Цели:
- Образовательная: знакомство с профессиональными графическими редакторами.
- Развивающая: расширение представления о возможностях векторных и растровых графических редакторов.
- Воспитательная: воспитывать в обучающихся стремление к развитию навыков работы с редакторами через освоение навыков работы с примитивами.
Задачи:
- Рассмотреть назначение и возможности профессиональных графических редакторов.
- Познакомить с составными частями редакторов.
- Показать сходство редакторов, что позволит в будущем при работе с ними облегчить переход с одного редактора на другой.
- Познакомить с панелями инструментов рассматриваемых редакторов и показать их сходство, что позволит в будущем меньше тратить времени на освоение принципов работы с инструментами.
Межпредметные связи: информатика и ИЗО.
Оборудование урока:
- Компьютеры с ОС Windows
- Программное обеспечение «КМ-школа»
- Проектор.
- Интерактивная доска или экран.
План урока:
- Объявление темы урока и определение целей урока.
- Изучение нового материала.
- Работа с тестом в программе «КМ-школа».
- Завершение урока.
Ход урока
Учитель: Как Вы уже поняли из объявленной темы урока, мы продолжим работу с графическими редакторами. Но прежде мы попытаемся разобраться с тем, что же такое графика? Может быть, кто-то из Вас готов ответить на этот вопрос?
Ответы учащихся.
Учитель: Графика – искусство изображения предметов линиями и штрихами, без красок, а также произведения этого искусства.
Что же составляет графику? Что использовалось при создании графических изображений? Что такое книжная графика и прикладная? Для ответа на этот вопрос воспользуйтесь слайдом № 4.
Учитель: А что является основным видом графики? Слайд № 5.
Учитель: Так что же является основным видом графики?
Ответы обучающихся: Основным видом графики является рисунок, изображение, начертание на плоскости. Выполняется – карандашом, пером, кистью, углем и т.д. с помощью контурных линий, штрихов, световых пятен, в одном или нескольких цветах, преимущественно на бумаге. Главные виды художественного рисунка – станковый рисунок, эскиз, этюд, зарисовка с натуры и т.д.
Учитель: Так что же составляет графику? Какой материал использовался для создания графики? Чем отличается весь материал, который был уже вами назван при создании изображений?
Для ответа на этот вопрос воспользуйтесь слайдом № 6.
Ответы обучающихся: Рисунки создавали и естественно использовали соответствующий материал:
- акварелью (материал – акварель),
- гуашью (материал – гуашь),
- карандашом (материал – карандаш),
- углем (материал – уголь),
- сангиной (материал – палочки красного и коричневого цвета),
- гравюры (материал – металл).
Все это графика.
Учитель: А с чего началась вся графика? Какой была графика в самом начале, на заре зарождения человека? Слайд № 7.
Ответы обучающихся: Наскальные рисунки.
Учитель: Да. Вы правы. Именно наскальные рисунки. Вы видите на слайде первые шаги человечества к вершинам художественного мастерства величайших художников (слайды № 8–11), среди которых были:
- Тициан Вечеллио (ок. 1476/77 или 1489/90 – 1576 гг.), итальянский живописец, глава венецианской школы Высокого и Позднего Возрождения – создавал образы полные чувственной красоты «Венера и Адонис», 1554 год; «Святое семейство». Для произведения Тициана характерны тончайший красочный хроматизм, свободное письмо открытым мазком, Мощное звучание цветом.
Рисунок 5 - Пуссен Николо (1594–1665 гг.), французский живописец. Представитель классицизма. Возвышенные по образному строю, глубокие по философскому замыслу, ясные по композиции и рисунку картины на исторические, мифологические, религиозные темы, утверждающие силу разума «Аркадские пастухи», (1630-е гг.), величественно-героические пейзажи серия «Времена года» (1660–1664 гг.).
Рисунок 6 - Рембрандт Харменс ван Рейн (1606–1669 гг.), голландский живописец, график. Сочетая глубокую психологическую характеристику с исключительным мастерством живописи, основанной на эффектах светотени писал портреты, светотень выступает как средство раскрытия психологической коллизии: «Данная», (1636 г.); «Беллона»; «Христос».
