Дидактическая цель урока: познакомить обучающихся с основами исследовательской деятельности путем интерактивного включения их в процесс обучения.
Задачи урока:
Образовательная: обеспечить понимание питания растений и изучить его особенности;
Развивающая: способствовать формированию исследовательских навыков обучающихся;
Коммуникативная: развивать коммуникативные качества через работу в группах.
Педагогическая цель: показать преимущества и необходимость использования на таких уроках ИКТ:
- возможностей Интернета,
- электронной презентации,
- интерактивных моделей.
Тип урока: изучение нового материала.
Используемые на уроке ресурсы:
Вид ресурса | Название ресурса |
Интернет-ресурсы | http://www.college.ru/biology/index.php (Открытый колледж: Биология / Модели/Опыт Пристли)http://www.ort.spb.ru (Сайт к урокам в начальной школе учителя Останковской Л. Ю. школа № 550 г. Санкт-Петербург/ Жизнь растений) |
Литература | Энциклопедии по биологии, книги для чтения по ботанике, содержащие информацию о фотосинтезе |
Аудио | “Вальс цветов” П.И.Чайковского |
Мультимедийное пособие | “Библиотеки электронных наглядных пособий. Биология 6-9 класс” (Бактерия. Грибы. Растения./Особенности строения и жизнедеятельности/ Передвижение веществ с раствором минеральных веществ по стеблю. Анимация) |
Средства обучения:
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Мультимедийная презентация (Приложение № 1), в слайды №1-3 можно вставить “Вальс цветов”, а в слайды №8, 11,12 можно вставить видеофрагменты анимаций соответствующих ресурсов.
Задания для мини-исследования (Приложение № 2).
Домашнее мини-исследование (Приложение №3).
Место проведения урока: компьютерный класс.
Предварительная работа (демонстрационный опыт):
Примерно за 3-4 дня до урока в подкрашенную тушью воду опускается побег бальзамина (традесканции или другого подходящего комнатного растения) – опытное растение. Второй побег – в стакан с чистой водой – контрольное растение.
Основные этапы урока:
1. Создание благоприятного эмоционального фона и мотивация при помощи видеоряда и музыкального фрагмента.
2. Для актуализации знаний используется отрывок из стихотворения С.Маршака и беседа, через которые дети выходят на повторение пройденного материала: признаки организмов, и определение новой темы “Питание растений”.
3. При изучении нового материала используется исследовательский метод. Для осознанного включения в исследовательскую деятельность, обучающиеся знакомятся с этапами и методами исследования:
- в ходе организованного мини-исследования выдвигается гипотеза (гипотезу выдвигают дети, учитель помогает ее сформулировать);
- проверка гипотезы осуществляется в ходе групповой работы.
4. Итог работы в группах - публичный отчет каждой группы.
5. Закрепление проводится в форме фронтальной беседы.
6. Домашнее задание предлагается дифференцированное: по желанию заполняется один столбик таблицы, или два, причем второй столбик – это своеобразный мостик к следующему уроку, и вторичное закрепление исследовательских навыков.
7. Урок завершается стихотворением и музыкой, для сохранения положительного впечатление от урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Демонстрация |
Актуализация знаний | - Ребята, у нас сегодня необычный урок,
поэтому мне хочется начать его не совсем обычно… - Ребята, я вижу, вам понравились фотографии, а кто из вас узнал эту замечательную музыку? - Это “Вальс цветов”, а написал его Петр Ильич Чайковский. А какое отношение музыка и фотографии имеют к нашему уроку биологии? - А еще есть замечательные строки Самуила Маршака, которые тоже имеют отношение к нашему уроку: “Человек – хоть будь он трижды гением – остается мыслящим растением…”. Как вы думаете, почему поэт назвал человека мыслящим растением? |
- Мы изучаем растения и животных.… А изучает их наука биология. - Потому что человек может думать, а растение – нет. - Потому что и человек, и растения – живые существа |
Слайды 1,2,3, “Вальс цветов” |
Повторение: признаки организмов | - Если мы все живые существа, значит, у
нас есть что-то общее? Что именно? - Совершенно верно, а давайте проверим, все ли вы признаки живых организмов назвали? Какие признаки мы не назвали? |
- Мы растем, дышим, питаемся, умираем, размножаемся… |
Слайд 4 |
Объявление темы урока | - Ребята, а какие из этих признаков самые
важные для любого организма? - А биологи считают, что самыми важными из перечисленных вами признаков являются питание и дыхание. И поэтому тема нашего урока “Питание растений”. |
- Питание, дыхание, размножение, обмен веществ… |
Слайд 5 |
Эвристическая беседа | - А что такое питание?
