Урок-игра. Исторический футбол "Мы — славяне". 6-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 6


Цели:

  1. Закрепить и расширить знания по теме “Древняя Русь”.
  2. Развивать интерес к Отечественной истории, стремление к самообразованию.
  3. Воспитывать чувство коллективизма, взаимоответственности.
  4. Формировать организаторские навыки, умение работать в группе, развивать творческие способности учащихся.

Оформление и оборудование:

  • футбольные ворота,
  • разметки в спортивном зале для игроков команды,
  • табло,
  • 2 футбольных мяча,
  • свисток,
  • секундомер,
  • музыкальный центр,
  • места для зрителей (спортивные скамейки),
  • стол для жюри,
  • учебные картины,
  • иллюстрации из альбома по культуре России по теме игры.

Участники: команды учащихся 6х классов по 5 человек (вратарь и 4 полевых игрока ) в спортивной форме разного цвета, группы поддержки (танцевальные) и болельщики.

Подготовка и проведение игры – старшеклассники.

Ход игры

Вводное слово учителя (Презентация).

Есть древнее объяснение происхождения слова “славяне”. Из него следует, что славяне – это славные люди, гордые как собственными добрыми делами и поступками, так и славой своих доблестных предков.

По описанию иностранцев, славяне были красивы и статны. Обычно у них были русые волосы, серые или голубые глаза, а на щеках играл румянец.

Славяне были известны своей честностью и верностью слову. Не выполнить обещание было то же самое, что нарушить клятву. Если человек переставал быть хозяином слова, его ждали всеобщее презрение, позор, а то и унизительное изгнание: люди больше не хотели жить вместе с ним, потому что он забыл о своей чести, запятнал своё имя.

В том, как жили древние славяне, где они расселялись и чем занимались, каково начало Русской земли, кто первым начал княжить в Киеве, как образовалось Русское государство, мы с вами узнали на уроках истории в прошедшем триместре. Поэтому наша игра посвящена этой теме: “Мы – славяне”

Игру “Исторический футбол” проводят учащиеся старших классов(представление учащихся).

Спортивный комментатор (Старшеклассник)

Сегодня на стадионе СШ №2 проводится исторический матч между командами 6 “А” и 6 “Б”. Команды во главе своими капитанами приглашаются на поле.

Музыкальный фрагмент. Команды под музыку выбегают на “поле” и строятся напротив друг друга.

Приветствие команд (эмблемы, девиз)

Комментатор.

Сегодняшний матч судят: главный судья - …, боковые судьи - ….

Правила игры объясняет комментатор или главный судья (можно до начала игры).

а) разметка поля

<Рисунок1>;

 б) участники команд должны ответить на поставленный вопрос в течение 30 секунд, после того, как прозвучит свисток и они поймают брошенный судьёй мяч. После жеребьёвки первый вопрос главный судья задаёт игроку-вратарю и бросает ему мяч. Одновременно раздаётся свисток, что означает начало отсчёта времени. Если вратарь, поймав мяч, отвечает правильно, то предаёт мяч следующему игроку своей команды (защитнику), таким образом продвигая мяч от своих ворот в сторону ворот команды соперника;

в) если вратарь не знает правильного ответа, он должен успеть передать мяч (пас) своему защитнику. В случае правильного ответа защитника мяч остаётся у защитника (2), но при этом происходит замена игрока: защитник становится вратарем, а вратарь перемещается на позицию защитника, чтобы вновь отвечать на очередной вопрос судьи. За этим следят боковые судьи (лайнсмены). Аналогично и с другими игроками;

г) главный судья задаёт 20 вопросов поочерёдно игрокам обеих команд в каждом тайме. За соблюдением правил игры следит судья, который имеет право оштрафовать игрока за неправильный ответ или его отсутствие, в отведённых 30 секунд. В этом случае вопрос переадресовывается команде соперника, которая получает дополнительную возможность приблизиться к чужим воротам;

д) когда нападающий выходит на финишную прямую к воротам соперника, он может забить гол, верно ответив на вопрос судьи и задав заранее подготовленный командой вопрос, если вратарь отбился, поймав мяч и ответив на вопрос, то нападающий упускает возможность забить гол, при этом мяч остается у нападающего

<Рисунок2>;

е) в случае ничейного результата пробивается пенальти. Команды выставляют своих капитанов и они пробивают пенальти (блиц-опрос)

<Рисунок3>.

Техническая группа (жюри) ведет подсчет очков, выставляет забитые голы и штрафные очки на табло.

Жеребьевка. Начало игры. Вопросы прилагаются. За правильный ответ -1 бал. Таймы по 10 минут, потом команды меняются местами, переходят на другую половину поля.

