида Кул Шерифа. Она была богато украшена и имела восемь минаретов. При мечети существовало знаменитое медресе. Здесь же на холме находились высокие дома знати и мечети. Рядом с ханским двором стояла мечеть Нур Али.
В стенах кремля с четырех сторон находились ворота: Большие (на месте нынешней Спасской башни), Туменские (выходившие на Булак), Нур Али (на берегу Казанки) и Елбугинские (в сторону Черного озера). В XIV веке длина кремлевской стены составляла 1800 метров. Вокруг крепости располагались городские кварталы, состоящие из деревянных и кирпичных домов богатых горожан и простых жителей. Дома стояли в городе так плотно, что в некоторых местах проехать на коне было невозможно из-за тесноты улиц.
Здесь же располагались ремесленные слободы. Прямо под Кремлевским холмом на берегу Булака разместилась кожевенная слобода. Здесь изготавливались знаменитые сапоги-ичиги и богатые конские уборы: седла, попоны. Были здесь и слободы кузнецов, ювелиров, гончаров, плотников и т.д. На берегу Булака находились и большие каменные бани. Особенно выделялась баня Даира (Тахира) под городской стеной, в месте, где били чистые ключи.
Вокруг всего города шли ров и стена из деревянных срубов, заполненных землей и камнями. Высота стен доходила до 5-6 метров. Стены эти начинались от кремля и спускались к Булаку, где были Аталыковы ворота. Далее стена шла по правому берегу Булака. Здесь были Кураишевы и Крымские ворота. Далее она поднималась на холм, где находились главные – Царские и
Ногайские ворота. Затем стена шла вдоль Черного, Гнилого и Белого озер, где находились Арские, Кайбатские, Збойловы ворота. Стены и башни были построены очень искусно.
Непосредственно за стенами города начинались обширные слободы. Наиболее известной из всех была слобода Биш Балта в устье Казанки. Здесь в заливе Волги находилась стоянка военных и торговых судов казанцев. А в самой слободе располагались многочисленные мастерские, где изготовляли суда и все необходимое для них оснащение – канаты, паруса и т.п.
Близ города находились также села, принадлежащие феодалам.
Располагаясь в среднем течении Волги, близ устья Камы, Казань являлась крупным торговым центром. Близ городских стен, на берегу Булака существовал базар Ташаяк. Сюда привозили товары со всех сторон света: из восточных стран везли фрукты, ткани, шелк, ковры, пряности, оружие, из Руси – пушнину, воск, из южных степей – породистых коней и скот. Права и безопасность иноземных купцов строго соблюдались.
5 ученик: Башня Сююмбике по праву считается одним из самых прекрасных архитектурных памятников нашей столицы, символом города. Гордой красавицей возвышается она над белыми кремлевскими стенами. Башня Сююмбике, или Ханская мечеть, как прозвали это сооружение в народе, представляет собой высокое семиэтажное здание. Первый, второй, третий этажи имеют четыре, а остальные – семигранные стороны, заканчивается башня острием, покрытым железом.
Много народных преданий связано с этой башней. Будто бы московский царь, влюбленный в Сююмбике с первого взгляда, попросил ее руки. Сююмбике не согласилась. Тогда царь сказал: “Все равно возьму силой”, – и начал войну против Казанского ханства. Семь лет длилась осада города, и Казань была взята. А Сююмбике попросила царя построить высокую башню. И вот
башня построена. Поднялась непокорная красавица наверх, поклонилась земле и людям, и бросилась вниз. Кем же была на самом деле героиня преданий, легенд и песен Сююмбике?
Между Волгой и Уралом простирались степи государства, называемого Ногайской Ордой. И жили в нем мурза Юсуф и его жена Фатима. Родилась у них девочка. Обрадованные родители назвали ее Сююмбике, то есть приносящая радость.
Далеко за пределы ее государства прошел слух о красоте и уме выросшей степной стройной красавицы. Прослышал об этом и молодой казанский хан Джан Али и попросил руки Сююмбике. Так она роявилась в Казани. А жил в то время в Казанском государстве вольнолюбивый народ, который сам себе выбирал ханов, а тех, кто не оправдывал их чаяний, пргоняли. Хан Джан Али был убит разгневанным народом. На трон приглашают хана Сафа Гирея. Сафа Гирей и Сююмбике, оба молодые, полюбили друг друга сразу. Пятнадцать лет они вместе правили Казанским государством. Это были годы расцвета, мира и побед Казани. Это были годы поэтического вдохновения и наук. Сююмбике собирает богатую библиотеку. Но это была не простая библиотека. Здесь собирались поэты, художники, ученые, здесь переписывались книги, читали их вслух. Своими стихами, посвящёнными Сююмбике, особую известность получил тогда поэт Гарифбек.
