В настоящее время применение компьютерных технологий в учебном процессе становится все более и более интенсивным. Все понимают, что в современной школе компьютер – это не просто дань моде, это в первую очередь необходимость. Поэтому, я считаю, использование компьютера на уроке должно быть функциональным и эффективным, по-настоящему обучающим.
В обучении иностранному языку возможности применения компьютерных технологий достаточно широки и разнообразны. Более того, они могут помочь учителю организовать учебный процесс таким образом, чтобы и сам процесс обучения и его результаты максимально отвечали требованиям современного общества. Также применение компьютерных технологий предполагает, с одной стороны, усиление роли самостоятельной работы ученика, его саморазвитие и самообучение, т.е.индивидуализацию обучения, а с другой стороны, они помогают построить образовательный процесс как сотрудничество и сотворчество, т.к.роль педагога на уроке меняется по сравнению с традиционным обучением, он становится в первую очередь помощником, который дает стимул развитию учащихся, помогает им самореализоваться в предмете, проявить свое творческое начало.
Я работаю учителем английского языка и в последнее время достаточно широко пользуюсь в своей деятельности возможностями, которые предлагает компьютер. По собственному опыту могу отметить, что применение компьютерных технологий значительно увеличивает интерес детей к предмету, повышается мотивация, а возможность создания (творения) собственного некоего продукта на иностранном языке формирует положительную самооценку у учеников (“Я не только знаю, но и могу создать нечто на другом языке, выразить свое мнение, проявить себя как личность…”). Кроме того, дети раскрывают свою индивидуальность, между нами происходит более свободное общение в процессе выполнения данных видов работ, т.е.и мне как учителю интересно на уроке.
Мне хотелось бы поделиться своим опытом по проектной деятельности в форме компьютерных учебных презентаций и показать некоторые работы моих учеников, созданные в 2007-2008 учебном году.
Технология проектов очень широко используется в обучении иностранному языку, обычно в конце изучения темы дети создают свой проект по теме индивидуально или в группах, при этом творчески преломляют и предъявляют полученные знания. Сейчас повсеместно данные проекты выполняются при помощи компьютера, в том числе и в виде компьютерных презентаций.
Презентации, которые мы делали с детьми в прошлом учебном году, я назвала учебно-игровыми, потому что они представляют собой некую учебную мини-игру или тест, созданный в интересной, красочной форме, т.е.эта презентация одновременно и привлекательна по форме и познавательна с точки зрения содержания: она помогает отработать грамматический или лексический навык, закрепить знания по какой-либо теме. Учитель может использовать данные презентации своих учащихся в дальнейшей работе с другими детьми. Для детей выполнять задания таких презентации – это интересное упражнение, оно увлекает, его можно делать и самостоятельно и в группе. А для тех учеников, кто создает подобные презентации – это хорошая возможность не только показать свои знания, но и проявить творчество, и подходят они к таким проектам ответственно, ведь ребята создают по сути учебные пособия для других.
Презентации, которые представлены здесь, сделаны детьми на разные темы по их выбору. Учащиеся сами формулировали идею своего проекта, подбирали, нарабатывали содержание, придумывали оформление. Я как учитель выступала в роли консультанта по языку и совместно с учителем информатики в роли технического помощника, если у детей возникали проблемы, вопросы конкретно по созданию компьютерной презентации. Перед началом работы над проектами я показала ученикам свою презентацию, направленную на отработку Будущего Простого времени (Future Simple), под названием “Can you guess?”, я также представляю ее здесь. (Приложение 1).
Вы можете убедиться, что дети очень творчески, с большим энтузиазмом подошли к созданию своих проектов: их презентации и интереснее и креативнее, чем моя. Здесь вы можете познакомиться с презентациями по темам: “Личность человека”, автор – Кузьмина Оксана (Приложение 2); “Спорт в жизни человека”, автор – Муратов Иван (Приложение 3); “Политическая система России”, автор – Траньков Александр (Приложение 4); “Артикли”, авторы – Свирепа Лера и Германова Катя (Приложение 5); “Путешествие на остров английского языка”, автор – Мельников Алексей (Приложение 6).
Подобная работа привлекает детей и вдохновляет их на собственный поиск, значительно повышая мотивацию к изучению английского языка, увеличивая образовательный потенциал занятий.
Учебные презентации можно использовать как при ознакомлении с новым материалом, так и при его отработке. Хотелось бы поделиться своим опытом в применении таких презентаций. В этом году я создала презентацию на отработку грамматического материала – специальные вопросы. (Приложение 7). Для детей это достаточно трудная тема, им сложно правильно построить вопрос устно и письменно, мешает интерференция русского языка. В презентации я постаралась четко представить структуру специального вопроса, всех его разновидностей. Это учебное пособие создано для учеников 5-6 классов, поэтому взяты только времена Simple. Материал разбит на порции, после каждой теоретической порции идут тренировочные упражнения. Данную презентацию мы с детьми “выполнили” сначала все вместе, а на следующий урок дети просматривали ее индивидуально, а затем переходили к выполнению других упражнений. Данную презентацию целесообразно использовать после изучения всех времен Simple, чтобы дети уже имели представление, как задавать вопросы на английском языке. После данных уроков дети сделали вывод, что и сложную, скучную для многих грамматику можно изучать с интересом.