Цель. После прочтения рассказа научить учащихся различать хорошие поступки от плохих
Задачи урока:
образовательные
- познакомить учащихся с биографией А.П.Гайдара, прочитать рассказ "Совесть";
- обучать беглому и выразительному чтению;
- учить слушать и слышать;
- учить оценивать поступки литературных героев;
развивающие
- развивать навыки вдумчивого чтения и читательской культуры;
- формировать интерес к изучению внутреннего мира человека;
воспитывающие
- воспитывать чувство ответственности за совершенные поступки;
- воспитывать необходимые учебные качества: усидчивость, дисциплинированность, нравственные качества через анализ содержания рассказа "Совесть" .
Оборудование: портрет Аркадия Петровича Гайдара, выставка книг - по произведениям А.П. Гайдара, запись темы урока, таблички с пословицами:
1) В ком есть стыд, в том есть и совесть;
2) На обмане далеко не уйдёшь;
3) Совесть без зубов грызёт;
Словарь: "псевдоним" - ложное имя.
Таблички:
Ход урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Совсем скоро начнется наш урок. Но прежде давайте улыбнемся друг другу.
- Ребята, вы готовы к уроку? (проверяем готовность)
Мотивационная установка на успех:
- На вас надеюсь я, друзья!
- Мы хороший дружный класс
- Всё получится у нас!
2. Работа по теме урока.
Знакомство с русским писателем А.П.Гайдаром [Голиковым].
А) Фамилия Гайдар (псевдоним);
Словарная работа.
Знакомимся с лексическим значением слова -"псевдоним".
- От какого слова оно произошло? (Табличка со словом и толкованием вывешивается на доску).
Б) Информация учащихся по домашнему заданию - узнать из литературных источников о Гайдаре.
О псевдониме.
Фамилия А.П.Гайдара Голиков. "Гайдар" по-монгольски - "всадник, скачущий впереди". Когда в давние времена воины-конники шли в поход, то высылали вперед всадника, всматривающегося в неизвестную даль, куда держал путь отряд. Его называли гайдаром. Всадник - гайдар первый принимал на себя удар и непременно должен был выйти из схватки победителем. Всей своей героической жизнью, литературной деятельностью Аркадий Гайдар доказал, что он недаром выбрал себе такое легендарное имя. | Есть иного рода догадки и предположения о псевдониме "Гайдар". Так, его школьный товарищ, писатель А.М.Гольдин, объяснил, что слово "гайдар" состоит из отдельных букв, имеющих такое значение: Г - первая буква фамилии Голиков; А-й - сокращенное имя Аркадий (так в дореволюционное время было принято сокращать имена); д, Ар - сокращенное д, Арзамас, по-французски "из Арзамаса" (Голиков в училище изучал французский язык) - Г- ай- д- ар: Голиков Аркадий из Арзамаса | Сам писатель, объясняя происхождение своего псев-донима не всегда придерживался одной и той же версии, вспоминает друг А.П.Гайдара Б.Г.Закс, считая, что "гайдар" - это хакасское слово, означающее "начальник". |
- Основные этапы жизни Гайдара.
- Гибель Гайдара.
У. - Спасибо, ребята. Вы молодцы! Какие качества, характерные Гайдару, вы взяли бы с собой в жизнь?
Работа с пословицами, записанными на табличках
- Найдите в пословицах ключевые слова.
Д. - Совесть.
- Стыд.
У. - Какое значение этих слов? (соотносим значение слов "совесть" и "стыд" - принимаются все варианты ответов и делаем вывод).
У. - Найдите в записях слова - "совесть".
Д. - В названии рассказа, в теме урока (учащиеся читают тему про себя, а затем вслух).
У. - Что вы думаете о теме урока? (предполагают, что в рассказе речь будет идти о совести) (4 минуты)
У. - Настало время познакомиться с рассказом "Совесть", который написал А.П.Гайдар.
