Тип урока: комбинированный.
Форма проведения: урок – игра “День рождения буквы” с использованием ИКТ.
Оборудование: изученные буквы, карточки с предложениями, наборы шариков из цветной бумаги (красный, жёлтый, синий), слайды.
Ход урока
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность и ответы учащихся |
Методический комментарий |
||
I. Организационный момент. Цель: эмоционально настроить детей на работу. |
(Звучит музыка Чайковского “Утро”). Улыбнёмся друг, другу, ребята. |
Повторение слов учителя |
Слайд 1, приложение 1. Эмоциональный настрой на работу. |
||
II. Целеполагание. Цель: повторить, закрепить ранее изученный материал, умения классифицировать звуки по разным признакам. |
– Прочитайте хором все изученные буквы. |
|
Слайд 2, приложение 1. Повторение изученного материала. |
||
На магнитной доске расположены буквы. |
– Разделите все эти буквы на две группы по общему признаку. |
|
Фронтальная работа. |
||
– Почему согласные буквы мы можем обозначить разным цветом? |
Сине-зелёным цветом мы обозначаем буквы твёрдых и мягких согласных звуков. Дети: Эти буквы имеют два согласных звука: твёрдый и мягкий. Твёрдые звуки обозначены, синим цветом, мягкие – зелёным. (Дети называют твёрдые и мягкие звуки у каждой буквы). |
|
|||
III. Физкультминутка. |
«Дует ветер нам в лицо – |
|
|
||
IV. Этап формирования учащимися темы и цели урока. Цель: Учить первоклассников логически рассуждать и чётко выражать свои мысли. Учить самостоятельно, формулировать тему и цель урока. Задача: Развитие внимания. Создание возможности самостоятельного поиска способов решения на поставленную задачу. |
– Ребята, вы любите ходить на день рождения? Мы сегодня приглашены на День рождения буквы. А вот какой – вы узнаете, когда ответите на мой вопрос: «Что чаще всего дарят на День рождения?» – Давайте посмотрим на экран. Вот и мы подарим букве цветы. Догадайтесь, какие цветы мы возьмём для именинницы. |
Конечно, цветы.
3) Георгины, так как в этом слове звук [г,] (мягкий). |
Слайд 3, приложение 1. |
||
- Что общего у этих слов? |
Они все начинаются на букву «Г». |
|
|||
– А теперь скажите, чем же отличаются эти слова? |
В слове «георгины» звук мягкий, а в остальных – твёрдый. |
|
|||
– Какая буква отмечает свой День рождения? |
Буква Г. |
|
|||
– Кто может назвать тему нашего урока? |
Буква Г. Звуки [г] и [г,]. |
|
|||
– Давайте поставим перед собой задачи, чему вы хотите научиться на этом уроке. |
|
|
|||
V. Репродуктивно-поисковый этап. Цель: Познакомиться с новыми звуками буквы Г. Помочь детям преодолеть логопедические трудности в произношении отдельных звуков и слогов. Работать над интонацией голоса детей. Задачи: Развитие фантазии, воображения, мышления. Создание положительного эмоционального климата и снижение у детей напряжения посредством проведения физкультминутки. 1) Выделение звуков [г], [г’]. Общая характеристика звуков [г], [г’]. 2) Развитие фонематического слуха и артикуляции. |
– Прочитайте слоги с новой буквой. |
Дети читают слоги хором: га го г и гу гы. |
Слайд 4, приложение 1. |
||
– Найдите лишний слог. Почему он лишний? |
ги |
|
|||
Придумайте слова с этим слогом. |
Гиря, снегирь, пироги, гиппопотам, гимнастика, гимназия, гитара. |
|
|||
Давайте вместе с вами попробуем правильно и чётко произнести чистоговорку. |
|
|
|||
VI. Физкультминутка – чистоговорка. |
Наши гуси на лугу |
Читают хором чистоговорку с экрана и имитируют движение гусей: 1-я строка – шагают на месте вразвалку. 2-я строка – приседают. 3-я строка – приставляют ладони ко рту. 4-я строка – машут указательным пальцем правой руки около рта. |
|
||
VII. Поисково-творческий этап. Цель: Развивать у детей интерес к чтению. Задачи: Развивать у учащихся дикцию, внимание. Учить подбирать слова на определённые звуки. Развитие речи учащихся, навыков чтения. |
– К букве «Г» пришли на День рождения гости. Давайте познакомимся с ними. |
Дети читают слова с экрана. |
Слайд 6, приложение 1. |
||
– Как вы думаете, ребята, кто пришёл без приглашения? Почему? |
Обезьяна, так как в этом слове нет новой буквы и звука. |
|
|||
Правильно ли поступила обезьяна? Почему? Как бы вы поступили на её месте? |
Ответы детей. |
|
|||
А какое слово лишнее из оставшихся? |
«Гиена», так как в этом слове слышится мягкий звук [г’], а в остальных – твёрдый. |
|
|||
Где может стоять в словах буква «г»? |
В начале, конце и середине слов. |
|
|||
– Чем же занимаются гости на празднике? |
Ответы детей: веселятся: поют, танцуют, играют. |
|
|||
– Конечно – же, веселятся. Мы сейчас с вами поработаем в группах, составим предложения и узнаем, чем же занимались гости. |
|
|
|||
|
Работа в группах: дети составляют предложения из слов. |
Карточки со словами. |
|||
– Что у нас получилось? |
У нас получился рассказ. В нём 3 предложения. |
|
|||
– Почему? |
Все предложения связаны между собой. |
|
|||
– Я принесла ещё кое – что. Прочтите это.
