Урок русского языка в 7-м классе: урок–исследование по теме "Буквы о–е после шипящих на конце наречий"

Разделы: Русский язык


Тема урока: Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.

Цели урока:

1) Знакомить с правилом написания О - Е после шипящих на конце наречий, формировать умение выделять орфограмму «О-Е после шипящих на конце наречий», определив часть речи и часть слова. Повторять правописание О - Е после шипящих в корне слова, в окончаниях имен существительных и прилагательных, в суффиксах существительных, прилагательных, причастий (устанавливать внутри предметные связи). Повторять правописание проверяемых безударных гласных в корне слова, личных окончаний глаголов, упражнять в разных видах разбора.

2) Развивать познавательные, речевые способности, умение делать выводы и обобщения. Развивать орфографическую зоркость.

3) Приобщать учащихся к красоте русского языка, воспитывать вдумчивое и бережное отношение к слову.

Оборудование: учебник русского языка, компьютеры, кодоскоп, общеклассные таблицы, карточки с заданием, памятки, дидактический материал к учебнику русского языка для 7-го класса, портреты И.А.Бунина, М. Горького, Ф.И.Тютчева.

Ход урока

Организационный момент

Сообщение темы и цели урока.

Работа с пословицей: «Умную речь хорошо и слушать». Смысл, запоминание, письмо по памяти.

I этап. Анализ текста по выбору учащихся с помощью вопросов и исследовательских заданий

Тексты для анализа (на выбор учащихся).

1. Самый первый снег робок и тих. Ложится на черную октябрьскую землю: «Ой! Извините!» И тает. Лишь кое-где притаится по бороздкам, оставшимся от змеиного следа последнего велосипедиста.

Первый снег. Он лежит словно просто для красоты – чтобы лишь подчеркнуть, как черна напившаяся осенней воды земля, как озимое поле свежо сверкает… Небо серое, снежок белый и легкий, словно на акварельном рисунке. (С. Иванов)

2. Силен и спокоен январский снег. Тяжелым холодным одеялом накрывает он поля. Тянет к земле деревья…

Солнце выглянет утром, загорится, высоко поднимется в небо. А небо синее, бездонное. Глянешь из окошка – что за день чудесный! Прямо весна! Солнце светит горячо, волнующе.

Но потом выйдешь, и дух захватит. И сейчас же пожалеешь, что не взял вторых рукавиц. Мороз, ну и морозище! Много снегу – много и холоду. Солнце висит вверху, словно лампочка в холодильнике: светит, а не греет. (С.Иванов)

Самостоятельная работа с выбранным текстом по памятке:

1. Прочитать внимательно текст.
2. Определить тип речи.
3. Определить стиль речи.
4. Тема текста.
5. Какую картину вы себе представляете, читая текст?
6. Какие художественно-выразительные средства использует автор?
7. Какие виды орфограмм встретились в тексте?
8. Прочитайте выразительно текст.

Проверка выполненной работы – общеклассная работа.

II этап. Исследование по теме «О-Е после шипящих на конце наречий»

1. Какие 3 условия определяют выбор орфограммы «Буквы О - Е после шипящих»? (Часть речи, часть слова, ударение.)

2. Работа с общеклассной таблицей, составление которой начато еще в 5-м классе.

3. Выписать наречия на изучаемую орфограмму из двух предложенных текстов. (Горячо, волнующе, свежо.)

4. Подчеркните шипящий, выделите часть слова после шипящего, поставьте ударение, сделайте вывод о правописании букв О - Е после шипящих на конце наречий.

5. Работа с учебником. Сверить сформулированное правило с правилом в учебнике на странице 111. Что нового есть в правиле? (Исключение – ещё.)

6. Работа с дополненной таблицей.

7. Первичное закрепление материала: упражнение 241 в учебнике.

III этап. Индивидуальная исследовательская работа – самостоятельная работа по индивидуальным дифференцированным заданиям на карточках

(Задания выполняются на компьютере, на кодоскопе, на доске, в тетради.)

Задания А:

1. Вставить пропущенные буквы, обозначить изучаемую орфограмму: хорош…, пугающ…, ослепляющ…, умоляющ…, ещ…, свеж…, певуч…, горяч…, немигающ…, волнующ…

2. Списать предложение в тетрадь, найти в нем наречие на изучаемую орфограмму и сделать его морфологический разбор:

Озимое поле свежо сверкает.

Дополнительное задание: выполнить синтаксический разбор данного предложения.

Задания Б:

1. По дидактическому материалу упражнение 202 на странице 92: выписать наречия на изучаемую орфограмму, обозначить ее.

2. Сделать морфемный разбор выписанных наречий.

Задания В:

1. Списать, вставляя пропущенные буквы. Какой образ и как создает И.А.Бунин в этом стихотворении?

А в старом палисаднике т..мно,
Свеж.. и сладко пахн..т можжевельник,
И сонно, сонно светится сквозь ельник
Серпа з..л..новатое пятно.

2. Сделать морфологический разбор слова свежо, морфемный разбор слов сонно, зеленоватое, светится.

Задание Г:

1. Сделать синтаксический разбор предложения.

Одна из волн игриво вскатывается на берег и, вызывающе шумя, ползет к голове Рагима.

2. Какие художественно-выразительные средства использует М.Горький для необычного изображения природы?

3. Сделать фонетический разбор слова игриво.

Выборочная проверка выполненных заданий, оценивание.

IV этап. Решение лингвистических задач

1. Из поэтического сборника выпали 2 слова из строчки: ещё белеет. Восстановите эту строчку. Кто автор этого стихотворения? («Ещё в полях белеет снег». Ф.И.Тютчев)

2. Закончите пословицу: Куй железо, пока …

3. Объясните правописание наречий в ответах на лингвистические задачи. Составьте свои предложения с этими наречиями.

V этап. Подведение итогов

1. От чего зависит написание О - Е после шипящих на конце наречий?

2. Каким правилом мы будем руководствоваться при выборе О или Е после шипящих на конце наречий?

3. Все ли наречия подчиняются этому правилу?

VI этап. Домашнее задание

1. Выучить правило на странице 111.

2. Задание на «4» - упражнение 201 по дидактическому материалу.

3. Задание на «5» - упражнение 243 в учебнике выполнить по заданию.