- А для чего организмам питательные вещества? - А что вы понимаете под словом жить? - Значит жизнь - это движение. А для движения нужна энергия. Значит питание это не просто поглощение веществ, а с целью получения энергии. - Питание – это процесс приобретения организмом веществ и энергии. |
- Питание – это поглощение веществ из
окружающей среды - Чтобы жить… - Есть, спать, ходить в школу, играть и Т.П.
|
Слайд 6
Слайд 6 (энергия)
Слайд 6 (питание) |
Изучение нового материала: почвенное питание | - А какие вещества приобретаются
организмом? - Все ли вы вещества мне назвали? Давайте проверим… - А как эти вещества попадают в наш организм? - А откуда эти вещества берутся в растении? - Ребята, а какие именно вещества всасывают растения из почвы? - А какие органы в этом участвуют? - Правильно, корень всасывает воду с растворенными в ней солями и проводит в стебель. - Давайте посмотрим, что же дальше происходит с раствором солей. Если взять побег растения и поместить его в подкрашенную чернилами воду, то через некоторое время мы увидим изменения. Рассмотрите внимательно растения на ваших столах и сравните побег контрольный и опытный. Какие изменения вы увидели? - А кто помнит, какая ткань образует жилки? - Итак, ребята, что же мы с вами выяснили? - Такое питание растений называют почвенным. |
- Вода, минеральные соли, белки, жиры,
углеводы
- Человек получает их с пищей - Из почвы… - Воду и минеральные соли - Корень и стебель
- Окрасился стебель и жилки
- Проводящая - Что вода и минеральные соли по проводящей ткани поступает в растения. |
Слайд 7 (вещества)
Слайд 8 (1 рисунок)
Слайд 8 (опыт), демонстрация опыта, анимации (см. ресурсы)
Слайд 9 (почвенное питание) |
Проблемная ситуация | - Ребята, а какие еще вещества нужны
организмам? Мы ничего не забыли? - А откуда эти вещества берутся в растениях? - Но мы ведь только что выяснили, что из почвы растение берет только воду и минеральные соли. |
- Белки, жиры, углеводы - Тоже из почвы, фотосинтез…. |
Слайд 9 (? – белки, жиры, углеводы) |
Мини-исследование: формулирование гипотезы | - Мнения разделились, а давайте проведем
исследование и выясним этот вопрос. А кто
знает, чего начинается исследование? - Нет, ребята, любое исследование начинается с постановки гипотезы. Что такое гипотеза? - Гипотеза – это предположение, которое формулируется определенным образом: “если…, то…” - Предложите свои варианты: откуда растения берут органические вещества – белки, жиры, углеводы. Если органические вещества не поступают из почвы, то они берутся из воздуха; растения вырабатывают его сами. - А что такое фотосинтез? - Значит, наша гипотеза будет звучать так: Если растения могут вырабатывать О2, то они могут вырабатывать и другие вещества. - Ребята, но гипотеза – это не просто предположение. Это предположение, требующее доказательств. А где мы можем найти эти доказательства? - Молодцы, а вы знаете, что сейчас ученые не работает в одиночку, как в былые времена, наука – это коллективная работа. Над проблемами трудятся целые научно-исследовательские институты. Давайте на время станем таким институтом и проверим, правильна ли наша гипотеза. |
- С опытов…и т.п.
