Дети рисовали всегда. В раскопках древнего Новгорода были найдены берестяные грамоты с детскими рисунками, а на портрете итальянского художника Джованни Франческа Корто изображен мальчик, который держит в руке рисунок мужской фигуры, сделанный так, как рисуют современные дети. Складывается впечатление, что детское искусство не подвластно векам: взрослое искусство меняется, а детское остаётся все таким же. Многие черты рисунка сохраняются у человека на всю жизнь, однако даже если ребенка не учить рисовать, его рисунок с возрастом все же меняется, приобретает все большую сложность и правильность за счёт ума, жизненного опыта и более глубокого наблюдения жизни.
Следует заметить, что дети до 10-12 лет практически все любят рисовать, а в старшем возрасте число детей рисующих по собственному желанию резко сокращается.
Почему это происходит, и каковы причины я попыталась выяснить, обратившись к исследованиям специалистов и собственным наблюдениям в процессе работы с детьми.
1. Детский рисунок с точки зрения исследователей…
Детский рисунок - это посильное выражение ребёнком своих наблюдений и представлений об окружающих предметах и явлениях. Главная же особенность рисования, обеспечивающая ему популярность среди детей - его наглядность. В рисунке предмет выглядит так же, как в жизни, в то время как музыка в нотах, рассказ в книге зашифрованы в виде значков и символов, которые нужно заучивать. Однако и рисовать окружающие предметы маленький ребёнок не сразу начинает так, что их можно узнать.
В развитии детского рисунка специалисты различают два основных периода: доизобразительный (до 2,5-3 л.) и собственно изобразительный. Сначала дети наносят на бумагу беспорядочные линии и пятна- «каракули», которые покрывают весь лист. Но вскоре линии и пятна приобретают некоторый порядок, группируются в своеобразные образы. Ребёнок не может пока изобразить то, что видит и поэтому дополняет свою работу рассказом о том, что рисует, дает своим линиям названия - «мама», «собака», «дом». Через некоторое время линии уже напоминают, хотя и очень отдаленно, форму какого-то реального предмета. Начинается изобразительный период детского рисунка. Возникает вопрос, откуда же у детей берётся умение делать рисунок похожий на окружающие предметы. Высказывалась точка зрения, что способность рисовать узнаваемые предметы дана ребёнку от рождения, учить его этому не надо, как цыплёнка - клевать или утёнка - плавать, но вскоре была доказана ошибочность такого взгляда. Согласно другой теории, поскольку глаз ребёнка и взрослого устроен одинаково, то детям не хватает лишь техники владения карандашом и навыка движении руки, поэтому детей нужно как можно раньше учить по методу взрослых художников, оказалось же, что не только рисовать, но и направленно видеть человек учится постепенно. Некоторые исследователи считают, что главную роль играют самостоятельные наблюдения детей, например: ребёнок со временем обучается видеть округлую форму лица или яблока и рисует их как кружочек. Однако другие, убеждены, что ребенок учиться рисовать, подражая взрослым; взрослые рисуют вместе с ребёнком кружочек и говорят: «это яблоко», а в следующий раз уже сам ребёнок называет нарисованный кружочек яблоком.
Скорее всего, справедлива именно «подражательная» теория детского рисунка. Дети с раннего возраста окружены книгами, картинками, фотографиями, видят пишущих и
рисующих людей и постепенно привыкают понимать и «читать» плоские изображения предметов. Одновременно растет и знакомство детей с формой окружающих вещей.
Не сразу рука ребёнка овладевает скоординированными движениями при работе карандашом и кистью, так же как и правильно видеть и особенности формы, цвет, объем, дети тоже учатся с возрастом.
Помимо навыков наблюдения окружающих предметов и практических навыков понимания и выполнения графических изображений, в развитии детского рисунка участвует и третий источник - освоение опыта искусства, накопленного за многие тысячелетия.
