Обобщающий урок по теме "Обособление определений и приложений"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Углубить понятие об обособленных определениях, выраженных причастными оборотами, распространенными прилагательными и приложениями, а также одиночными однородными прилагательными (два или несколько, стоящими после определяемого слова);
  • формировать умение использовать обособленные определения и приложения в собственной речи, находить изученные конструкции в тексте;
  • развивать умение читать схемы с обособленными определениями и приложениями;
  • воспитывать посредством предмета любовь к русскому языку.

Ход занятия.

1. Организация класса.

2. Сообщение темы и целей урока.

- Какие цели к уроку вы бы поставили? (учащиеся сами называют цели к уроку)

- Повторим условия обособления определений, выраженных причастным оборотом, распространенными прилагательными и приложениями, повторим теоретические сведения об обособлении, потренируемся в составлении схем с обособленными определениями и приложениями.

III. Повторение изученного материала (теория).

-Повторение изученного проведем в виде игры: «Умники и умницы» (20 мин)

1) Отборочный тур (учащиеся отвечают на вопросы)

  1. Что такое обособление?
  2. Как выделяются обособленные члены в устной и письменной речи?
  3. Назовите группы, на которые делятся обособленные члены предложения (обособленные второстепенные члены, близкие по значению к предложению; уточняющие члены предложения)

2) Повторение правил игры.

3) Распределение на дорожках (условных).

4) Задания участникам игры.

Красная Желтая Зеленая
1 вопрос.

-Назвать общие условия обособления определений.

2 задание.

…,сырой и холодный,…

Дописать определяемое слово, составить предложение и схему.

(проверка)

1 вопрос.

- Условия обособления согласованных определений, стоящих после определяемого слова.

2 вопрос.

- Назовите условия обособления причастных оборотов и определений, выраженных прилагательными, стоящими перед определяемым словом.

3 задание.

Расставь знаки препинания и составь схему:

Поникший потерявший свежесть цветок все – таки был красив.

(проверка)

1вопрос.

- Условия обособления несогласованных определений.

2 вопрос.

- Назовите условия обособления приложений.

3 задание.

- Расставьте знаки препинания.

Вы как инициатор должны играть главную роль.

4 задание.

- Составьте схему предложения.

Ветераны, защитники Москвы, встретились на Красной площади.

(проверка)

За правильный ответ учащиеся получают ордена.

Задание для всех: составить предложения.

Язык      русский язык (согласованное определение)
заливное из языка (несогласованное определение)
- друг (приложение, нераспространенное)
, друг мой,
,                , …

IV. Практическая работа (работа в группах)

Назначаются ответственные групп, учитель только у них проверяет задание.

Учащиеся получают карточки (разные по цвету) и выполняют задание.

Проверяют задания ответственные каждой группы.

Красные Желтые Синие
1. Леса примыкающие к заливу богаты разнообразием животного мира.

2. Сквозь полукруглые окна мы увидели сад заваленный снегом.

3. Утомленный тяжелой дорогой я вскоре заснул.

4. Ты молодой и сильный должен идти вперед.

5. Платон Половцев инженер был старым другом моего отца.

1. Я старый солдат стал активным сторонником мира.

2. Пыль розовая от блеска молнии неслась по земле.

3. Это был морской офицер высокий и бледный.

4. Неприхотливый в одежде Алексей начал вдруг ежедневно гладить брюки.

5. Мы бойцы верили в своего командира.

1. Набежавшая с востока туча обещала дождь.

2. Первые лучи солнца пробились сквозь тучу.

3. Тишина прерывается звуками песен долетающих с реки.

4. Над ракитой обвитой плющом от ненастья мы ищем защиты.

5. Он страстный охотник знал много занимательных историй.


Зеленые Фиолетовые
1. Ветер шевелил молодые листочки яркие душистые и клейкие.

2. Осыпавшиеся с деревьев лепестки душистой черемухи уплывают по тихой воде.

3. Поднимавшийся от реки туман постепенно исчезал под лучами солнца.

4. Пламя перебегало на хвою и раздуваемое ветром разгоралось со стонами и свистом.

5. Мы до леса дошли без труда и остановись на опушке обращенной к солнцу.

1. Мелкий дождь предвестник осени кропит землю.

2. Из хвои высунулась длинная бурая морда увенчанная тяжелыми ветвистыми рогами.

3. Дедушка обессиленный навязчивой мыслью о парусе впадал в забытье.

4. Я рвал отчаянной рукой шиповник спутанный плющом.

5.Тишина прерывалась звуками песни долетевшей с реки.

V. Итог урока.

- Что я достиг на уроке?