Использование интерактивных технологий для формирования коммуникативных компетенций учащихся при обучении английскому языку

Разделы: Иностранные языки


В педагогической практике давно применяется термин «активные методы и формы обучения». Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня объективной активности учебной деятельности школьников.

В последнее время получил распространение еще один термин – «интерактивное обучение». термин interactivelearning (англ,) обозначает обучение, основанное на активном взаимодействии с субъектом обучения (ведущим, учителем, тренером, руководителем). По существу, оно представляет один из вариантов (моделей) коммуникативных технологий.

Интерактивный режим:

Экстрактивный режим обмена информации: предполагает, что информационные потоки направлены от субъекта (обучающего) к объекту обучения (учащемуся). Ученик выступает в роли пассивного обучаемого. Этот режим характерен для лекции, традиционных технологий.

Классификационные параметры интерактивных технологий 

Уровень и характер применения: любая педагогическая технология обладает той или иной степенью интерактивности, но некоторые из них содержат интерактивный режим как обязательный компонент.

Философская основа: гуманистическая.

Методологических подход: коммуникативный.

Ориентация на личностные сферы и структуры: информационная.

Вид педагогической деятельности: сопровождения.

Тип управления учебно-воспитательным процессом: взаимообучение.

Преобладающие методы: диалогические.

Организационные формы: любые.

Преобладающие средства: вербальные + программированные + аудиовизуальные + электронные.

Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: интерактивный, демократический, сотрудничества.

Направление модернизации: активизация.

Целевые ориентации интерактивных технологий

  1. Активизация индивидуальных умственных процессов обучающихся.
  2. Возбуждение внутреннего диалога у учащегося.
  3. Обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена.
  4. Индивидуализация педагогического взаимодействия.
  5. Вывод учащегося на позицию субъекта обучения.
  6. Достижение двусторонней связи (обмена информацией) учащего и учащегося.

Задачей учителя-ведущего в интерактивной технологии является направление и помощь процессу обмена информацией через:

  • выявление многообразия точек зрения;
  • обращение к личному опыту участников;
  • поддержка активности участников;
  • соединение теории и практики;
  • взаимообогащение опыта участников;
  • облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников;
  • поощрение творчества участников.
Основные концепции интерактивных технологий
  1. Информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций.
  2. Интерактивное общение способствует умственному развитию.
  3. При наличие обратной связи отправитель и получатель информации меняются коммуникативными ролями.
  4. Обратная связь способствует значительному повышению эффективности обмена информации.
  5. Контроль знаний должен предполагать умение применять полученные знания на практике, в реальных условиях.
Особенности организации

Интерактивные технологии основаны на прямом взаимодействии учащихся (обучаемых) с учебным окружением. Учебная среда, выступает как реальность, в которой учащийся находит для себя область осваиваемого опыта. Опыт учащегося – это центральный активатор учебного познания.

В традиционном обучении ведущий (учитель, тренер) играет роль «фильтра», пропускающего через себя учебную информацию, в интерактивном – роль помощника, консультанта, в работе.

В интерактивных моделях обучения меняется и взаимодействие с ведущим: его активность уступает место активности учащихся, задача ведущего – создать условия для их инициативы. В интерактивной технологии учащиеся выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт ведущего, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает учащихся к самостоятельному поиску.

Источником помех при интерактивном режиме могут быть:

  • Недостаток языковых средств для выражения мысли.
  • Различие в языковом статусе ведущего и учащегося.
  • Большие затраты труда учителя при подготовке.
  • Сложность точного планирования результата.
  • Высокие энергозатраты ведущего

Сопоставительный анализ основных концепций интерактивных технологий и критериев ЕГЭ

Концепции интерактивных технологий Критерии, установленные для сдачи ЕГЭ
Умение мыслить критически, т.е. объективно оценивать положительные и отрицательные стороны Владение приёмами активной поддержки, управление беседой, высказывание своего мнения
Формирование умений обосновать, аргументировать свою позицию, высказывать контраргументы
Не присвоение «готового знания», а конструирование своего Формирование умения самостоятельно добывать и обрабатывать информацию
Принятие новых идей и знаний Умение читать тексты различных типов и жанров, знать язык современной прессы, Интернета
Выделение причинно-следственных связей Умение обращать внимание не столько на слова, сколько на контекст
Использование соответствующих средств логической связи
Активизация творческой деятельности учащихся Формирование языковой догадки, реагирование на реплики, составление собственного высказывания, написание эссе

Максимально сжато представив Вашему вниманию, теоретический материал по проблеме, я предлагаю примеры применения интерактивных технологий на моих уроках и во внеклассной работе.