…..
- Из почвы, воздуха,
- Сами вырабатывают, в процессе фотосинтеза… - Фотосинтез – это поглощение растением углекислого газа и выделение кислорода. - В литературе, в Интернете, поставив опыт. |
Слайд 10 (гипотеза)
Слайд 10 (проверка) |
Работа в группах | - Вы сказали, что информацию мы можем
найти в литературе, в Интернете и опытах. Значит,
нам понадобятся 3 отдела: Информационный, который будет работать с информацией, полученной из Интернета; Аналитический проанализирует литературу; Опытно-экспериментальный познакомиться с опытом. |
Дети получают задания и работают над ним | Приложение №2
Работа с Интернет-ресурсом №1 Работа с литературой Работа с Интернет-ресурсом №2 |
Консилиум | - Давайте обсудим то, что вы узнали о
растениях, работая в своих отделах. - Первым слово предоставляем опытно-экспериментальному отделу, и мы посмотрим с вами опыт Пристли. Но сначала ребята из этого отдела объяснят, почему опыт получил такое название? Кто такой Пристли. - Ребята, а достаточно ли этих результатов, чтобы подтвердить нашу гипотезу? -Теперь выслушаем информационный отдел, т.к. в научной работе требуется результаты эксперимента сравнить с информацией из других источников. В данном случае это информация, найденная в Интернете. - Ребята, информация, полученная из Интернета, не всегда бывает достоверной, поэтому я предлагаю вам выслушать отчет третьего отдела, который работал с литературой. Так мы получим возможность еще раз проверить полученную информацию. |
Рассказ об опыте Пристли. Вывод: на свету растения выделяют кислород, поэтому мышка не погибла - Нет
- Мы выяснили, что при фотосинтезе растения поглощают углекислый газ и воду, из которых на свету образуются сахар и крахмал - Мы выяснили, что фотосинтез – это процесс образования на свету органических веществ из углекислого газа и воды. Этот процесс идет в зеленых частях растения, которые содержат хлоропласты. |
Слайд 11
Слайд 12 |
Подведение итога исследования | - Подтвердилась ли наша гипотеза? Как
она звучала? - Фотосинтез (или воздушное питание) – это процесс образования на свету органических веществ из углекислого газа и воды. Этот процесс идет в зеленых частях растения, которые содержат хлоропласты. Из крахмала и сахара растения могут сами образовывать необходимые им жиры и белки. |
- Да, подтвердилась, растения кроме кислорода могут синтезировать и другие вещества, например, крахмал. | Слайд 13 (фотосинтез) |
Первичное закрепление | - Так что такое фотосинтез? - Какой газ поглощается растением? - Какой газ выделяется? - Какие вещества образуются? - Какое условие необходимо для протекания фотосинтеза? - Почему фотосинтез называют воздушным питанием? - А какой еще способ получения веществ мы с вами сегодня изучили? |
Дети отвечают на вопросы | Слайд 13 (почвенное питание) |
Объявление домашнего задания | Объяснение домашнего задания | Дети записывают домашнее задание и получают карточки | Слайд 14 |
Завершение работы | - Ребята, мне понравилось, как вы сегодня
работали, надеюсь, вы почувствовали себя учеными.
А сейчас давайте на мгновение вернемся на 40 минут назад. Кто помнит, с чего мы начали сегодня урок? - А кто-нибудь запомнил его? А кто его автор? А у этого стиха есть замечательное продолжение:
Вот сохранить силу, стойкость и жизненность наших северных растений, таких как на этих фотографиях, я вам и желаю, а чтобы мое пожелание стало вашим девизом, я оставляю вам на память вот эти открытки со стихом. |
- Со стиха…, музыки. |
Слайды 16-19 |