У Сафа Гирея и Сююмбике рождается сын Утямыш Гирей. Но недолго длилось их семейное счастье. Неожиданно умирает Сафа Гирей. В беспросветной печали остается его вдова, много слез проливает она по любимому мужу. В память о нем возводит красивую башню возле его склепа.
В народных преданиях, песнях, баитах, стихах хранимо имя Сююмбике. На кончике башни Сююмбике возвышается изображение золотой луны. В наши дни около башни Сююмбике читают Коран, ученые вспоминают историю, поэты читают свои стихи.
3 страница “Голубые глаза столицы”: Реки и озера столицы Татарстана – настоящее богатство и украшение города.
6 ученик: Столица Татарстана раскинулась на левом берегу красавицы Волги. Ежедневно по этой реке в Казань прибывают десятки судов. Казанский порт связал город с Балтийским, Белым, Каспийским, Азовским и Черным морями. Казанцы любят бывать на водоемах в любое время года. Казанка является одной из тридцати трех рек Татарстана, объявленных государственными памятниками природы.
В самом центре города радует своей живительной прохладой и искрящимися фонтанами Булак. В старину эта река была судоходной. Купцы доставляли товары по ней прямо к городским стенам. По берегам Булака шумели ежегодные ярмарки.
Особое очарование придает городу озеро Кабан. На берегу этого озера стоит необычное здание, похожее на парусник. Это Татарский государственный академический театр имени Г.Камала.
Об озере Кабан существует легенда.
Ханы и визири прежде, чем удрать,
Все добро успели в воду побросать.
Золото, рубины, жемчуг, серебро,
Чтобы не досталось людям их добро.
(Г. Тукай)
4 страница “Всемирно известные имена”: В XIX веке Казанский университет во всей восточной части России является самым передовым центром науки и культуры. Много здесь было сделано научных открытий.
Если вам придется пройти через дворик Казанского университета, вы не сможете не обратить внимания на двухэтажное красивое здание, стены которого пестрят мемориальными досками. Много людей, знаменитых на весь мир, в свое время родились или проживали, учились здесь, в Казани, делали научные открытия, творили бессмертные произведения литературы. Все они прославили наш край.
7 ученик: Славу университету и русской науке создал гениальный математик Н.И. Лобачевский. Открытиями в области геометрии он намного опередил свое время. Труд Лобачевского “Пангеометрия” раздвинул горизонты науки. Реакционное духовенство объявило его учение “ересью”, но в передовых ученых кругах Лобачевского назвали “Коперником геометрии”. Гени-альный геометр доказывал, что математические законы являются отражением реальных отношений, существующих в природе. Почти два десятилетия Лобачевский был ректором университета, превратившегося в крупный научный центр. Был построен университетский городок, украсивший Казань.
8 ученик: Казань – родина отечественного востоковедения. Созданный Лобачевским восточный факультет университета впервые в России начал изучение истории, языка, быта многих восточных народов. Здесь работали востоковеды: Х.Д. Френ, И.И. Хальфин, И.Н. Березин, А. К. Казембек, О.М. Ковалевский. Университет сыграл выдающуюся роль в формировании татарского просветительства, передовой общественно-политической мысли. Активными продолжателями просветительной деятельности Хальвиных были М. Махмудов, Х. Файезханов, А. Вагапов, С. Кукляшев. Они создали оригинальные учебники татарского языка, основали первую татарскую учительскую школу, переводили с русского на татарский язык светскую литературу.
Заметный след в истории татарской общественной мысли оставил Шигабутдин Марджани – известный ученый, историк, мыслитель – после обучения в Бухаре назначается имамом первой мечети в Казани и мударисом медресе при этой мечети. Он, выступая против невежества, застоя в образовании, защищает светское обучение. Им издано около тридцати трудов, посвященных истории Булгар и Казани. Закабанная мечеть в Казани по сей день носит его имя.
Учёный, преподаватель, просветитель Каюм Насыри слушал в университете лекции больших ученых. Им написано множество научных трудов, художественных произведений. Его произведение “Ибн-Сина”, посвященное великому ученому, и сегодня воспринимается с большим интересом. Написаны им также учебники по истории, географии, математике для татар. Начиная с 1871 года он издает календари, отличающиеся богатой информацией. К. Насыри также в целях ознакомления русского читателя с культурой и бытом татар издает труды и на русском языке.