Интерактивный режим представлен в технологиях:

Технология проведения дискуссий

Дискуссии – эффективный интерактивный метод познания, нахождение истины.

Термин «дискуссия» означает обсуждения противоречия.

Технология школьной, классной дискуссии заключает в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или сопоставления информации, идей, мнений, предложений.

Цели проведения дискуссий могут быть: обучение, тренинг, диагностика, изменение установок, стимулирование творчества и др.

При организации дискуссий в учебном процессе обычно ставится сразу несколько учебных целей: познавательных и максимально сжато представив Вашему вниманию теоретический материал по проблеме. Интерактивный режим представлен в Технологии проведения дискуссий.

Из опыта работы представлено внеклассное мероприятие «Рекламный экскурс: Познавательный туризм. Подготовка к зарубежным поездкам» с использованием интерактивных и ИКТ технологий

В результате дискуссии могут быть достигнуты такие цели как сбор информации, поиск альтернатив, теоретическая интерпретация. Если тема дискуссии узкая, то дискуссия может закончиться принятием решения.

Во время дискуссии учащиеся могут либо дополнять друг друга (диалог), либо противостоять один другому (спор). В обоих случаях первостепенное значение имеет факт сопоставления различных мнений по одному вопросу.

Виды дискуссий

Дискуссия – диспут. Ведущий объявляет тему и предоставляет тему желающим. Имеет эмоциональный характер.

Конференция – вид дискуссии, где обсуждение и спор предваряются коротким сообщением о состоянии проблемы. Характерны развернутая аргументация выдвинутых тезисов, спокойное их обсуждение.

Прогрессивная дискуссия. Ее цель – групповое решение проблемы с одновременной тренировкой участника соответствующих коммуникативных умениях и навыков. Имеет пять этапов:

  1. зарождение идеи.
  2. все предложения выписываются на доске.
  3. обсуждается каждый предложенный вариант.
  4. варианты располагаются по степени значимости.
  5. руководитель организует дискуссию, в результат которой остаются решения получившие наибольшее.

Дискуссия – соревнование. Все участники делятся на команды. количество голосов, из них выбирается окончательное.

Выбирается жюри, определяются критерии оценивания предлагаемых решений, согласовывается тема дискуссий и система баллов.

Методика «вопрос – ответ». Данная методика - это разновидность простого собеседования, отличие состоит в том в определенной форме постановки вопросов для собеседования (переход от понимания собеседника к принятию его убеждений).

Процедура «Обсуждение в полголоса». Предполагает проведение зарытых дискуссий в микро группах, после чего проводится общая дискуссия, в ходе которой мнение своей микро группы докладывает ее лидер и это мнение обсуждается всеми участниками.

Методика «Лабиринта». Это метод последовательного обсуждения представляет собой процедуру, в которой каждый последующий шаг делается другим участником. Обсуждению здесь подлежат все решения, даже неверные.

Методика эстафеты. Каждый заканчивающий выступление участник может передать слово тому, кто считает нужным. Правильно организованная дискуссия проходит четыре стадии:

  1. ориентации, участники дискуссий адаптируются проблеме и друг другу, вырабатывается установка на решения поставленной проблемы
  2. стадия оценки, ситуация конфронтации и даже конфликта идей
  3. стадия консолидации, предполагает выработку определенных единых или компромиссных мнений или решений
  4. рефлексивный анализ и подведение итогов (получение обратной связи в форме самоотчетов)

Последствие дискуссий:

  1. Проявления отношения к точкам зрения других участников как достойным уважения и понимания.
  2. Разрешения конструктивного конфликта, обнаружение оптимальных путей решения задач
  3. Формируется отношение к руководителю занятия не как к носителю единственно верной точки зрения, а как к опытному коллеге по общей работе

Ошибки дискуссий.

