Родительское собрание №1
Тема: Что такое «школьная зрелость»?
Цель: Раскрыть понятие «школьная зрелость».
Задачи:
- Познакомить с возрастными психологическими особенностями дошкольника.
- Выявить проблемы, которые возникают в этом возрасте.
- Познакомить с особенностями УМК «Гармония».
Шестилетний ребёнок – это уже не малыш, требующий постоянного внимания и заботы взрослых, но и не взрослый. Этот возраст, как и другие возрасты детства, имеет свои возможности.
Физические особенности: средний рост детей 120 см, вес 22 кг. Интенсивно развивается: сердечно-сосудистая система, дыхательная, двигательная и эндокринная системы. Особенно заметны сдвиги в анатомии и физиологии нервной системы и головного мозга: увеличивается объём мозга, происходят усложнения в мозге. Все эти изменения оказывают непосредственное влияние на развитие психики ребёнка.
Психические процессы: восприятие, память, внимание, воображение приобретают произвольный характер. На занятиях дети уже способны внимательно слушать, рассматривать репродукции, запоминать различный текстовый материал, решать задачи. Увеличивается запас слов. Рассказы становятся более содержательными. На занятиях дети учатся рассуждать, делать простейшие выводы. У шестилетних детей ярко выражено желание идти в школу учиться.
А каждый ли ребёнок способен принимать участие в школьном обучении? Достаточной ли психологической зрелостью обладает ребёнок для того, чтобы учиться в школе? Не случайно в связи с этими многочисленными вопросами в психологии возник термин «школьная зрелость, или психологическая готовность ребёнка к школьному обучению». Что же это такое? Под школьной зрелостью понимается достижение ребёнком такого уровня психического развития, когда оказывается способным принимать участие в школьном обучении. Так чего же и в чём должен достигнуть ребёнок для того, чтобы учиться в школе? Что обеспечивает успешное освоение новой социальной роли школьника?
Большинство родителей думают, что они подготовили ребёнка к школе, если научили его читать. Но навыки чтения, письма, счёта и другие относятся к общеучебным умениям и навыкам, которые, безусловно, являются важными в школьном обучении, но не они определяют готовность ребёнка к школе. Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.
Интеллектуальная зрелость для возраста 6-7 лет – это умение выделять фигуру из фона, способность концентрировать внимание, способность устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений рук и их координаций.
Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память и внимание, связная речь.
Эмоциональная зрелость – это ослабление непосредственных, импульсивных реакций и умение длительно выполнять не очень привлекательную работу, то есть развитие произвольности поведения.
Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять своё поведение законам детских групп, способностью выполнять роль ученика, умения слушать и выполнять задания учителя.
Важнейшая предпосылка готовности к школе – умение играть в ролевые, сюжетные игры и в игры с правилами. Ребёнок моделирует в игре свои отношения с окружающим миром, проигрывает различные ситуации – в одних он лидирует, в других подчиняется, в-третьих, осуществляет совместную, кооперативную деятельность с другими детьми и взрослыми.
За основу готовности к школе, таким образом, принимается некоторый необходимый уровень развития ребёнка, без которого он вообще не может успешно учиться в школе. Чтобы обеспечить более успешное привыкание к школьной жизни и деятельности, в школах проходят специальные занятия по подготовке детей к школе. Так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то занятия проводятся в игровой форме по темам. Высокий познавательный уровень ребёнка способствует успешному усвоению школьной программы.
Я хочу вас познакомить с программой, по УМК «Гармония» – это единый комплект учебников, учебников-тетрадей и тетрадей с печатной основой. Он ориентирован на активное участие ребёнка в процессе обучения, на развитие его личности, его познавательных и созидательных возможностей.
Посредством этого комплекта учебная деятельность организуется таким образом, что для развития ребёнка в процессе обучения создаются комфортные условия.
Дети учатся продуктивно общаться, овладевают способами самооценки и самоконтроля.
Основой этого комплекта является целенаправленная и систематическая работа по формированию у школьников приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения.
Учебники являются большим помощником детям и родителям. В учебниках есть сквозные герои.
