Естественный отбор, - пишет Ч. Дарвин, - действует исключительно путем сохранения и накопления изменений, благоприятных при тех органических и неорганических условиях, которым каждое существо подвергается во все периоды своей жизни. С точки зрения нашей теории, предположительное существование наших организмов не представляет никакого затруднения, так как естественный отбор, или переживание наиболее приспособленного, не предполагает необходимо прогрессивного развития, - он только подхватывает проявляющиеся изменения, благоприятные для обладающего им существа в сложных условиях его жизни. Естественный отбор – этого никогда не следует забывать – действует только на пользу данного существа и через посредства пользы… Естественный отбор ведет к расхождению признаков и значительному истреблению менее усовершенствованных и промежуточных форм жизни.
Как творческий учитель может показать детям действие естественного отбора?
А можно его просто смоделировать!
Цель. Показать, как действует естественный отбор.
Оборудование. Пластиковые ложки, вилки, ножи, липкая лента, фасолины белого, пятнистого и красного цвета. Заготовленные по числу команд таблицы.
Ход урока:
- Школьники разделяются на команды охотников, по пять - шесть человек. Каждая команда имеет свои орудия охоты: пластиковые ложки, вилки, пластиковые ножи, липкая лента, большой и указательный пальцы левой руки.
- На полу (или на ковре) рассыпано 600 фасолин по 200 каждого цвета.
- По сигналу охотники собирают фасолины в течение трех минут. Затем каждая команда подсчитывает собранные фасолины. Результаты заносят в таблицу.
- Группа охотников, собравшая меньше всего фасолин, объявляется вымершей. Охотники из этой группы переходит в оставшиеся команды, получая средства охоты этих команд.
- На поле удваивают число оставшихся фасолин каждого цвета. Например, если собрано всего 50 белых фасолин, то, значит, их осталось 150, и следует рассыпать еще 150. И так для каждого цвета.
- Охота по тем же правилам повторяется еще три раза (три «поколения») до тех пор, пока останется только одна группа охотников.
Таблица результатов эксперимента
Первое поколение |
Команда «Пальцы» |
Команда 2 «Ложки» |
Команда 3 «Вилки» |
Команда 4 «Ножи» |
Команда 5 «Липкая лента» |
Всего |
Белые | ||||||
Пятнистые | ||||||
Красные | ||||||
Всего |
После проведения игры учащимся предлагается обсудить следующие вопросы:
- Какие команды вымерли и почему?
- Почему мы удваивали число оставшихся фасолин?
- Вымерла ли какая-нибудь группа фасолин? Если да, то почему именно она?
- Какие реальные события в природе отражает этот эксперимент? Приведите примеры.
- Фасолины какого цвета оказались наиболее приспособленными в условиях этого эксперимента и почему?
- Какой способ охоты оказался самым успешным в этом эксперименте и почему?
Напишите творческий отчет о работе и обсудите, как проведенный эксперимент иллюстрирует процесс отбора.
Эта активная форма урока позволяет учащимся понять действие естественного отбора.
Урок составлен по материалам практикума Общая биология, под редакцией В.К Шумного и Г.М. Дамшица. М Просвещение.
Адаптирован и апробирован в 9 классе.