Российские психологи Л.С. Выгодский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов пришли к выводу, что ведущей деятельностью в подростковом возрасте является «межличностное общение» учащихся, особенности «общественно значимая для ребенка деятельность». Именно в этом возрасте у школьников появляется стремление к общению с товарищами вне класса, к участию во всех происходящих в школе событиях, тяга к поиску, исследованию, к самореализации.
Одним из направлений такой творческой, исследовательской работы многие исследователи считают проектно-ориентированную деятельность учащихся. Именно проектная деятельность как одна из форм учебной деятельности способна, по мнению современных дидактов, сделать учебный процесс для школьника личностно значимым, в котором он сможет полностью раскрыть свой потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, креативность, активность, самостоятельность (3;4;5).
Проект, как известно, представляет собой самостоятельно планируемую и реализуемую школьниками работу, в которой речевое общение органично вплетается в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности (игры, путешествия, выпуск журнала и др.) (3).
Темы проектов затрагивают различные сферы человеческой деятельности, благодаря чему учащиеся приобщаются к « взрослым» проблемам, приобретают навыки решения актуальных вопросов современности, связанных с экологией, экономикой, образованием.
Успех проекта во многом зависит от умения учителя создавать условия, стимулирующие формирование и развитие креативных, когнитивных, коммуникативных умений учащихся.
Для этого учителю необходимо избавиться от его привычной функции «всезнающего оракула» и попробовать себя в роли консультанта, координатора, помогающего школьнику учится, направляющего его познавательную деятельность.
Для того чтобы эффективно использовать идеи проектно-ориентированного обучения на своих занятиях, необходимо хорошо представлять себе его принципиальные отличия от традиционного обучения, его основные цели и общую технологическую модель.
«Проект - это самостоятельно планируемая и реализуемая школьниками работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности»(4). Подготовка и реализация собственных (творческих) проектов является заключительным этапом определенного цикла работы над развитием и самосовершенствованием умений во всех видах речевой деятельности.
Темы проектов, выбираемые самими учащимися или предлагаемые авторами учебника «New Millennium English», определяются в зависимости от того, происходит обучение в языковой среде или вне. В искусственно созданной среде (или вне языковой среды) основными источниками получения информации для творческих проектов является печатные материалы, аудио- и видеозаписи; соответственно круг тем проектов и возможности их исполнения ограничены. В этих условиях творческим проектом может быть интервью на определенную тему с последующим обобщением результатов («Identity»,Journalists & Celebrities Press Conference), радиопередача «A time to celebrate», «Festivals in your country or region»; брошюры определенной тематики («Спорт», «Мистика», «Проблемы экологии» и т.д.)
Творческий проект обычно рассчитан на продолжительное время, может быть индивидуальным, но чаще он ориентирован на небольшую группу, а иногда и на весь класс. Проект является самостоятельным, открытым видом работы и поэтому не может жестко регламентироваться и контролироваться учителем.
УМК Грозы О.Л. «New Millennium English» для учащихся 10-11-х классов дает возможность начинать подготовку к проектной деятельности с простых упражнений «Warm Up», «Work in Pairs» при этом используя лексику «Language Support». Проводится большая работа по тренировке, закреплению и активизации новой лексики в устной речи (тренировочные упражнения в Practice Book; запись активной лексики в тетрадь; диктанты). Параллельно проводится работа над новым грамматическим материалом и повторением, закреплением изученного.
Работа над проектом занимает несколько уроков, на защиту отводится, как правило, сдвоенный урок. Основная часть работы над проектом проводится учащимися самостоятельно.
В целом роль учителя состоит в том, чтобы создать условия, максимально благоприятные для раскрытия и проявления творческого потенциала учащихся, координировать работу, помочь преодолеть любые возникающие трудности.
В начале обучения самостоятельным проектом может быть небольшое сообщение на определенную тему, затем - реферат, далее-групповая работа, выполненная на листе ватмана.
Сегодня старшеклассники предпочитают готовить проекты с использованием компьютеров и мультимедийных систем в виде презентаций.
Проделывая путь «от простого к сложному», учащиеся приобретают опыт самостоятельной, исследовательской работы, которая развивает у них интерес к английскому языку, воображение, творческое мышление и другие качества личности. Поэтому в старших классах (9-11) учащиеся, работающие над научно-исследовательскими проектами, не испытывают больших трудностей. Темы исследовательских работ («Индивидуально-авторское словотворчество и способы его воссоздания в переводе», «Лексико-семантические особенности перевода имен собственных») выходят за рамки школьной программы, очень часто они связаны с проблемами перевода художественных произведений, таких как «Гарри Потер», «Властелин Колец» и др.
Выступая на школьных, а затем и на городских научно-практических конференциях, учащиеся демонстрируют результат самостоятельной, творческой работы, приобретают опыт публичных выступлений.
При осуществлении собственных проектов учащиеся реализуют принцип гуманизациии обучения: ориентация на личность, учет возрастных интересов и уровня развития, раскрытие творческого потенциала и степени самостоятельности. Поэтому роль учителя - способствовать наиболее эффективному проявлению всех этих качеств.
Убеждены, что работа над собственными проектами при обучении английскому языку отражает современную тенденцию в образовании - ориентацию на исследовательскую, поисковую модель обучения (discovery learning), которая приучает ребят творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозировать возможные варианты решения задач, выбирать способы и средства их реализации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Выгодский Л.С. Педагогическая психология.- М.: Педагогика-Пресс,1966.
- Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку // ИЯШ. -1991. - №3.
- Круглова О.С. Технология проектного обучения // Завуч.-1999. - №6.
- Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка//ИЯШ. - 2000. - №2-3.
- Бухаркина М.Ю. Метод проектов в обучении английскому языку // ИЯШ. – 2005. - №3.