Дидактическое обоснование занятия
Задачи:
- использовать компьютерные технологии для создания документов;
- повысить интерес студентов к предметам (русский язык, английский язык, информатика);
- попробовать свои силы в разнообразных творческих заданиях.
Цели занятия
Методическая цель: Показать реализацию применения информационных технологий обучения как важное условие в подготовке конкурентно-способных специалистов.
По русскому и английскому языку:
Образовательные:
- Способствовать совершенствованию знаний студентов о структурных особенностях деловой документации
- В занимательной форме презентации повторить материал, изученный на занятиях русского и английского языков.
Развивающие:
- Способствовать развитию творческих навыков (дизайн, иллюстрирование и др.)
- Способствовать развитию интеллектуальных умений: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по стилистике русского и английского языков;
Воспитательные:
- Способствовать воспитанию современного образованного человека, владеющего культурой письменного общения и обладающего яркой индивидуальностью.
По информатике:
Образовательные:
- Способствовать совершенствованию навыков редактирования и форматирования текстового документа, технологии создания и вставки в текстовый документ рисунков, схем, иллюстраций.
Развивающие:
- Способствовать развитию творческих навыков (дизайн, иллюстрирование)
- Способствовать развитию технического мышления студентов, самостоятельности и организованности.
Воспитательные:
- Способствовать воспитанию грамотных пользователей ПК.
- Способствовать воспитанию доброжелательности к преподавателям, друг к другу, бережливого отношения к технике.
Вид занятия: интегрированное
Тип занятия: совершенствование знаний, умений и навыков.
Форма занятия: практическая работа по созданию делового письма.
Основные знания и умения:
Знать:
- основные языковые признаки и характеристики официально-делового стиля; стилистические нормы как нормы выбора языковых средств в соответствии с целью, условиями общения и требованиями жанра; языковые формулы официальных документов, правила оформления документов; нормы речевого этикета в сфере делового общения;
- виды форматирования текстового документа MS Word; технологию создания и вставки в текстовый документ картинок и рисунков.
Уметь:
- исправлять ошибки, допущенные в структуре и языковом оформлении текста письменной документации ;редактировать и устранять типичные ошибки в языке деловых бумаг;
- форматировать текстовый документ MS Word; создавать и вставлять в текстовый документ картинки, рисунки.
Методы:
- по характеру познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый;
- по степени активности: конструктивные, творческие;
- по источнику знаний: словесные, практические, наглядные, использование ПК;
- стимулирования и мотивации: познавательные, социальные, эмоциональные;
- мыслительной деятельности: аналитические, сравнения, классификации материала;
- контроля и самоконтроля: устный, письменный;
- по организации деятельности: индивидуальные, групповые, фронтальные.
Оборудование:
- мультимедийный проектор,
- компьютеры,
- операционная система Windows XP,
- текстовый процессор Word
Методическое обеспечение занятия:
- методические указания “Текстовый процессор Word”, “Язык документа. Деловые письма”,
- раздаточный материал,
- презентация.
Межпредметные связи:
- информатика,
- русский язык,
- английский язык,
- психология,
- ЭВМ и ИПС,
- математика,
- делопроизводство.
План занятия:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
Орфографическая разминка. - Практическая работа.
Создание письма-приглашения на фирменном бланке
Создание резюме по образцу на английском языке. Подписать конверт.
Разгадывание кроссворда. - Физкультминутка (после 40-45 минут занятий)
- Выставление оценок. Итог занятия.
- Домашнее задание.
- Заключительное слово.
ХОД ЗАНЯТИЯ
…Умелец не познает невзгод, даже если лишится всех богатств своих. (Из древней притчи)
I. Организационный момент: приветствие, проверка явки студентов, заполнение журнала, проверка готовности студентов к занятию, настрой студентов на работу; доведение до студентов целей занятия.
Обращение к эпиграфу: Слова для эпиграфа нашего занятия я взяла из очень древней притчи: Один мудрец так поучал детей: “О милые дети, послушайтесь моего совета – учитесь любому ремеслу. Имущество и деньги так ненадёжны на этом свете. Золото и серебро – лишь опасность для путника: а у живущего дома их могут отнять грабители и огонь. Ремесло же неиссякаемо, как источник. Умелец не познает невзгод, даже если лишится всех богатств своих. Верьте, дети мои, это не пустые разговоры. Постигайте же ремёсла, учитесь …. ”.