  1. Монополия руководителя занятий
  2. Безоговорочная вера участников в своего руководителя
  3. Издержки стимулирования
  4. Увлечения обсуждения абстрактных проблем, отклонения от заданной темы
  5. Некоторые участники дискуссий «забивают» других, не давая сказать им ни слова
Правила поведения в дискуссии
  1. Я критикую идеи, а не людей
  2. Моя цель не в том, чтобы победить, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению
  3. Я побуждаю каждого из участников обсуждению
  4. Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен
  5. Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему
  6. Я изменяю свою точку зрения под воздействием факторов и убедительных аргументов.

Внеклассное мероприятие

«Рекламный экскурс:
Познавательный туризм. Подготовка к зарубежным поездкам»

Цель:

  • Подготовить учащихся к образовательному туру в англоязычную страну через изучение и повторение страноведческого материала.
  • Упражнять учащихся в реальном общение на английском языке в форме дискуссии.
  • Познакомить учащихся с реалиями жизни за рубежом.
  • Воспитывать уважение к чужой культуре, нравам и обычаем других стран. Воспитывать желание развивать свой кругозор через познавательный туризм.

Оборудование: Рекламный видео ролик о зарубежных школах «ЕС», «Inlingua», «Lingua time», «GEOS».Страноведческие картинки для коллажа, мультимедийная приставка, магнитофон.

Ход мероприятия

Рекламные фразы (слоганы) на доске озвучиваются.

Traveling makes a full man!

Traveling is a vital form of communication with all of mankind.

Studying at the international school is the real thing I would recommend to anyone!

Методические заметки:

Используется методика эстафеты для толкования крылатых выражений. Каждый участник может передать слово тому, чье мнение его больше интересует.

Let’s see the advertisement about the international school. «ЕС»,«Inlingua», «Lingua time», «GEOS».

Методические заметки:

Дискуссия-соревнование.

Все участники делятся на 4 команды.Учителя английского языка – члены жюри. Представлены критерии оценки школы. Из звучащих текстов рекламных видео роликов каждая группа выбирает информацию по критериям о выбранной школе, приводя аргументы для принятия решения «Какую школу выбрать?». Проводится коллективное обсуждение предложенных вариантов. Принимается окончательное решение.

Why would you like to go abroad?

Методические заметки:

Технология «Мозговой штурм».

Учитель отмечает количество причин.

Interview the people returning from the English – speaking countries; ask any questions you would like to know about their staying, about customs and traditions of the country.

Методические заметки:

Методика «вопрос-ответ».

Учащиеся разворачивают стулья и сидят полукругом лицом к людям (учителям, побывавшим в стране). В форме интервью учащиеся добывают интересующую их информацию. Можно спросить тех, кто был в стране, но не знает английский.

Traveling about the country, you’d better know about the sightseeing of it.

Divide into 3 groups and choose the pictures concerning to the definite country and hang them on the information stand «The country in Brief». Then name the sightseeing. We’ll go on preparing for our future trip.

Методическиезаметки:

Методика «обсуждение вполголоса».

Проводится закрытая дискуссия о том, что является характерным для каждой страны. Составляется коллаж из иллюстраций. Потом идет краткая презентация по опорам.

Some of our students had a trip to England last year. I was an accompanying teacher. We visited the famous museum of Madam Tuessoud’s and we made a lot of photos. They made slide collection for you.

Let’s play the game:

“Do you know the hero?”

Look through CD. Choose the famous person and discuss their «ladder of success» in pairs.

Dear friends! I invite you to travel to the English - speaking countries to enlarge your knowledge, improve your English, get great pleasure!

Литература.

    1. Технология критического мышления «Лучшие страницы педагогической прессы» 2001г. №1
    2. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. СелевкоГ.К. Москва, НИИ школьных технологий, 2005г.
    3. Conversation Gambits. Real English Conversation Practices 2002
    4. Eric Keller and Sylvia T. Warner. Издательство «Титул» 2002.
    5. Reflections. John Dennis and Suzanne Griffin. Heinle and Heinle Publishers. USA
    6. Keep Talking. Friederike Klippel. Cambridge University Press 2002.
    7. The Stand by Book. Activities for the language classroom. Cambridge University Press 2003.
    8. Единый Государственный Экзамен 2008. Английский язык. «Интеллект-Центр» 2007.

Приложение 1.
Приложение 2.
Презентация.