9 ученик: А.М. Бутлеров с детства любил природу, пытался все постичь своим умом. Для подготовки в гимназию его отдали на учебу в одну из казанских школ. Однажды в подвале этой школы произошел взрыв, и через некоторое время показался оттуда Александр, с головы до ног перепачканный сажей. Оказывается, он там проводил “опыт”. Рассерженный воспитатель, собрав всех детей, повесил на шею Саши табличку, предварительно написав на ней дегтем “Великий химик”. Предсказание воспитателя оказалось верным – А.М. Бутлеров, впоследствии окончив Казанский университет, стал великим химиком. Он обосновал теорию химического строения органических веществ. Кроме этого он интересовался живой природой, им написаны книги о бабочках, пчелах. Последние годы своей жизни он провел в деревне Бутлеровка Алексеевского района, в имении отца.
10 ученик: Каждый год в феврале Татарский государственный акдемический театр оперы и балета им. М. Джалиля, находящийся на площади Свободы города Казани, принимает праздничный вид – здесь начинается фестиваль, посвящённый памяти великого певца Федора Ивановича Шаляпина. Из разных городов и из далеких стран приезжают сюда прославленные певцы. Ф.И. Шаляпин родился 13 февраля 1873 года в Казани, в небогатой семье. В тяжелые для себя минуты он находил утешение в пении церковных песен. Однажды ему, где-то раздобыв билет, удалось пройти в театр. Сама атмосфера театра, пение артистов, декорации привели мальчика в неописуемый восторг. Он начинает жить только мыслями о театре. И вот однажды, нанявшись в какую-то приезжую театральную труппу, Федя покидает родной дом. В 1895 году, гастролируя то в одном, то в другом городе, он попадает в Санкт-Петербург. Уже первые его выступления вызвали восторг публики. Выступал он и в Большом театре. Весть о молодом оперном певце Ф. Шаляпине мгновенно разлетелась по многим городам. Его приглашают в самый знаменитый театр мира “Ла Скала” в итальянском городе Милане. Ф.И. Шаляпин своим пением удивил даже миланскую публику, слушавшую на своем веку так много великолепных певцов. Скоро о Ф.И. Шаляпине заговорил весь мир. Ф.И. Шаляпин побывал несколько раз и в родной Казани. В 1922 году он уехал за границу. На чужбине певец всегда с любовью вспоминал о Казани. Наш знаменитый земляк скончался в 1938 году в Париже. А у нас в Казани, на родине великого певца, поставлен ему единственный в мире памятник, который стоит на улице Баумана.
5 страница “ Героическая”: “Кровь за кровь, смерть за смерть!” С этими словами выходили на поля сражений во время Великой Отечественной войны наши воины. Спасти родную землю от рабства! Плечом к плечу, вместе со всем народом страны, вставали на защиту Родины бойцы из Татарстана. Мы не должны забывать мужества, проявленного нашими земляками в жестоких боях с фашистами. Свыше двухсот из них награждены высоким званием Героя Советского Союза.
11 ученик: В 1942 году на Волховском фронте в одном из кровавых боев в фашистском тылу остается видный поэт и общественный деятель татарского народа Муса Джалиль. Весь израненный, он теряет сознание, а когда приходит в себя, вокруг него уже стоят фашисты. Муса Джалиль берется за пистолет: лучше смерть, чем позорный плен. Но на этот раз он подводит его: происходит осечка. И вот Муса в одном из ужасных гитлеровских концлагерей. Сотни людей умирали здесь от голода, холода и болезней. О побеге нечего и думать: в несколько ярдов стены, над ними железная колючая проволока под высоким электрическим напряжением. На всех углах вышки, с которых вооруженные охранники держат под прицелом каждый кустик, каждый бугорок. Кругом фашисты с выдрессированными овчарками. Шаг в сторону, и они могут разорвать пленного на части. Каждый день фашисты, чтобы вселить в пленных страх, мучают и бьют их, издеваются над ними, этим они хотят убить в них веру в победу и любовь к родной стране. Муса Джалиль при каждой собирает вокруг себя татарских пленных, читает им свои стихи, наполненные преданной любовью к своей Родине. Огонек надежды загорается в глазах пленных, в гневе сжимают они свои кулаки, горя желанием отомстить фашистам. Вокруг Джалиля и его соратников формируется подпольная группа для борьбы с фашистами, в которую принимают только проверенных, верных людей. Каждый вступающий в группу давал клятву. А фашисты разрабатывают коварный план. Они начинают создавать так называемые национальные легионы, каждый из которых состоял из людей одной национальности. Начинают выпускаться на разных языках газеты, вестись радиопередачи. К этой работе привлекаются и пленные. Члены группы сопротивления входят в состав редакции газеты, радиостудии и других организаций. Особенно большую работу в этом направлении ведет детский писатель Абдулла Алиш. Главные