Ещё в начале нашего века было установлено, что существует такой уровень владения рисунком, которого сравнительно легко и без особой помощи взрослых достигают все дети. Это уровень бытового наблюдения предметов и их рисование в положении (спереди или в профиль) Ведь каждый человек может сделать простые графические изображения предметов. Однако большинство детей не могут без помощи педагога, воспитателя перейти к более высокому уровню - пластическому изображению, передаче движения животных, перспективных изменений, светотени. Эти черты отсутствуют и у взрослых, не учившихся рисовать.
Овладение опытом искусства требует специальных познаний. Все знают, что для выразительной речи не достаточно только знать определённые слова, но и нужно уметь составлять из них предложения, делать нужные паузы и ударения. Так и в рисунке существуют свои «слова», «фразы», «ударения», нужные нам для обучения рисованию. Все мы пользуемся для этого опытом многих поколений, которые тысячелетия шлифовали и совершенствовали искусство говорить, писать, рисовать. Юным рисовальщикам должны помогать воспитатели в детском саду, педагоги в школе, в кружке, родители. И тогда дети овладеют искусством рисовать, научатся ценить предметы настоящего искусства, эстетически оценивать окружающую действительность и вносить в неё своё виденье красоты.
«Не всякий ребёнок может стать музыкантом, певцом, художником, артистом. Мы поэтому должны особо учить отдельно особо талантливых, особо одарённых детей, но что мы обязаны сделать по отношению ко всем детям - это сделать их грамотными в области восприятия в искусстве. Можно не уметь петь, играть или рисовать, но надо уметь понимать, слушать, видеть, воспринимать искусство созданное артистом, художником». /З.И. Лилина. Статья А. Толстоуховой «История развития художественного начального образования как предпосылка к размышлению». Журнал «Искусство в школе». №1 2007г./
2. Взрослые и дети.
Сейчас не возникает сомнения, что именно семья ответственна за воспитание ребёнка, именно родители дают первые знания умения и навыки жизни своим детям. Но и родителям необходима педагогическая помощь.
«Педагогический процесс должен стать более гибким, дифференцированным, свободным, гуманистическим. А отношения - взаимно-доверительными, с учётом приоритетов интересов ребёнка». /Г.Ф.Биктагирова. «Инновационные формы совместной деятельности с родителями». Журнал «Теория и практика дополнительного образования». №5 2007г./
У детей своё цветовое восприятие мира, и оно, как правило, расходится с миром взрослых. Только в детских работах мы видим розового слона, зелёного кота, И в тоже время только ребёнок может достоверно передать движение людей в танце, играх. У нас в школе занимаются дети от трёх лет, и чем младше ребенок, тем увереннее работает на бумаге, он всегда убеждён, что его работы настоящие «шедевры» и их нужно
обязательно выставить, чтобы все любовались. Пятна, линии, цвет - вот что малыш увлечённо, с удовольствием рисует, а попутно и рассказывает что изображает. Приглашаем родителей после каждого занятия для просмотра, чтобы и родители вместе с нами радовались красивым работам своих маленьких художников.
Родители по-разному относятся к детскому творчеству. Одни придирчиво выискивают черты будущего таланта, другие не придают значения детскому рисованию. Чем меньше ребёнок, тем чаще его работы хвалят, восторгаются ими, так же как и самим малышом, но стоит повзрослевшему ребёнку нарисовать «не так» и вот уже критика, насмешка. А ребёнок не понимает, а главное и не умеет как же нужно правильно, а вечно спешащие родители общаются с детьми с высоты своего роста. И хотят они того или нет, но малыш, поднимающий голову вверх и выслушивающий наставления папы и мамы, невольно чувствует, как он мал и беззащитен. Отсюда и неуверенность в работах детей школьного возраста. Дети, приходящие в студию в 7 и старше лет, уже чаще говорят: «Я не умею, не могу, не знаю как». Некоторые дети просто боятся приступать к выполнению задания: «а вдруг не так, а если не получиться». С такими детьми приходится много работать, убеждать, что все им по силам, и все они смогут. Обязательно на просмотрах хвалю всех детей, отмечаю удачные места в каждой работе. Провожу беседы с родителями, объясняю им, что ребёнку очень полезно рисовать так как, через рисунок он может выразить свои чувства, которые могут быть и не совсем нам, взрослым, понятны. Но, тем не менее, благожелательный интерес и уважение к его творчеству должен быть обеспечен в каждой семье.
