Оборудование: компьютерная презентация.
Ход урока
I. Организационно-мотивационный этап.
Приветствие учащихся.
Урок начинается с создания проблемной ситуации. Учитель просит посмотреть на слайд и сформулировать тему урока. Демонстрируется слайд.
Учащиеся называют тему урока. Демонстрируется следующий слайд и учащиеся записывают тему урока в тетрадь.
Формулируются цель и задачи урока.
II. Операционно-исполнительский этап.
Учитель предлагает учащимся записать в тетради примеры физических явлений.
Учащийся зачитывает примеры:
Испарение воды, таяние льда, растворение сахара.
(Демонстрируется слайд “ Физические явления”.)
Учитель задает вопрос: “ Что происходит при физических явлениях?”.
Демонстрирует слайд и рекомендует учащимся открыть текст №1 и прочитать и ответить на поставленный вопрос.
Через 3 минуты учащиеся отвечают на вопрос.
Затем учитель просит учащихся привести примеры химических явлений.
Учащийся называет: горение свечи, ржавление железа и т.д. Демонстрируется слайд “Химические явления” и учащиеся записывают примеры в тетрадь.
Учитель задает вопрос: “ Что происходит при химических явлениях?”
Демонстрируется слайд и учитель рекомендует внимательно рассмотреть слайд, прочитать текст №2 и ответить на поставленный вопрос.
Учащиеся отвечают на поставленный вопрос через 3 минуты.
Учитель дополняет, что химические явления называются химическими превращениями или химическими реакциями.
Учитель: “ Какие условия необходимы, чтобы произошла химическая реакция?” И демонстрирует следующий слайд, а учащиеся записывают в тетрадь условия течения химических реакций.
Учитель: Давайте же разберем, по каким признакам можно судить, что произошла химическая реакция. Демонстрирует соответствующий слайд, а учащиеся делают записи в тетрадь.
Лабораторная работа “Наблюдение за горящей свечой”
Учитель демонстрирует слайд и просит выполнить задание.
Подожгите свечу и ответьте на вопросы слайда.
Через 5 минут учащийся отвечает.
Для начала реакции горения свечи необходима температура воспламенения.
Необходимым условием реакции является соприкосновение с воздухом.
Признаками горения свечи являются выделение тепла и света.
Если поднести к пламени свечи холодный предмет, то он запотевает – это вода, следовательно, образуется новое вещество.
Учитель: Сегодня мы знакомимся с первой классификацией химических реакций по теплоте.
Демонстрируется слайд “ Типы химических реакций”.
Учитель: “Что происходит при эндотермических и экзотермических реакциях?”
Учащийся: При экзотермических реакциях выделяется тепло, а при эндотермических поглощается.
Дается определение.
III. Рефлексивно- оценочный этап.
Учитель. Перед вами тестовое задание. Выполните его в тетради. На это вам отводится 7 минут. Демонстрирует слайд .
Через 7 минут учитель просит проверить свои ответы и выставить себе оценки. Демонстрирует слайд.
Если все ответы верны - “5”
Одна ошибка - “4”
Две ошибки - “3”
Три и более - “2”
Учитель: Запишите домашнее задание. Демонстрирует слайд и комментирует его.
Учитель: А сейчас я прошу вас оценить урок.
Перед вами “ Мишень”.
Щелкнув мышкой, оцените деятельность учителя, содержание урока, психологический климат в классе и свою работу.
Спасибо.
Урок окончен. До свидания.
Литература.
- Габриелян О. С. Химия 8 класс, М.: “Дрофа”2005- 2007г.
- Кузьменко Н. Е., Еремин В.В., Попков В. А.Химия для старших школьников и поступающих в вузы, М.: ООО “Издательский дом Оникс 21 век” 2002.
- Журнал “Химия в школе” №4,1996, с. 28-30.
- ЦОРы
- Виртуальная лаборатория
- Ресурсы Интернет
http://shkola.lv/index.php?mode=lsntheme&themeid=140
http://chemistry.narod.ru/razdeli
Приложения
1. Гашение соды