Человек успешно изобретал разные орудия.
Но с доисторических времён орудием человека был человек.
С. Ежи ЛЕЦ
Непричёсанные мысли
Тип урока: урок систематизации знаний, умений и навыков – урок защита проектов
Программная среда: Word, Paint, Excel, Power Point
Цель занятия: Рассмотреть основы информационной, физической и психологической безопасности работы в сети Интернет.
Цели:
Образовательные цели:
- Систематизировать знания учащихся, закрепить практические навыки и умения работы в сети Интернет, в текстовом процессоре Word, PowerPoint
- Повысить уровень усвоения материала по теме «Поиск информации»
Развивающие цели:
- Развитие познавательного интереса, осознание учеником своей значимости в образовательном процессе.
- Развитие интереса к активной творческой деятельности, формирование навыков самостоятельной работы.
Воспитательные цели:
- Воспитание у детей бережного отношения к своему здоровью, понимания ценности и важности поддержания организма в здоровом состоянии.
- Воспитание уважения к сопернику, умения достойно вести спор, умения работать в команде
- Воспитание понимания опасностей, которым подвергается человек, пользующийся Интернетом
Ход урока
Звучит музыка.
«Кому угрожает опасность? Вам. Разве вы не видите, что перед вами весы, на одной чаше которых ваше могущество, на другой – ваша ответственность!»
Виктор Гюго («Человек, который смеется»)
Здравствуйте. Информационная среда - наряду с природной, социальной, культурной - играет все более значительную роль в повседневной жизни и в профессиональной деятельности современного человека. В информационной среде, часто именуемой ноосферой, с недавних пор принято выделять среду сети Интернет, или т.н. «киберпространство». Для него характерны своеобразные формы человеческого поведения. Такого рода «средовое» поведение не ограничивается поиском, обработкой и передачей информации, приобретением и трансляцией знаний.
Влияние Интернета на погруженных в его «глубину» людей нельзя не заметить. Оно может быть положительным и отрицательным, но игнорировать его существование просто недопустимо. Исследовать возможные риски нужно хотя бы для того, чтобы получить «инструкцию по технике безопасности» для этого нового творения человеческих умов. Сегодня мы подведём итог вашей работы над проектами, посвященными воздействию сети Интернет на пользователя.
О каждом из нас можно многое сказать, но, прежде всего каждый – это личность, т.е. человек, наделённый особыми психическими свойствами, познающий и преобразующий мир и занимающий определённое место среди людей. Личностью не рождаются, а становятся постепенно. Развитие личности довольно медленный процесс. Чтобы стать личностью, человек должен постоянно находиться в обществе, вступать с ним в те или иные отношения.
На Земле нет другого такого же человека, каждый человек неповторим.
Представьтесь, пожалуйста. Называя себя, назовите свойство вашего характера, начинающееся на первую букву имени.
В начале нашей работы я хотела бы напомнить вам слова известного психолога А. Маслоу: «Люди должны понять, что каждый раз, когда они угрожают кому-то, кого-то унижают, когда они подавляют или отталкивают другое человеческое существо, когда они причиняют кому-то боль, они вносят тем самым свою лепту, пусть даже небольшую, в увеличение удельного веса психической патологии в окружающем нас мире. И точно так же каждый добрый, заботливый, порядочный, дружелюбный человек, не скупящийся на простое человеческое тепло, принимает участие, пусть даже самое скромное, в психическом оздоровлении жизни общества»
Итак, мы начинаем.
1. Упражнение «Свободные ассоциации»: (учащиеся отвечают первым пришедшим в голову словом) Интернет – это …
2. Начиная работу над проектами, мы поставили цель: Изучение воздействия Интернета на психику и физиологию пользователей
3. Были выдвинуты гипотезы:
- Компьютерные технологии оказывают воздействие на психику и сознание человека.
- Негативное влияние Интернета находится в прямой зависимости от личности пользователя
- Воспитание компьютерной культуры, самовоспитание пользователей – вот противоядие Интернет – зависимости.
Но, работая над проектами, появились новые идеи, которые мы тоже не оставили без внимания.
4. Группа ребят провела исследования:
«Коммуникативная деятельность школьников в сети Интернет»
1.Сколько вам лет?
а) 11 – 15; б) 16 и старше.
2. Где вы пользуетесь компьютером?
а) дома; б) у друзей; в) на почте.
3. Сколько времени вы проводите в Интернете?
а) менее двух часов в месяц; б)более двух часов в месяц; в) более двух часов в день.
4. Какие сайты в Интернете вы посещаете чаще всего?