Дети имеют возможность выбора уровня сложности при выполнении проверочных и контрольных работ.
УМК рассчитан на детей любого уровня развития, даёт возможность учиться рассуждать, мыслить, высказывать свою точку зрения, аргументировать и доказывать.
Анкета для родителей «Расскажи о своём ребёнке»
Ф.И. ребёнка, дата рождения.
Что он умеет? (Знает буквы, читает, считает, пишет
и т.д.)
Чем любит заниматься? (Лепить, рисовать, в какие
игры играть)
Как он работает? (Быстро, медленно,
целеустремлённо, быстро отвлекается)
Какой рукой работает (Пишет, ест, рисует)?
Любит ли рассказывать, может ли пересказать
сказку, фильм?
Все ли звуки произносит правильно?
Как он ест? (Хорошо, быстро, медленно)
Как он спит? (Спокойно, беспокойно)
Как общается с детьми? (Дружелюбный,
раздражительный, любит играть один)
Посещает ли дошкольное учреждение? Какое?
Какие школы (кружки) посещает?
Родительское собрание №2
Тема: Игра – как фактор успешности обучения в школе.
Цель: Показать роль игры в период подготовки ребёнка к обучению в школе.
Задачи:
- Познакомить родителей с дидактическими играми и формами организации общения дошкольниками.
- Обсудить практические советы.
В представлении многих взрослых подготовка к школе и игра – вещи несовместимые. Нередко приходится слышать: «Сколько можно играть, займись делом!» Но так ли это на самом деле? Какое отношение к подготовке ребёнка к школе имеет игра?
Игра – это ведущий вид деятельности ребёнка – дошкольника. Она формирует всё, что необходимо для полноценного развития личности. В играх ребёнок развивается как активный деятель: он определяет замысел и воплощает его в игровом сюжете. Игры ребёнка – важный показатель его общего развития.
Если ребёнок пассивен, не проявляет интереса к играм, если они стереотипны и примитивны по содержанию – это серьёзный сигнал неблагополучия в развитии ребёнка. Отставание в учёбе связано с низким уровнем развития произвольности поведения, неумением поддерживать внимание, осуществлять элементарный самоконтроль. Поэтому родителям необходимо научить ребёнка играм, вырабатывающим у него способность следовать правилу, управлять своим вниманием, памятью и контролировать действия.
Давайте поиграем в те же игры, которые так необходимы вашим детям.
Игра «Плохо – хорошо» (родители делятся на две команды).
Учитель показывает один предмет – портфель.
– Рассмотрите предмет с разных точек зрения.
Одна команда ищет положительные стороны, другая
– отрицательные.
Игра «Аукцион»
Учитель показывает родителям любой предмет
(карандаш).
– Дайте характеристику данному предмету по
назначению.
Команды по очереди называют:
Рисовать Чертить Грозить Вертеть Чесать |
писать катать тыкать бросать |
Игра «Да и Нет не говори»
Учитель задаёт вопросы:
- Вы ходите в детский сад?
- Вы живёте в Африке?
- Вы любите мороженое?
- Вы ели чёрное мороженое?
- Вы умеете ходить на руках?
- Вы умеете летать?
- Вы играете в куклы?
- Люди ходят по потолку?
- Доктор стрижёт людей?
- Тебя зовут Петя?
- Корова умеет летать?
- Вы сейчас спите?
- Зимой трава бывает?
- Трава белая?
Игра «Самый зоркий»
Учитель показывает 10 картинок и предлагает их
запомнить.
Затем по очереди спрашивает, кто что запомнил.
Таким образом, рассмотренные игры и задания
игрового характера позволяют в увлекательной
форме развивать у детей ценные для предстоящего
школьного обучения качества: внимание,
самоконтроль, наблюдательность,
сообразительность, настойчивость. В результате
систематического участия детей в играх
закладываются основы готовности к школе.
Рекомендации родителям:
- Уважайте личность ребёнка.
- Проводите свой досуг совместно с детьми.
- Общайтесь с друзьями своих детей.
- Принимайте участие в делах класса.
- Будьте в курсе дел своего ребёнка.