3. ПЕРВИЧНОЕ ЧТЕНИЕ
2). Чтение учителем рассказа "Совесть".
После прочтения - пауза.
4. ПРОВЕРКА ПЕРВИЧНОГО ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТА
3). Беседа по рассказу.
- Почему рассказ назван "Совесть"? (принимаются разные варианты ответов)
4). Беседа о поступке Нины.
- Кто такая Нина? Опишите её (словесное рисование).
- У школьников есть обязанности перед школой, перед родителями, перед самим собой.
Как они называются?
Д. - Правила поведения (вспомнить правила общественного поведения в школе).
5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем
И опять читать начнем.
Выше руки! Шире плечи!
Раз, два, три! Дыши ровнее!
От зарядки станешь крепче,
Станешь крепче и сильнее!
6. ЧТЕНИЕ И АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
У. - Когда Нина пошла в рощу? Найдите эпизод в рассказе со слов: "Чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу" (чтение эпизода)
У. - Как автор называет время занятий в школе (найдите в тексте)
Д. - Рабочее время.
У. - Почему Нина украдкой пошла в рощу? Чего ей боятся? Все на работе?
Д. - Она боялась, что кто-то из знакомых нечаянно может увидеть её.
У. - Знала ли она мальчика, которого встретила?
Д. - Нет, не знала.
У. - Почему она стала его стыдить? Читаем эпизод по ролям, со слов: "И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?"
У. - Как Нина разговаривает с малышом? Прочитайте её слова в тексте и попытайтесь передать интонацию. Что вы почувствовали бы, если бы с вами так разговаривали?
У. - А как отвечает малыш?
Д. - Он начал оправдываться, потому что испугался. Ведь он не прогульщик.
Испугавшись собаки, он оказался в роще и заблудился. Он не прогульщик. Он очень честный.
У. - Что произошло с Ниной?
Д .- Она вдруг невольно сравнила себя с этим малышом, и хорошее настроение у неё пропало.
У. - Почему вдруг хорошее настроение пропало? Читаем со слов: "Она сравнила себя с этим добродушным мальчиком и, нахмурившись, хорошее настроение у неё пропало"
У. - Чем можно объяснить перемену настроения? (Ответы детей)
У. Подвести учащихся к мысли: убедившись в том, что малыш не был прогульщиком, она начинает понимать, что сама прогульщица, что обманула родителей и школу. Ей стало плохо.
У. - Что тревожило её?
Д. - Пробудившаяся совесть.
У. - Читаем эпизод со слов: "Убедившись в том, что малыш не был прогульщиком, начинает понимать, что только она обманула родителей и школу".
У. - Почему, провожая малыша, она не взяла с собой книги и завтрак? Подтвердите свой ответ строчками из рассказа.
Д. - (читают) "Поднять книги перед малышом теперь было стыдно:она села и заплакала, очень тяжело было на сердце:
У. - Как выдумаете, сможет ли Нина ещё когда-нибудь так поступить? (принимаются все варианты ответов учеников, обсуждаются, и делается вывод:
- Нина совестливая девочка. Она понимает, что поступила неправильно, что обманывать нехорошо, и любой обман рано или поздно раскроется.
7. РЕФЛЕКСИЯ
- Почему А.П.Гайдар назвал рассказ "Совесть"?
- Что такое совесть для вас?
- Случались ли подобные случаи с вами?
- Найдите в тексте эпизод с ключевым словом "Совесть".
8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Спасибо за отличную работу. Домашнее задание - написать мини- сочинение "Совесть - для меня это:"
9. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК С КОММЕНТИРОВАНИЕМ.
- Спасибо за отличную работу :
10. ИТОГ УРОКА.
- С каким писателем мы познакомились?
- Какие моменты его жизни вам запомнились?
- Как называется произведение, с которым мы сегодня работали?
- Какие чувства испытали вы к главному герою рассказа?
Еще раз поблагодарить ребят за урок!