Приложение 1 слайд №1.
Цель урока (формулируют учащиеся, учитель помогает):
- познакомиться с особенностями строения, номенклатуры и изомерии алкенов в сравнении с алканами;
- научиться называть алкены по формулам и составлять формулы по названиям веществ. (слайд №2).
1. Организационный момент.
Учитель: Ребята, я очень рада снова с вами встретиться, все уже готовы к уроку, поэтому начнем.
2. Проверка изученного ранее материала.
Учитель: Прежде чем приступить к изучению нового класса углеводородов, давайте вспомним ранее изученный очень важный класс в органической химии. Это предельные углеводороды.
Фронтальный опрос.
Учитель: Какие классы предельных углеводородов вы знаете?
Учащиеся: Алканы и циклоалканы.
Учитель: Дайте определение алканам и циклоалканам. Приведите примеры.
Учащиеся: Дают определение углеводородам и приводят примеры.
Учитель: Что такое гомологи и гомологический ряд? Назовите гомологический ряд алканов.
Учащиеся: Дают определение гомологам и гомологическому ряду, приводят примеры гомологов алканов.
Учитель: Что такое изомерия? Какой тип изомерии у алканов?
Учащиеся: Дают определение изомерии, называют типы изомерии.
Учитель: Какие вещества называют изомерами?
Учащиеся: Дают определение веществам изомерам.
Учитель записывает на доске формулу вещества С5Н12 и дает задание, записать два изомера для данного вещества и назвать их по систематической номенклатуре.
Учащиеся: один работает у доски, все в тетрадях самостоятельно. Затем сверяются с доской.
Учитель: Ребята, знакомиться с новым классом углеводородов вы будете самостоятельно, работая с учебником.
Непредельные углеводороды делят на три класса. Они вам уже известны из темы: "Классификация углеводородов". Назовите эти классы.
Учащиеся: называют алкены, алкодиены и алкины.
Учитель: объясняет, что эти классы мы будем изучать несколько уроков.
3. Изучение нового материала.
Учитель: Ребята, обратите внимание на таблицу, которую я хочу вам предложить заполнить. Она называется "Сравнительная характеристика алканов и алкенов". (слайд № 3)
Задание: разделите страницу тетради на два столбика. Первый назовите алканы, а второй алкены.
Параметры записывать в тетрадь не нужно.
Параметры | алканы | алкены |
определение общая формула строение молекулы тип гибридизации валентный угол типы изомерии |
На заполнение таблицы отводится время - 10 минут.
Учащиеся оформляют таблицу.
По истечении времени проверяем вместе, что получилось.
Первый параметр, учащиеся дают определение алканам и алкенам.(слайд №4). Выявляют различия.
Второй параметр, учащиеся называют общие формулы и сравнивают их. (слайд № 5).
Третий параметр, учащиеся заслушивают дополнительную информацию (Приложение 2) - презентация учащегося.(слайд №6 геперссылка на Приложение 2 ). Выясняют, что у алкенов появляется пи-связь.
Четвертый параметр, учащиеся из дополнительной информации объясняют разницу типов гибридизации алканов и алкенов.(слайд № 7).
Пятый параметр, учащиеся сравнивают валентные углы алканов и алкенов. (слайд № 8).
Шестой параметр, учащиеся указывают на разницу в типах изомерии алканов и алкенов. (слайд № 9, 10,11, 12,13,14).
Учитель: Молодцы с таблицей вы справились.
Подводим итог по таблице.
Учитель: Ребята, давайте закрепим материал и выполним задание самостоятельно, чтобы выяснить, может быть что то не понятно.(Слайд №15)- на задание дается 3 минуты.
Проверяем задание по слайду. (Слайд №16 и № 17).
Дополнительное задание для сильных учащихся: посчитайте сигма- связи и пи-связи в веществах пентен-1. бутен-2 (проверить у первых выполнивших).
Учитель: по формулам называть вещества вы научились, а давайте попробуем составить формулу вещества, зная его название.
Один учащийся работает у доски, проверяем после обсуждения со слайдом. (Слайд № 18).
Учитель: А теперь пришло время немного отдохнуть и записать домашнее задание.
Учащиеся: записывают домашнее задание - приготовить презентацию по теме "Применение алкенов".
Подводим итог урока, для этого возвращаемся к поставленной цели (слайд № 2).
Учитель называет оценки за урок.
Ребята, сегодня на уроке вы хорошо поработали. Выскажите ваши впечатления об уроке, что понравилось, а что можно было бы изменить, (учащиеся высказывают свое мнение об уроке).
Спасибо за урок!