Стратегия модернизации российского образования предусматривает приоритет методов и технологий обучения, ориентированных на самостоятельный анализ информации обучаемыми, самоорганизацию деятельности, приобретение опыта ответственного выбора. Таким образом, возникает необходимость обоснования выбора определенных технологий в организации образовательного процесса в рамках реализации идеи развития компетентности обучаемых. Педагогическая технология должна отвечать на вопросы о том, как наилучшим образом организовать учебную деятельность и управлять ею для достижения поставленных целей.
“Технология” – слово греческого происхождения от techne – искусство, мастерство, умелость и logos– знание. Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для преподавателя и обучающихся.
Технология обучения – это система научно обоснованных действий всех участников образовательного процесса, осуществление которых с высокой степенью гарантированности приводит к достижению поставленных целей обучения.
Важной особенностью ориентированного на действие обучения становится отказ от традиционной методики обучения, имеющей рецептивный характер. В обучении акценты смещаются на саморегуляцию, самоуправление, самоконтроль и собственную активность обучаемых.
Технология развития критического мышления.
Авторами технологии являются Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл. Методологическую основу данной технологии составили идеи конструктивизма (Жан Пиаже, Л.С. Выготский); традиции метакогнитивного учения (Энн Браун, Изабель Бек).
Целевое назначение технологии – формирование таких гражданских умений и навыков, как умение вырабатывать свое собственное мнение, осмыслить опыт, прийти к определенным умозаключениям, логично выстроить цепь доказательств, выразить себя ясно и уверенно.
Дидактические особенности технологии:
– обучение направлено на формирование
обобщенных знаний, умений, навыков и способов
мышления: умение работать в группе, умение
графически оформить текстовый материал, умение
творчески интерпретировать имеющую информацию;
умение ранжировать информацию по степени
новизны и значимости.
– появляется реальная возможность интеграции
отдельных дисциплин;
– создаются условия для вариативности и
дифференциации;
– формируется направленность на самореализацию,
потребность в рефлексии, в самоутверждении.
Дидактические принципы технологии:
– активность субъектов
образовательного процесса;
– связь обучения с жизнью;
– ценность личности;
– сотрудничество в обучении.
Технологии разрушают следующие стереотипы педагогической деятельности учителя:
– учащийся не должен делать ошибки;
– на уроке нужно оценивать ученика;
– учитель знает, как и что должен отвечать
ученик;
– на вопрос учителя всегда должен быть дан ответ.
В основе технологии лежит следование трем фазам:
- Вызов, который подготавливает, настраивает на ту информацию и на тот процесс, которые предполагаются на следующих этапах. Это этап усиливает мотивацию учения.
- Осмысление новой информации (смысловая стадия), предполагает ввод новой информации.
- Рефлексия (размышление), является особо значимой, так как способствует осознанию новой информации творческому развитию личности.
Технология “Взаимообучение”
Технологическая схема занятия
Вызов |
Осмысление |
Рефлексия |
Прием “Верите ли Вы в то, что… |
“Зигзаг” |
Сводная таблица |
Фаза вызова.
Приемы на этой стадии направлены на активизацию ранее полученных знаний по теме, на пробуждение любопытства и определение целей изучения предстоящего материала.
Прием: “Верите ли Вы в то, что…”. Учитель просит учащихся (они объединены в группы по 5-6 человек) ответить на вопросы и обосновать свое мнение. Обсуждение идет в группах, затем группы последовательно отвечают на вопросы для всего класса. Можно каждой группе предложить один– два вопроса для обсуждения и озвучивания. Прием: “Перепутанные логические цепи”. Этот прием обычно применяют на группе.
Прием “Свободное письменное задание”. Ребятам предлагают в течение пяти минут записать по данной теме все, что им приходит в голову. Затем обменяться в группе идеями и создать ситуацию групповой мозговой атаки. Или предложить учащимся подчеркнуть те мысли, в которых они менее всего уверены, и затем, при чтении, проверить, не рассеется ли их неуверенность.
Прием “Знаем. Хотим узнать. Узнали”. Этот прием хорош для чтения или прослушивания лекции на протяжении одного урока. Делим лист на три колонки. В первую колонку записываем, то в справедливости чего дети не сомневаются. Во вторую – спорные идеи и вопросы. В третью-то, что дети хотят узнать по данной теме. После изучения заполняется третья колонка.
Пример. Урок в 7 классе. Тема: “Взаимодействие молекул”. В первую колонку дети уверенно записывают что такое молекула, свойства молекул (между ними есть расстояния, которые могут изменяться и молекулы непрерывно хаотически движутся), причем все подтверждается яркими примерами из жизненного опыта;
Затем учитель предлагает серию своих качественных задач, среди которых есть такие, которые не возможно объяснить зная только эти свойства: почему тела не исчезают? Не распадаются на отдельные молекулы? Так возникают вопросы второй колонки таблицы. После работы с учебником возникает запись в третьей колонке.
Фаза осмысления.
Когда учащиеся припомнили все, что знали, прикинули, в чем сомневаются, задались конкретными вопросами, поставили цели, они готовы приступить к следующей стадии Осмысление.
Прием “Зигзаг”.
Шаг 1. Разбиваем группу на подгруппы и распределяем материал. Вся группа делится на четверки. Каждому члену четверки достается разный материал для изучения и последующей презентации друг другу (т.е. первый член группы отвечает за первую часть текста, второй за вторую и т.д.).
Шаг 2. Экспертные группы изучают материал и готовят презентацию. Экспертные группы объединяют учащихся, которым дан для изучения один и тот же материал. Партнеры – эксперты читают и изучают материал сообща, планируют эффективные формы его преподавания и проверки качества усвоения в первоначальных четверках.
Шаг 3. Возврат в первоначальные группы для взаимообучения и проверки.
Обучающиеся возвращаются в первоначальные группы. Там они по очереди знакомят друг друга с изученным материалом. Задача команды: чтобы каждый овладел всей темой целиком.
Шаг 4. Индивидуальная и групповая отчетность.
Прием “Взаимоопрос”.
Можно работать в парах, можно в группах. Этот прием хорош тогда, когда необходимо извлечь информацию из текста. Текст читается по абзацам, и после каждого задаются вопросы друг другу о прочитанном. Может и учитель как сам задавать вопросы, так и отвечать на вопросы обучающихся. Задаются вопросы не поверхностные, требующие проникновения в суть.
Фаза рефлексии.
Используется прием “Сравнительная таблица”. Этот прием предполагает сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблицу можно строить так: по горизонтали то, что подлежит сравнению, а по вертикали – различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. Последним этапом работы станет презентация таблицы.
Продолжение статьи читайте здесь