Сценарий урока с использованием технологии критического мышления

Разделы: Физика


Стратегия модернизации российского образования предусматривает приоритет методов и технологий обучения, ориентированных на самостоятельный анализ информации обучаемыми, самоорганизацию деятельности, приобретение опыта ответственного выбора. Таким образом, возникает необходимость обоснования выбора определенных технологий в организации образовательного процесса в рамках реализации идеи развития компетентности обучаемых. Педагогическая технология должна отвечать на вопросы о том, как наилучшим образом организовать учебную деятельность и управлять ею для достижения поставленных целей.

“Технология” – слово греческого происхождения от techne – искусство, мастерство, умелость и logos– знание. Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для преподавателя и обучающихся.

Технология обучения – это система научно обоснованных действий всех участников образовательного процесса, осуществление которых с высокой степенью гарантированности приводит к достижению поставленных целей обучения.

Важной особенностью ориентированного на действие обучения становится отказ от традиционной методики обучения, имеющей рецептивный характер. В обучении акценты смещаются на саморегуляцию, самоуправление, самоконтроль и собственную активность обучаемых.

Технология развития критического мышления.

Авторами технологии являются Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл. Методологическую основу данной технологии составили идеи конструктивизма (Жан Пиаже, Л.С. Выготский); традиции метакогнитивного учения (Энн Браун, Изабель Бек).

Целевое назначение технологии – формирование таких гражданских умений и навыков, как умение вырабатывать свое собственное мнение, осмыслить опыт, прийти к определенным умозаключениям, логично выстроить цепь доказательств, выразить себя ясно и уверенно.

Дидактические особенности технологии:

– обучение направлено на формирование обобщенных знаний, умений, навыков и способов мышления: умение работать в группе, умение графически оформить текстовый материал, умение творчески интерпретировать имеющую информацию; умение ранжировать информацию по степени новизны и значимости.
– появляется реальная возможность интеграции отдельных дисциплин;
– создаются условия для вариативности и дифференциации;
– формируется направленность на самореализацию, потребность в рефлексии, в самоутверждении.

Дидактические принципы технологии:

– активность субъектов образовательного процесса;
– связь обучения с жизнью;
– ценность личности;
– сотрудничество в обучении.

Технологии разрушают следующие стереотипы педагогической деятельности учителя:

– учащийся не должен делать ошибки;
– на уроке нужно оценивать ученика;
– учитель знает, как и что должен отвечать ученик;
– на вопрос учителя всегда должен быть дан ответ.

В основе технологии лежит следование трем фазам:

  1. Вызов, который подготавливает, настраивает на ту информацию и на тот процесс, которые предполагаются на следующих этапах. Это этап усиливает мотивацию учения.
  2. Осмысление новой информации (смысловая стадия), предполагает ввод новой информации.
  3. Рефлексия (размышление), является особо значимой, так как способствует осознанию новой информации творческому развитию личности.

Технология “Взаимообучение”

Технологическая схема занятия

Вызов

Осмысление

Рефлексия

Прием “Верите ли Вы в то, что…

“Зигзаг”

Сводная таблица

Фаза вызова.

Приемы на этой стадии направлены на активизацию ранее полученных знаний по теме, на пробуждение любопытства и определение целей изучения предстоящего материала.

Прием: “Верите ли Вы в то, что…”. Учитель просит учащихся (они объединены в группы по 5-6 человек) ответить на вопросы и обосновать свое мнение. Обсуждение идет в группах, затем группы последовательно отвечают на вопросы для всего класса. Можно каждой группе предложить один– два вопроса для обсуждения и озвучивания. Прием: “Перепутанные логические цепи”. Этот прием обычно применяют на группе.

Прием “Свободное письменное задание”. Ребятам предлагают в течение пяти минут записать по данной теме все, что им приходит в голову. Затем обменяться в группе идеями и создать ситуацию групповой мозговой атаки. Или предложить учащимся подчеркнуть те мысли, в которых они менее всего уверены, и затем, при чтении, проверить, не рассеется ли их неуверенность.

Прием “Знаем. Хотим узнать. Узнали”. Этот прием хорош для чтения или прослушивания лекции на протяжении одного урока. Делим лист на три колонки. В первую колонку записываем, то в справедливости чего дети не сомневаются. Во вторую – спорные идеи и вопросы. В третью-то, что дети хотят узнать по данной теме. После изучения заполняется третья колонка.

Пример. Урок в 7 классе. Тема: “Взаимодействие молекул”. В первую колонку дети уверенно записывают что такое молекула, свойства молекул (между ними есть расстояния, которые могут изменяться и молекулы непрерывно хаотически движутся), причем все подтверждается яркими примерами из жизненного опыта;

Затем учитель предлагает серию своих качественных задач, среди которых есть такие, которые не возможно объяснить зная только эти свойства: почему тела не исчезают? Не распадаются на отдельные молекулы? Так возникают вопросы второй колонки таблицы. После работы с учебником возникает запись в третьей колонке.

Фаза осмысления.

Когда учащиеся припомнили все, что знали, прикинули, в чем сомневаются, задались конкретными вопросами, поставили цели, они готовы приступить к следующей стадии Осмысление.

Прием “Зигзаг”.

Шаг 1. Разбиваем группу на подгруппы и распределяем материал. Вся группа делится на четверки. Каждому члену четверки достается разный материал для изучения и последующей презентации друг другу (т.е. первый член группы отвечает за первую часть текста, второй за вторую и т.д.).

Шаг 2. Экспертные группы изучают материал и готовят презентацию. Экспертные группы объединяют учащихся, которым дан для изучения один и тот же материал. Партнеры – эксперты читают и изучают материал сообща, планируют эффективные формы его преподавания и проверки качества усвоения в первоначальных четверках.

Шаг 3. Возврат в первоначальные группы для взаимообучения и проверки.

Обучающиеся возвращаются в первоначальные группы. Там они по очереди знакомят друг друга с изученным материалом. Задача команды: чтобы каждый овладел всей темой целиком.

Шаг 4. Индивидуальная и групповая отчетность.

Прием “Взаимоопрос”.

Можно работать в парах, можно в группах. Этот прием хорош тогда, когда необходимо извлечь информацию из текста. Текст читается по абзацам, и после каждого задаются вопросы друг другу о прочитанном. Может и учитель как сам задавать вопросы, так и отвечать на вопросы обучающихся. Задаются вопросы не поверхностные, требующие проникновения в суть.

Фаза рефлексии.

Используется прием “Сравнительная таблица”. Этот прием предполагает сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблицу можно строить так: по горизонтали то, что подлежит сравнению, а по вертикали – различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. Последним этапом работы станет презентация таблицы.

Продолжение статьи читайте здесь