Родителей таких детей сложнее привлечь к проводимым мероприятиям, они готовы лишь «поучаствовать» в качестве зрителей. Ребёнку же важно, чтобы родители были активно заинтересованы его творчеством, а посещение выставок, концертов было действительно совместным, радостным, доверительным семейным общением.
Вреден ребёнку и тщеславный ажиотаж, устраиваемый иногда взрослыми вокруг его творчества. Такой ребёнок убежден, что он уже всё умеет, может, его работы самые лучшие, а все замечания учителя это только «придирки». Здесь наталкиваешься: «не буду делать, я и так всё умею», и сколько требуется терпения в работе с таким ребенком, а самое главное, обучая его ещё нужно сохранить и поддержать интерес к творчеству. Такой ребёнок в семье окружён повышенным вниманием, его желания просьбы «закон», а если он ещё и способный или одарённый ребёнок, то вся жизнь взрослых просто подчинена ему. С одной стороны такие родители очень активно сотрудничают с педагогом, готовы помогать и всячески способствовать творческому развитию ребёнка. Но с другой стороны они редко готовы прислушиваться к педагогу, нередко предвзято, негативно реагируют на неудачи ребёнка, обвиняя в них педагога.
Творчество - вещь тонкая и очень хрупкая. И если родители неправильно выбрали стиль общения с ребёнком, то остановили развитие его уникальных способностей, у него отсутствует проявление индивидуальности, нет стремления к душевным и творческим открытиям, а истинные ценности подменены ложными.
Родители часто задают эталон детских рисунков, и дети если не получается соответствовать этому эталону, вскоре перестают рисовать.
Возникает вопрос. Какими же должны быть взаимоотношения ребёнка и взрослого, чтобы ребенок научился общаться, думать, учиться, трудиться, любить? Здесь большая ответственность ложится на педагога. От его профессионального мастерства и творческого подхода в отношениях с родителями и детьми зависит, будет ли создана благоприятная обстановка для занятий ребёнком творчеством.
По-настоящему настоящему талант может раскрыться, только если создана благоприятная основа- это чистота сердца, красота души и безграничная, бескорыстная любовь.
Сейчас очень много выпускается педагогической литературы, в которой даётся множество рекомендаций и советов по проблеме взаимоотношений между детьми и взрослыми. Каждый педагог, основываясь на свой опыт и интуицию, может выбрать для себя наиболее приемлемые варианты.
Для своей работы я выбрала такие воспитательные установки, которые, на мой взгляд, помогают мне в работе с родителями и детьми.
- Все дети талантливы. Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделён огромным потенциалом.
- Дети должны удивляться и восхищаться. Так как эти способности человека содержат активное, творческое, познавательное отношение к миру.
- Детям нужна благоприятная психологическая обстановка для творчества. Терпение, доброжелательность, сочувствие, ненавязчивость, поддержка- это атмосфера, благоприятствующая проявлению творческих способностей детей.
- Не нарушай границы личности ребёнка. Чрезмерная опека и навязанная помощь может заглушить творчество.
- Учить ребёнка думать. Думающий человек стремиться познавать мир, учиться выбирать для себя знания нужные и полезные.
- Научить ребёнка - смотреть, чтобы видеть красоту окружающего мира, слушать, чтобы услышать других, говорить, чтобы услышали, быть самим собой, уважать каждого человека и его труд.
«Творчество приносит ребёнку душевное равновесие, радость, раскрывает способность ребёнка к учению, к умению думать, искать и находить оптимальные решения во всех случаях жизни. Но если мы лишены творческого подхода к жизни, желания наблюдать, изучать и понимать, то усилия, которые приходится нам прилагать в связи с новым, утомляют и раздражают. Педагог, воспитывающий в ребёнке созидательную личность, должен быть таким и сам. Ведь воспитать вкус к творчеству нельзя. Если самому не жить творчески». /Тамара Ерегина. Журнал «Детское творчество». № 2. 2008г./
Желаю Вам творческих успехов.