Цели урока:
Образовательная: познакомить учащихся с обрядовой куклой и ритуалами, которые с ней связаны, научить изготавливать обрядовых и игровых кукол,
Воспитательная: прививать любовь к своему краю через традиции и обычаи своего народа, приобщить к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей. Воспитывать патриотические чувства, нравственное отношение к миру через эстетическое развитие.
Развивающая: развивать познавательный интерес детей к народному искусству. Активизировать творческий потенциал учеников.
Оборудование урока: компьютер, проектор, стенд с образцами кукол, лоскутки ткани, разноцветные нитки.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Объяснение нового материала. (Презентация)
Выступление учащихся:
1-й ведущий.
Здравствуйте, добры молодцы!
Здравствуйте, красны девицы!
Здравствуйте, люди честные,
Гости наши дорогие!
2-й ведущий.
Не от Сивки, не от Бурки,
Не от вещего каурки
Начинаем свой рассказ:
В сказку приглашаем вас!
1-й ведущий.
Сказка по лесу идет
Сказку за руку ведет.
Из реки выходит сказка!
Из трамвая! Из ворот!
2-й ведущий.
В каждом доме и квартире
Сказка рядышком живет.
Сказка – умница и прелесть –
Красоту нам создает.
1 ведущий: А что такое красота? Это жар-птица. Залетит в дом, осветив его ярким пламенем, и засияют в доме тысячи ее искр переливчатых и чистых: и на деревянных тарелках, и на хлебницах, и на разделочных досках, и на одежде, и на украшениях. (Показ слайдов предметов декоративно-прикладного искусства).
2 ведущий: Куда ни глянешь – кругом веселые и жаркие цветы, сказочные птицы и яркий и ликующий мир. И радует эта красота и взор наш, и душу нашу.
1 ведущий: А создана эта красота руками людскими, руками умелыми. Многие люди творили ее: одни – работая с деревом, другие с металлом, третьи – с тканями, четвертые – с глиной. И глядишь, из куска дерева рождалось сказочное блюдо, а из комка глины – прелестные детские игрушки.
2-й ведущий. Давайте сегодня отправимся в те места, где красота создается да сказка рождается.
Учитель: Современному человеку сложно представить быт и традиции русской деревни. С одной стороны, он был заполнен тяжелым каждодневным трудом. С другой стороны, общеизвестны разгульные деревенские праздники, приуроченные к календарным церковным датам. Праздники были красочными и яркими, сопровождались многообразной символикой.
Деревенские праздники были разнообразны и многочисленны. Они были подчинены календарному циклу сельскохозяйственных работ. Обряды, отправляемые на праздниках, по верованиям крестьян, должны были способствовать приплоду скота, обильному урожаю, здоровью и благополучию членов крестьянской семьи.
Посредниками между человеком и неведомыми силами природы становились куклы как самый доступный и понятный образ
Уже с 7–9 лет девушка начинала прясть, и первое, что она делала из ткани, - были куклы.
Это были не просто игрушки, а куклы – обереги.
1-ый ведущий: Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, он по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.
Всюду, где селится и живет человек, от суровых заснеженных арктических просторов до знойных безводных песков пустынь, кукла – неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.
2-ой ведущий: Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях. Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому тряпочки и нитки для будущих кукол нужно было не резать, а рвать.
Куклами приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления.
Давайте познакомимся с некоторыми русскими праздниками, традициями и народными куклами, которые с ними связаны.
Учитель:
1. В начале года, 6 января, наступал Рождественский сочельник. В этот день красный угол избы обязательно украшали куклой, сделанной из снопа необмолоченной ржи. Куклу называли Колядой по имени одного из древних славянских божеств.
2. 7 января наступало Рождество Христово. Этот день считается одним из самых великих праздников. Он установлен в воспоминание о рождении Иисуса Христа в Вифлееме. В этот день дети ходили группами по дворам и славили Христа. Колядовщиков обязательно одаривали, а обмен подарками между родственниками обещал достаток в будущем году.
Давайте мы сегодня с вами сделаем символ Рождества Рождественского ангела.
Практическая работа «Изготовление Рождественского ангела». (Инструкционная карта. Приложение 1)
3. Второй день рождественских праздников, 8 января, связывался с Богородицей, родившей Христа. В русской деревне в этот день было принято чествовать повивальных бабок. Их обязательно приглашали на все деревенские свадьбы и большие семейные праздники. После переезда невесты в дом жениха повивальная бабка клала куклу пеленашку на колени невесты. Считалось, что после этого к невесте приходит материнская сила.
4. 19 января наступал праздник – Крещение. Он установлен в память крещения Иисуса Христа в Иордане Иоанном Крестителем. Праздник Крещения Господня в народе называли водокрестием, так как накануне праздника происходило освещение воды внутри храмов, а в самый праздник происходило водосвятие на естественном водоеме, реке или озере. Для совершения очистительного омовения делали обрядовых кукол, которых называли Крестцами.
Но изготовление кукол было приурочено не только к церковным праздникам, но и семейным.
5. Празднование русской деревенской свадьбы сопровождалось многочисленными обрядами, в том числе и изготовлением кукол. В центре свадебного пирога должна быть воткнута березовая рогатина, украшенная куколками, изображавшими жениха и невесту. Такая кукла называлась «Мировое дерево».
6. Большинство крестьянских свадеб игралось на Масленицу. С этим праздником связано изготовление куклы Костромы. Кострома – огромное чучело, деревянное или соломенное, ряженое в белые одежды и украшенное зеленью, которое сжигалось на Масленицу.
7. 14 марта отмечали Евдокию. Образ святой Евдокии в народе ассоциировался с образом весны. В этот день в дом приносили талую воду, умывали детей, больных, окропляли стены, поили кур. У древних славян этот день был известен как Овсень Малый. Культ Овсеня связывался с конем, которого делали из соломы и прикрепляли на коньке крыши.
8. С обрядами заклинания весны было связано изготовление кукол «мартиничек»: их вязали парами; из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца.
Давайте и мы попробуем с вами пригласить к нам весну и выполнить таких кукол.
Выполнение практической работы «Изготовление кукол мартиничек» (Инструкционная карта. Приложение 2)
Меняется наша жизнь, а вместе с ней изменяются и наши представления об окружающем мире. Возрождается интерес к богатому культурно-историческому наследию нашей Родины. Русская кукла – только малая часть этого наследия, в ней угадываются древние истоки верований наших далеких предков. Попробуйте и вы придумать свою куклу и приурочить к какому-нибудь празднику. Заполните пожалуйста анкету (Приложение 3)
3. Закрепление.
Вопросы:
- Что символизировала кукла в древней Руси?
- С чем связывали изготовление кукол?
- Почему так почитали куклу и почему ее берегли?
4. Подведение итогов.
- Представление лучших работ на стенде.
- Представление интересных эскизов кукол.
- Выставление оценок
Литература:
- Котова И. Н. Котова А. С. «Русские обряды и традиции. Русская народная кукла», Санкт-Петербург, «Паритет», 2005 г.
- www.rukukla.ru