Урок литературного чтения во 2-м классе по теме "Рассказ А.П. Гайдара «Совесть»"

Разделы: Начальная школа


Цель. После прочтения рассказа научить учащихся различать хорошие поступки от плохих

Задачи урока:

образовательные

  • познакомить учащихся с биографией А.П.Гайдара, прочитать рассказ "Совесть";
  • обучать беглому и выразительному чтению;
  • учить слушать и слышать;
  • учить оценивать поступки литературных героев;

развивающие

  • развивать навыки вдумчивого чтения и читательской культуры;
  • формировать интерес к изучению внутреннего мира человека;

воспитывающие

  • воспитывать чувство ответственности за совершенные поступки;
  • воспитывать необходимые учебные качества: усидчивость, дисциплинированность, нравственные качества через анализ содержания рассказа "Совесть" .

Оборудование: портрет Аркадия Петровича Гайдара, выставка книг - по произведениям А.П. Гайдара, запись темы урока, таблички с пословицами:

1) В ком есть стыд, в том есть и совесть;

2) На обмане далеко не уйдёшь;

3) Совесть без зубов грызёт;

Словарь: "псевдоним" - ложное имя.

Таблички:

Ход урока

1. Организационный момент.

Презентация.

- Здравствуйте, ребята. Совсем скоро начнется наш урок. Но прежде давайте улыбнемся друг другу.

- Ребята, вы готовы к уроку? (проверяем готовность)

Мотивационная установка на успех:

- На вас надеюсь я, друзья!

- Мы хороший дружный класс

- Всё получится у нас!

2. Работа по теме урока.

Знакомство с русским писателем А.П.Гайдаром [Голиковым].

А) Фамилия Гайдар (псевдоним);

Словарная работа.

Знакомимся с лексическим значением слова -"псевдоним".

- От какого слова оно произошло? (Табличка со словом и толкованием вывешивается на доску).

Б) Информация учащихся по домашнему заданию - узнать из литературных источников о Гайдаре.

О псевдониме.

Фамилия А.П.Гайдара Голиков. "Гайдар" по-монгольски - "всадник, скачущий впереди". Когда в давние времена воины-конники шли в поход, то высылали вперед всадника, всматривающегося в неизвестную даль, куда держал путь отряд. Его называли гайдаром. Всадник - гайдар первый принимал на себя удар и непременно должен был выйти из схватки победителем. Всей своей героической жизнью, литературной деятельностью Аркадий Гайдар доказал, что он недаром выбрал себе такое легендарное имя. Есть иного рода догадки и предположения о псевдониме "Гайдар". Так, его школьный товарищ, писатель А.М.Гольдин, объяснил, что слово "гайдар" состоит из отдельных букв, имеющих такое значение: Г - первая буква фамилии Голиков; А-й - сокращенное имя Аркадий (так в дореволюционное время было принято сокращать имена); д, Ар - сокращенное д, Арзамас, по-французски "из Арзамаса" (Голиков в училище изучал французский язык) - Г- ай- д- ар: Голиков Аркадий из Арзамаса Сам писатель, объясняя происхождение своего псев-донима не всегда придерживался одной и той же версии, вспоминает друг А.П.Гайдара Б.Г.Закс, считая, что "гайдар" - это хакасское слово, означающее "начальник".
  • Основные этапы жизни Гайдара.
  • Гибель Гайдара.

У. - Спасибо, ребята. Вы молодцы! Какие качества, характерные Гайдару, вы взяли бы с собой в жизнь?

Работа с пословицами, записанными на табличках

- Найдите в пословицах ключевые слова.

Д. - Совесть.

- Стыд.

У. - Какое значение этих слов? (соотносим значение слов "совесть" и "стыд" - принимаются все варианты ответов и делаем вывод).

У. - Найдите в записях слова - "совесть".

Д. - В названии рассказа, в теме урока (учащиеся читают тему про себя, а затем вслух).

У. - Что вы думаете о теме урока? (предполагают, что в рассказе речь будет идти о совести) (4 минуты)

У. - Настало время познакомиться с рассказом "Совесть", который написал А.П.Гайдар.