Рисунок 7 - Шишкин Иван Иванович (1832–1898 гг.), российский живописец и график. Передвижник. В эпических образах «Рожь» (1878 г.), «Лесные дали» (1884 г.) раскрыл красоту и величие русской природы (преимущественно лесной). Мастер пейзажного рисунка, литографии и офорта.
Рисунок 8
Можно много говорить о разных художниках и направлениях в изобразительном искусстве, но сегодня нас интересует еще один вид графического искусства – компьютерная графика.
Когда появляется и что она в себя включает, компьютерная графика? На это поможет ответить слайд № 12.
Как вы уже видели, компьютерная графика появилась достаточно давно: уже в 1960-х годах существовали полноценные программы работы с графикой. Сегодня принято пользоваться терминами, как «компьютерная графика» и «компьютерная анимация». Понятие «компьютерная графика» включает все виды работ со статическими векторными и растровыми изображениями, «компьютерная анимация» имеет дело с динамически изменяющимися двумерными и трехмерными изображениями.
Учитель: Итак, когда появляется и что в себя включает компьютерная графика?
Ответы обучающихся: Компьютерная графика появляется в 60-х годах, т.к. в это время появляются соответствующие полноценные программы работы с графикой и включает в себя все виды работ со статическими векторными и растровыми изображениями «компьютерная графика» и «компьютерная анимация» имеющая дело с динамически изменяющимися двумерными и трехмерными изображениями.
Учитель: Но компьютерная графика имеет свои направления (слайд № 13):
- компьютерная графика для рисования,
- компьютерная графика для полиграфии,
- программы двумерной компьютерная живопись,
- презентационные пакеты,
- программы двумерной анимации,
- программы для двумерного и трехмерного моделирования,
- пакеты трехмерной анимации,
- комплексы для обработки видеоизображений,
- программы для научной визуализации.
Учитель: Ну а сегодня мы с вами продолжим знакомство с графическими редакторами и их возможностями, которое начали в третьем классе.
Возможно, вы помните, с какого графического редактора началось наше знакомство.
Ответы обучающихся: Это «Художник» программы «РОБОТЛАНДИЯ».
Учитель: Прекрасно. А что мы научились делать в этом редакторе?
Ответы обучающихся:
- рисовать карандашом,
- стирать ластиком,
- заливать замкнутые контуры
- раскрашивать, например, персонажей мультфильмов: Поночка, Гуффи, Микки Маус и др.,
- перекрашивать отдельно взятые предметы, прежде увеличив их линзой (пуговица на плаще Кота в сапогах, кокарду на шляпе кота),
- копировать и перемещать рисунки.
Учитель: Именно эти и другие навыки вы получили на уроках, работая с Художником, но это было в третьем классе, а с каким редактором мы познакомились в пятом классе?
Ответы обучающихся: С редактором Paintbrush.
Учитель: А что вы можете сказать об этом редакторе в сравнении с Художником?
Чтобы ответить на эти вопросы я прошу вас обратиться для повторения к слайду № 14, представленного в разработке уроков «КМ-школа», на котором показаны два редактора. Если будут вопросы, то можно будет их оперативно решить, используя интерактивную доску, на которую дополнительно проецируется материал урока.
Ответы обучающихся: Оба редактора имеют одинаковый набор полей: Строка заголовка, Меню, Панель инструментов, Панель выбора цвета, Рабочее поле.
Оба редактора обладают одинаковым набором действий: создание, редактирование, копирование и перенос изображений. Конечно же, только в некоторых случаях работа выполняется с небольшими отличиями: например обработка отдельных пикселей в Художнике, где группа пикселей выводится в отдельном окне, а в Paintbrush все рабочее поле представляется набором маленьких квадратиков – пикселей.
Другое отличие в том, что Художник – приложение операционной системы DOS, а Paintbrush это стандартный графический редактор, сейчас уже операционной системы Windows.