II. Актуализация знаний.
Преподаватели РЯ и АЯ:
Орфографическая разминка (слайд, раздаточный материал Приложение 1). Ваша задача вставить пропущенные буквы в слова, написанные на листочках. Уметь объяснить.
Взаимопроверка (слайд). Выставление оценок. (слайд “Критерии оценок”)
- Особенности официально – делового стиля.
- Разновидности деловых писем.
III. Изучение нового материала
Преподаватель РЯ:
- фирменный бланк. Логотип фирмы.
Преподаватель АЯ:
- письмо-запрос. Резюме-автобиография.
Преподаватель информатики:
- реквизиты деловых писем (слайд)
IV. Обобщение и систематизация знаний
Преподаватель информатики:
Создание и вставка картинки (рисунка) в документ Word. (слайд)
Виды форматирования. (приложение 2, слайд )
V. Практическая работа.
- Создание письма-приглашения на фирменном бланке(слайд)
- Создание резюме по образцу на английском языке. Подписать конверт.
- Разгадывание кроссворда (слайды).
Физкультминутка (после 40-45 минут занятий)
VI. Выставление оценок. Итог занятия.
VII. Домашнее задание.
VIII. Заключительное слово.
Примечание: По усмотрению преподавателей план и ход занятия могут быть изменен и дополнен
Карта занятия
№ | Этапы занятия | Деятельность преподавателя русского языка и КР | Деятельность преподавателя английского языка | Деятельность преподавателя информатики |
Деятельность студентов |
1 | Организацион ный момент. |
приветствие, проверка явки студентов, заполнение журнала, настрой студентов на работу; объявление темы занятия, доведение до студентов целей занятия. Обращение к эпиграфу. | приветствие, проверка готовности студентов к занятию, настрой студентов на работу; доведение до студентов целей занятия (на английском языке) | Демонстрация слайдов | Готовятся к занятию. |
2 | Актуализация знаний. Систематизация и закрепление знаний по теме “Особенности официально- делового стиля” |
Предлагает вставить пропущенные буквы в слова на тему “Информационные технологии”. Задает вопросы на тему “Особенности делового стиля”. Спрашивает: “Какие разновидности деловых писем вы знаете?”. | Фонетическая разминка. Предлагает найти эквиваленты английских и русских слов и словосочетаний. | Демонстрация слайдов | Слушают преподавателя, отвечают на
вопросы, выполняют самостоятельную работу. Выставляют оценку товарищу. |
3 | Изучение нового материала. | Объяснение понятий “Фирменный бланк. Логотип фирмы”. Показ образцов. | Объяснение понятий: письмо-запрос, резюме. | Разъяснение реквизитов деловых писем (слайд) | Слушают преподавателя, высказывают свои предположения. Работают с раздаточным материалом, делают записи в тетрадях. |
4 | Обобщение и систематизация знаний | Создание и вставка картинки (рисунка) в документ Word.(слайд) Виды форматировании. (приложение 2, слайд ) | Отвечают на вопросы, дополняя друг друга. | ||
5 | Практическая работа | Корректирует работу студентов, обращает внимание на речевые, стилистические ошибки | Корректирует работу студентов, обращает внимание на речевые, стилистические ошибки | Создание письма-приглашения, резюме на фирменном бланке, оформление адреса на конверте (слайд). | Создают по образцу письма – приглашения на фирменных бланках, вставляя логотипы фирм, предприятий. Разгадывание кроссворда (слайды). |
6 | Выставление оценок. Итог занятия. | Подводят итоги урока по своей дисциплине. Выставляют в журнал. | |||
7 | Домашнее задание Оформить отчет |
Разъяснение некоторых пунктов домашнего задания | Разъяснение некоторых пунктов домашнего задания | Разъяснение некоторых пунктов домашнего задания | Записывают домашнее задание. |
8 | Заключитель- ное слово. |
Роль документации в жизни человека. | Роль документации в жизни человека (на английском языке) | Необходимость навыков работы с ПК. |