3. ПЕРВИЧНОЕ ЧТЕНИЕ

2). Чтение учителем рассказа "Совесть".

После прочтения - пауза.

4. ПРОВЕРКА ПЕРВИЧНОГО ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТА

3). Беседа по рассказу.

- Почему рассказ назван "Совесть"? (принимаются разные варианты ответов)

4). Беседа о поступке Нины.

- Кто такая Нина? Опишите её (словесное рисование).

- У школьников есть обязанности перед школой, перед родителями, перед самим собой.

Как они называются?

Д. - Правила поведения (вспомнить правила общественного поведения в школе).

5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем
И опять читать начнем.
Выше руки! Шире плечи!
Раз, два, три! Дыши ровнее!
От зарядки станешь крепче,
Станешь крепче и сильнее!

6. ЧТЕНИЕ И АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

У. - Когда Нина пошла в рощу? Найдите эпизод в рассказе со слов: "Чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу" (чтение эпизода)

У. - Как автор называет время занятий в школе (найдите в тексте)

Д. - Рабочее время.

У. - Почему Нина украдкой пошла в рощу? Чего ей боятся? Все на работе?

Д. - Она боялась, что кто-то из знакомых нечаянно может увидеть её.

У. - Знала ли она мальчика, которого встретила?

Д. - Нет, не знала.

У. - Почему она стала его стыдить? Читаем эпизод по ролям, со слов: "И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?"

У. - Как Нина разговаривает с малышом? Прочитайте её слова в тексте и попытайтесь передать интонацию. Что вы почувствовали бы, если бы с вами так разговаривали?

У. - А как отвечает малыш?

Д. - Он начал оправдываться, потому что испугался. Ведь он не прогульщик.

Испугавшись собаки, он оказался в роще и заблудился. Он не прогульщик. Он очень честный.

У. - Что произошло с Ниной?

Д .- Она вдруг невольно сравнила себя с этим малышом, и хорошее настроение у неё пропало.

У. - Почему вдруг хорошее настроение пропало? Читаем со слов: "Она сравнила себя с этим добродушным мальчиком и, нахмурившись, хорошее настроение у неё пропало"

У. - Чем можно объяснить перемену настроения? (Ответы детей)

У. Подвести учащихся к мысли: убедившись в том, что малыш не был прогульщиком, она начинает понимать, что сама прогульщица, что обманула родителей и школу. Ей стало плохо.

У. - Что тревожило её?

Д. - Пробудившаяся совесть.

У. - Читаем эпизод со слов: "Убедившись в том, что малыш не был прогульщиком, начинает понимать, что только она обманула родителей и школу".

У. - Почему, провожая малыша, она не взяла с собой книги и завтрак? Подтвердите свой ответ строчками из рассказа.

Д. - (читают) "Поднять книги перед малышом теперь было стыдно:она села и заплакала, очень тяжело было на сердце:

У. - Как выдумаете, сможет ли Нина ещё когда-нибудь так поступить? (принимаются все варианты ответов учеников, обсуждаются, и делается вывод:

- Нина совестливая девочка. Она понимает, что поступила неправильно, что обманывать нехорошо, и любой обман рано или поздно раскроется.

7. РЕФЛЕКСИЯ

  • Почему А.П.Гайдар назвал рассказ "Совесть"?
  • Что такое совесть для вас?
  • Случались ли подобные случаи с вами?
  • Найдите в тексте эпизод с ключевым словом "Совесть".

8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Спасибо за отличную работу. Домашнее задание - написать мини- сочинение "Совесть - для меня это:"

9. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК С КОММЕНТИРОВАНИЕМ.

- Спасибо за отличную работу :

10. ИТОГ УРОКА.

- С каким писателем мы познакомились?

- Какие моменты его жизни вам запомнились?

- Как называется произведение, с которым мы сегодня работали?

- Какие чувства испытали вы к главному герою рассказа?

Еще раз поблагодарить ребят за урок!