задачи подпольной группы заключались в том, чтобы организовать вооруженное восстание, объединиться в своей борьбе с соседними армянскими и польскими легионами, вести пропаганду среди пленных, найти оружие, притом все это надо было делать незаметно. На близлежащих заводах и фабриках работало много людей, угнанных в Германию. Они также участвовали в движении Сопротивления. С большой осторожностью распространялись листовки, тайно отпечатанные в типографии. В одной из них говорилось: “Товарищи! Под страхом голодной смерти, обманным путем фашисты принуждают вас вступить в легион, чтобы идти против своих отцов, матерей, братьев и сестер. Поверните это оружие против своих врагов-фашистов!” Разъяснительная работа велась и через участников музыкально-хоровой капеллы, организованной в легионе. Руководитель капеллы Гайнан Курмаш был одним из инициаторов группы Сопротивления. Для концертов выбирались песни и стихи, воспевающие родной край и вызывающие ненависть к тем, кто так унизил их родную землю. В середине 1943 года первый из батальонов легиона отправляют в Белоруссию для борьбы с партизанскими отрядами. По пути на фронт легионеры, перебив всех немецких офицеров, со всем военным снаряжением и орудием переходят на сторону партизан, и потом, совместно с партизанами, уничтожают значительные силы противника. Воодушевлённые этим успехом джалиловцы начинают готовить всеобщее восстание и побег легионеров отдельными группами. Но фашисты узнают, что в легионе действует подпольная группа, и стараются внедрить туда предателя. Им оказался Махмуд Джамалетдинов, сумевший втереться в доверие к джалиловцам. Мусу Джалиля и десять его товарищей по борьбе арестовывают. Нечеловеческие пытки. Бесконечные допросы. Но джалиловцы никого не выдают, все берут на себя, спасая своих товарищей от неминуемой смерти. Но главное дело сделано, – и вот уже другие батальоны поворачивают свое оружие против самих же фашистов. Долго ждут своего смертного часа джалиловцы. Свои самые лучшие стихи о родном крае, о любви к Родине Муса Джалиль пишет в ожидании смертной казни. Через много-много лет, пройдя через десятки рук, его “Моабитская тетрадь” возвратилась на родную землю. За эти стихи, написанные в плену, Муса Джалиль награждается в 1957 году Ленинской премией, и ему посмертно присваивается звание Георя Советского Союза. Соратники Мусы Джалиля также были людьми, беззаветно преданными своей Родине, мужественно отстаивающими ее независимость. Фашистский суд приговорил джалиловцев к смертной казни. 25 августа 1944 года их казнили на гильотине. В Казани стоит памятник Мусе Джалилю. Его поза напоминает собирающегося взлететь сокола. Вот-вот порвет он связывающие его путы, взметнется ввысь в голубые небеса и воспарит над седым Кремлем.
6 страница “Театральная”: В Казани расположилось несколько театров.
А с чего же все начиналось?
12 ученик: 22 декабря 1906 года в Петербурге получено разрешение на постановку первого театрального представления на татарском языке. В этот день парни и девчата из кружка “Яшьлэр” (“Молодежь”) в Новом клубе (ул. Горького, д.3) сыграли спектакль “Несчастное дитя” в переводе Г. Камала и комедию “Любовь виновата”. Долго боролись старики из мечети, чтобы не удалась эта затея молодежи, они пытались их и запугивать, и избивать при удобном случае. Куда только не писали они! Однако молодежь победила.
Говорили, у них там не хватало артисток, и будто бы вместо них играли переодетые парни. Об этом историческом дне, о постановке первого татарского спектакля рассказывает в своей комедии “Первый театр” драматург Галиаскар Камал, один из основателей татарского театра, непосредственно принимавший в нем участие как артист, режиссер. Зрительный зал Нового клуба, вмещающий свыше двухсот человек, был до отказа наполнен мужчинами в тюбетейках и женщинами в национальных головных уборах – калфаках. Перед началом спектакля артистам были подарены букеты цветов с красными ленточками, говорились речи о необходимости театра. После открытия занавеса начался спектакль. При просмотре драмы “Несчастное дитя” зрители плакали, во время комедии – от души смеялись. Как бы там ни было, зрители будто со стороны посмотрели на свою жизнь: тупость и невежество их удручали, смышленость и деловитость радовали. В антрактах на различных музыкальных инструментах исполнялись татарские мелодии. Выступления и поздравления продолжались и после спектакля, потом начались пляски, игры. Зрители, выразив великое удовольствие, возложив большие надежды на светлое будущее национального театра, разошлись по домам. Таким образом, 22 декабря 1906 года родился татарский профессиональный театр.
Учитель: Малая родина – это старт к большой жизни. Любить Казань – это значит знать ее.