В перерыве между таймами: выступление с музыкально-танцевальными номерами групп поддержки.

Конкурс болельщиков (вопросы, плакаты, спортивные кричалки).

Подведение итогов игры. Объявление счета. Вручение наград победителям (команде и лучшим игрокам).

Примерные вопросы:

(командам задаются поочерёдно)

  1. Назовите равнину, на которой расселились восточные славяне. (Восточно-европейская равнина).
  2. Что славяне называют житом? (хлеб)
  3. Как называются верования, связанные с поклонением нескольким богам? (язычество)
  4. Как называются предки русского, украинского и белорусского народов (восточные славяне)
  5. Деревянные или каменные изображения, статуи языческих богов? (идолы)
  6. Что такое вече? (народное собрание)
  7. Кто такие волхвы, кудесники? (жрецы)
  8. Название общины в Древней Руси? (верфь)
  9. На какой реке расположен Киев? (Днепр)
  10. Русское название Константинополя? (Царьград)
  11. Натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов? (дань)
  12. Военачальник, правитель Руси? (князь)
  13. “Северные люди”, норманны, как их называли на Руси? (варяги)
  14. Город – это центр ремесла и …? (торговли, культуры)
  15. Имя князя – крестителя Руси? (Владимир)
  16. Какого князя называли Вещим? (Олег)
  17. Назовите столицу Древнерусского государства? (Киев)
  18. Объезд киевским князем своих земель для сбора дани? (полюдье)
  19. Какой год считается годом образования Древнерусского государства? (982 г.)
  20. Назовите имя варяжского князя, давшего начало династии русских князей? (Рюрик)
  21. Какой князь, грубо нарушивший договор о полюдье, был жестоко убит древлянами? (Игорь)
  22. Знаменитый среди первых князей, полководец древней Руси, который всегда посылая гонцов к врагу с предупреждениями: “Иду на вы”? (Святослав)
  23. Какую реформу провела княгиня Ольга после смерти мужа, князя Игоря? (установила уроки и погосты)
  24. Когда было введено христианство на Руси? (988 г.)
  25. Самое опасное место торгового пути из “варяг в греки” (Днепровские пороги)
  26. Первые русские святые? (Борис и Глеб)
  27. При каком князе Древнерусское государство переживало расцвет? (Ярослав Мудрый)
  28. Старший дружинник, крупный землевладелец, владелец вотчины? (боярин)
  29. Наследственное земельное держание, земля, которая передается по наследству? (вотчина)
  30. Как называются княжеские раздоры на Руси? (усобицы)
  31. Назовите имя любимого былинного героя (героев)? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович)
  32. Создатели славянской азбуки византийские монахи? (Кирилл и Мефодий)
  33. Материал для письма, который использовали на Руси вместо бумаги? (береста)
  34. Как называются небольшие изящные картинки, которыми иллюстрировали текст рукописных книг? (миниатюра)
  35. Кто является автором древнейшей летописи “Повесть временных пет”? (Нестор)
  36. Как называются картины, написанные водяными красками по сырой штукатурке? (фреска)
  37. Картины из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков? (мозаика)
  38. Как называлось занятие восточных славян, связанное с собиранием меда диких пчел? (бортничество)
  39. Древнерусский остроконечный шлем? (шишак)
  40. Жилище князей и бояр? (хоромы, терем)

Примерные вопросы болельщикам:

1. Назовите несколько восточнославянских племен.

(вятичи, кривичи, дреговичи, словене…)

2. Каковы основные занятия древних славян?

(земледелие, скотоводство, рыболовство, ремесло, бортничество)

3. Попробуйте назвать известные вам славянские имена.

  • (Ратибор – борющий рати, храбрый и умелый воин;
  • Станислав – устанавливающий славу, постоянно славный;
  • Вера – верная;
  • Владимир – владеющий миром;
  • Любовь – любящая;
  • Светлана – светлая;
  • Ярослав – славящий Ярило;
  • Надежда – надежная, вселяющая надежду)

4. Перечислите известные вам древнерусские города.

(Киев, Новгород, Смоленск, Изборск, Чернигов и др.)

Конкурс “спортивных кричалок”, плакатов.

Протокол игры “Мы – славяне” исторический футбол.

  6 “A” 6 “Б”
Название команд –

Эмблемы –

Девиз –

   
Ответы на вопросы судей    
Конкурс болельщиков

Группа поддержки –

Плакаты, “кричалки” –

Ответы на вопросы –

   
Штрафные удары.

Команды задают вопросы друг другу