Учитель: Вы знакомы с набором инструментов редактора Paintbrush, который мы подробно изучили в пятом классе. Но все-таки, давайте немного освежим в памяти свои знания о наборе инструментов, поработав с тренингом, представленным в среде «КМ-школа», слайд № 15.
Тренинг имеет две ссылки: «Тренинг» и «Контроль». Ссылка «Тренинг» позволит вспомнить названия инструментов данного редактора, названия которых будут появляться в правом верхнем углу тренажера, но в процессе работы можно проверить свои знания, используя ссылку «Контроль», где необходимо будет разместить инструменты программы, которые появятся в правом нижнем углу, напротив соответствующих названий в представленной таблице.
Учитель: Итак, продолжая нашу тему, я не ошибусь, сказав, что до сегодняшнего урока некоторые из Вас уже смогли познакомиться с другими редакторами, превосходящими по своим возможностям те, которые мы сегодня уже вспомнили.
С какими редакторами Вам уже приходилось работать или, может быть, какие Вы знаете редакторы?
Ответы обучающихся:
- Photoshop,
- Photo-Paint,
- CorelDraw,
- Macromedia Flash,
- Macromedia Freehand
- Painter.
Учитель: А что Вы можете сказать об этих редакторах? Что это за редакторы? Каковы их возможности? С каким типом графики они работают?
Ответы обучающихся: Возможные ответы обучающихся.
Учитель: Это самые распространенные графические системы. Например, Adobe Photoshop это универсальный инструмент современного дизайнера, предназначенный для обработки цифровых фотографий, позволяет обрабатывать и создавать изображения, как для высококачественной полиграфии, так и для Web. Photoshop позволяет выполнять сотни различных модификаций изображения, предоставляет развитые средства для тонкой настройки цвета, контрастности и т. д., имеет множество подключаемых модулей, а также предоставляет возможность работы с векторами, что расширяет возможности профессионального редактора.
Попробуем разобраться, насколько все названные Вами редакторы отличаются друг от друга. Для этого Вам предстоит поработать со слайдом № 16 текущего урока, представленного на Ваших мониторах, программы «КМ-школа». При работе с тренингом Вам необходимо после знакомства с составными частями редактора для перехода к следующему редактору щелкнуть левую клавишу мыши.
Учитель: Поработав с тренингом и познакомившись с составными частями редакторов, Вы заметили, что набор составных частей и их расположение одинаково, возможно, с небольшими отличиями: количество элементов, количество составных частей и т.д. Поэтому знакомство с каждым редактором не будет создавать для Вас больших трудностей.
А теперь предлагаю я Вам поработать с тренингом, который позволит познакомиться с инструментарием программы Photoshop, но при этом, Вы должны понимать, что инструменты редактора имеют свои собственные настройки, которые можно изменить в окне «Настройки» располагающейся во второй строке сверху. Прошу Вас обратить внимание на доску, куда сейчас спроецирован рассматриваемый графический редактор. Данная строка в тренинге не представлена, но с ней мы познакомимся в процессе непосредственного изучения способов создания изображений и их редактирования.
Откройте слайд № 17, уже используемой программы «КМ-школа».
Учитель: Обратите еще раз внимание на то, что большинство инструментов редактора сгруппированы, о чем говорит треугольник в правом нижнем углу инструмента. Таким образом, если задержать нажатой левую клавишу мыши на этом инструменте, то откроется список, где можно выбрать другой инструмент редактора или выбрать текущий инструмент, а затем в окне «Настройки» выбрать другой инструмент для работы. Название выбираемого инструмента выводится в виде подсказки при удержании указателя мыши на инструменте. (Учителем выполняется демонстрация выбора инструментов в редакторе на интерактивной доске).
Хорошо, это мы познакомились с редактором и инструментарием Photoshop, а что же представляет собой редактор Photo-Paint?
Чтобы легче было Вам ответить на этот вопрос, обратимся к слайду № 18, представленного в уроке «КМ-школа», который позволит познакомиться с инструментарием программы. Но и в этом случае необходимо учесть, что инструменты имеют свои свойства, которые изменяются в окне «Настройки» или «Property Bar» расположенного третьей или четвертой строкой, возможно даже и отдельным независимым окном. Все зависит от настроек выполненных пользователем компьютера.