|
|
|
|||
– Как вы считаете, это предложение или нет? Обоснуйте свой ответ. |
– Это не предложение, так как не несёт законченную мысль. |
|
|||
– Каким словом можно закончить это предложение? |
– Всем было очень весело! |
|
|||
– С какой интонацией вы прочли это предложение? Почему? |
Громко, чтобы передать свои чувства, эмоции, настроение. |
|
|||
– Давайте вместе подумаем, куда его лучше поставить. Почему вы так решили? |
Это предложение должно стоять последним, потому что выражает наше настроение. |
|
|||
Давайте придумаем рассказу название. |
Ответы детей: На празднике. День рождения. Веселье. |
|
|||
|
– Что заметили в рассказе? |
– Все названия музыкальных инструментов содержат букву «г». |
Слайд 7, приложение 1. |
||
– Знакомы ли вам эти музыкальные инструменты? |
|
|
|||
– Молодцы! Но ни один праздник не обходится без игры. Давайте и мы поиграем. Кто хочет играть, тот похлопает в ладоши. |
Дети хлопают в ладоши. |
|
|||
– Игра называется «Буква потерялась». – Давайте вставим пропущенные буквы и прочтём слова. |
Дети называют пропущенную букву и читают получившиеся слова. |
Слайд 8, приложение 1. |
|||
VIII. Подведение итогов. |
– Какой вывод можем сделать? – О чём говорили на уроке? – Праздник подходит к концу и вам в дорогу буква «г» даёт добрый совет. Давайте прочтём народную мудрость. Как вы понимаете смысл этой пословицы? |
Ответы детей. |
Слайд 9, приложение 1. |
||
IX. Аналитический этап. Цель: Побудить детей к анализу собственной деятельности. Задачи: Обобщение и закрепление полученных знаний. Развитие самооценки при достижении целей. |
– Какая буква сегодня именинница? |
– Сегодня именинница буква Г. |
Фронтальная работа. |
||
– В какой наряд она одета? |
– Буква Г одета в сине - зелёное платье, потому что она обозначает два звука [г], [г’]. |
|
|||
– Дайте полную характеристику этим звукам. |
– Звуки [г], [г’] – согласные, звонкие, в словах бывают твёрдые и мягкие. |
|
|||
|
– Так какие же подарки мы подарили нашей имениннице? |
– Мы познакомились с новыми звуками [г], [г’]. Научились читать слоги, слова и предложения с этой буквой. |
|
||
– Молодцы ребята! Вы хорошо справились с заданиями. |
|
Слайд 10, слайд 11, приложение 1. |
|||
IX. Рефлексия. |
– На парте у каждого из вас лежат по три шарика: красного, жёлтого и синего цвета. Если вам было интересно и вы узнали много нового, то возьмите в руки красный шарик. Если вы узнали много нового, но было трудно, возьмите жёлтый шарик. А если было скучно на уроке, то возьмите синий шарик. Шарик, который вы выбрали, подарите имениннице и прикрепите к доске с помощью воды. |
Дети берут наборы шариков и прикрепляют с помощью воды к доске. |
Слайд 12, слайд 13, приложение 1. |