а) сайты знакомств; б)игровые, развлекательные сайты; в) поисковые сайты; г) сайты, где есть чат-комнаты.
5. Какова ваша потребность в Интернете?
а) отношусь равнодушно; б)периодически возникает потребность выйти в Интернет; в) испытываю ежедневную потребность в Интернете; г) не представляю свою жизнь без Интернета.
6. Как влияет Интернет на ваше общение с окружающими?
а) никак не влияет; б)с появлением Интернета стал (а) меньше общаться с друзьями; в) Интернет заменяет мне реальное общение;
7. Влияет ли Интернет на вашу учебу?
а) не влияет; б) Интернет помогает мне учиться; в) мешает учебе;
8. Как вы считаете Интернет влияет на ваше здоровье?
а) не влияет; б) влияет незначительно; в) здоровье значительно ухудшилось.
9. Ваше отношение к Интернету.
а) считаете полезным открытием; б) вам все равно; в) считаете, бесполезной тратой времени;
10. Сколько времени вы пользуетесь Интернетом?
а) меньше года; б) больше года.
«Мотивация учеников 10 класса - пользователей сети Интернет».
- Используете ли вы Интернет для деятельности, направленной на достижение конкретной цели, т.е. результата?
- Используете ли вы Интернет для получения новых знаний?
- Используете ли вы Интернет для общения, поиска новых знакомств, людей с близкими интересами, обменом мнениями?
- Используете ли вы Интернет для совместной работы, сотрудничества, обмениваетесь результатами деятельности?
- Даёт ли Интернет вам возможность доказывать себе и другим собственную состоятельность, ценность?
- Используете ли вы Интернет для игр и отдыха?
- Нашли ли вы в Интернете единомышленников, принадлежите к определенной группе, принимая ее ценности и следуя им?
- Дает ли вам работа в Интернете возможность реализации и развития собственных возможностей (познавательных, коммуникативных и т.д.), проявления своих творческих способностей?
Пожалуйста, подведите итоги ваших исследований:
5. А теперь познакомимся с проектами, рассматривающими основы информационной, физической и психологической безопасности работы в сети Интернет (отчеты представлены в виде интерактивных презентаций):
- Проект «Интернет и физическое здоровье»
- Проект «Подмена реального общения виртуальным»
- Проект «Интернет и психическое здоровье»
- Проект «Евгений Касперский предупреждает»
- Проект «Храните ваши денежки!»
- Проект «Спам, спам, спам!»
6. Подведение итогов.
Всем известно, что всё в мире противоречиво и неоднозначно, что почти любое благо имеет и оборотную сторону.
Итак, можно выделить два вида влияния Интернета на человека: во-первых, позитивное, а во-вторых - создающее проблемы для мира реального, негативное. В некотором роде эти виды влияния близки, поскольку зачастую и положительный эффект «виртуальности» может вызвать негативную реакцию в реальном мире.
В сети Интернет активно используются разнообразные методы психологического воздействия. Они направлены на 1) формирование новых потребностей, интересов, склонностей, поведения человека;
2) на установки, групповые нормы, самооценки людей, т. е. на те факторы, которые регулируют активность;
3) на состояния, в которых человек находится (тревога, возбужденность или депрессивность и т.п.) и которые изменяют его поведение.
Пользователь Сети, быстро привыкает к её широким возможностям и не замечает воздействия на свою личность. Поэтому необходимо изучать методы психологического воздействия в Интернет, понимать, какие из них могут оказывать отрицательное воздействие и как от них защищаться.
Говорят, что Интернет – благо «нового поколения, которое выбирает пепси». Я согласна с этим и надеюсь, что новое поколение воспользуется Интернетом во благо.
7. А сейчас, подводя итоги, каждый составит сиквейн:
Интернет
№ | Форма | Содержание |
1 | Одно слово — существительное | Имя объекта |
2 | Два слова — прилагательные | Свойства объекта |
3 | Три слова — глаголы | Возможности объекта (активные и пассивные действия) |
4 | Четыре слова (четыре отдельных слова, два словосочетания или предложение) | Ваше личное отношение к объекту |
5 | Одно слово-синоним | Вывод, заключение |
Зачитываются сиквейны. Ну, вот мы и подвели итог проделанной работе
8. Звучит музыка.
Кто воздвигнет тебя к небесам?Всем спасибо. За работу на уроке все заслуживают отличных отметок. Домашнего задания не будет. Урок окончен. Отдыхайте
Только сам!
Кто низвергнет тебя с высоты?
Только ты!
Где куются ключи к судьбе?
Лишь в тебе!
Чем расплатишься ты за проигранный бой?
Лишь собой.