Учитель: Как Вы уже поняли по инструментарию, который почти похож на инструментарий Photoshop, этот редактор обладает сравнимыми функциональными возможностями, но и имеет свои отличные от Photoshop возможности.
Ну а теперь, обратимся к редактору CorelDraw, следующему из названных, и познакомимся с его инструментарием через знакомую Вам систему уроков, которую мы используем сегодня на уроке. Откройте слайд № 19.
Учитель: Что Вы скажите о редакторе, с инструментарием которого Вы только что познакомились.
Ответы обучающихся: Возможные ответы обучающихся.
Учитель: Познакомившись с инструментарием CorelDraw, вы видите, что в его наборе имеются те же самые инструменты, например: приближение (в других редакторах оно имеет иное название: «Инструмент Лупа», «Линза» и т.д.); имеется набор тех же примитивов – прямоугольник, эллипс и т.д.; есть инструмент выбора, в Photo-Paint этот инструмент называется «Выбор объекта», а в Photoshop – «Перемещение»; и т.д..
Отличие заключается в том, что работа с этими и другими инструментами выполняется с небольшими отличиями. Некоторые из Вас с ними уже знакомы, а некоторым предстоит познакомиться в процессе работы.
Учитель: Сейчас Вы познакомились с составными частями и инструментарием редакторов. А кто из Вас знает, на какие группы делятся эти редакторы? Каким образом можно получить растровое графическое изображение? На этот вопрос нам поможет ответить слайд № 20.
Ответы обучающихся: Возможные ответы обучающихся.
Учитель: Да, все редакторы делятся на две группы: растровые и векторные. Назовите из перечисленных редакторов – растровые.
Ответы обучающихся:
- Paintbrush.
- Photoshop.
- Photo-Paint.
- Painter
Учитель: Осталось еще три редактора – CorelDraw, Macromedia Freehand и Macromedia Flash, которые являются векторными редакторами, хотя они могут работать и с растровыми изображениями. Растровые изображения в эти редакторы импортируются. (Файл – Импорт).
А что собой представляет растровая графика?
Ответы обучающихся: Возможные ответы обучающихся.
Учитель: В растровой графике изображение представляется в виде мозаики, состоящей из маленьких квадратиков одного размера – пикселей. Каждый пиксель имеет определенный цвет. Чем больше количество квадратиков на определенной площади, тем меньше их размеры, тем выше качество изображения. Слайд № 21.
Растровая графика зависит от разрешения. При редактировании растровой графики качество ее представления может измениться, привести к «разлохмачиванию» краев изображения, поскольку пиксели будут перераспределяться на сетке. Вывод растровой графики на устройства с более низким разрешением, чем разрешение самого изображения, понизит качество рисунка.
Растровые графические редакторы являются наилучшим средством обработки фотографий и рисунков, поскольку растровые изображения обеспечивают высокую точность передачи градаций цветов и полутонов, поэтому, если простые растровые изображения часто имеют большой размер, чем простая векторная графика, то очень сложные растровые изображения, например, фотографии, иногда занимают меньше места (и имеют лучшее качество) по сравнению с векторной графикой.
Для того чтобы ответить на вопрос откройте слайд №22.
Обучающиеся: Возможные ответы.
Учитель: Прекрасно.
В векторной графике изображение формируется из элементарных объектов (эллипсов, многоугольников, отрезков, дуг и т. д.). В файле с векторным рисунком хранится перечень объектов и их свойств: координат, размера, цвета и др. Для вывода на экран используются формулы, преобразующие внутреннее объектное представление в экранную картинку.
Основные преимущества векторной графики:
- компактность представления, малый размер файлов;
- возможность менять масштаб изображения без потери качества.
Но не надо делать вывод о безусловном преимуществе векторных графических редакторов перед растровыми. Это совсем не так! Просто для разных задач нужно использовать разные инструменты. В частности, для обработки фотографии необходим растровый редактор, а для создания схем и чертежей – векторный.
3. Тестирование.
4. Д/з.