Цель: Познакомить с некоторыми породами собак.
Задачи:
- Воспитывать любовь к животным, ответственность за них.
- Формировать навык работы учащихся в группах.
- Развитие и обогащение речи учащихся; творческого воображения.
- Развитие внимания, памяти, чувства товарищества, взаимопомощи.
Оформление:
- Разрезные картинки.
- Рисунки пород собак.
- Пословицы.
- Словари.
- Песня "Человек собаке друг".
- Цветные карандаши, ручки.
1. Организационный момент
Сегодня у нас в классе гости. Повернитесь к гостям и подарите им улыбки. Поглядите друг на друга и улыбнитесь. Садитесь.
Сегодня у нас - праздник первого научного открытия. Чтобы узнать тему нашего урока, вы выполните следующее задание: разделитесь на две группы, садитесь за столики, каждой группе надо собрать картинку.
- Что у вас получилось? (ответы детей)
2. Изучение нового материала.
Тема нашего праздника: "Домашние питомцы"
- Может вы сможете назвать какой породы собак, изображенных на ваших картинках? ( ответы детей)
Обобщение учителя.
Пород овчарок много. Это восточно- европейские, шотладские(колли), кавказские, южно- русские.
Всё это сильные, крупные собаки. Восточно- евро-
пейские овчарки - отличные служебные собаки. Они несут службу на границе, в уголовном розыске. Шотландские, южно- русские и кавказские овчарки охраняют стада.
- Как вы думаете, а какой породы собака у другой группы? (ответы детей)
Рассказ учителя.
Это "тайган" из породы борзых. Для них характерна прежде всего скорость, которую они развивают при охоте. По степи и пустыне они гоняются за антилопами и газелями со скоростью ветра. Во время охоты полагаются больше на свои глаза, чем на нос. У "тайгана", в отличие от других пород борзых ,хорошо развит нюх.
О следующей породе собак вам расскажет Ваня Губин.
Сообщение ученика.
Сербернары- спасатели. Несколько сотен лет назад близь
трудного и опасного перевала "Сен- Бернар" в Альпах стоял монастырь. Там и вывели эту породу собак. После метели или просто к ночи собак выпускают за ворота. На спине у каждой из них были привязаны одеяло, пакет с едой. Собака пробегала десятки километров, разыскивая засыпанных снегом путников.
- Как вы думаете, кто был предком собаки? (ответы детей)
Рассказ учителя.
Предком собаки был волк. Человек приручил волка 12000 лет назад. Получается, что собака самое древнее
домашнее животное.
- В каком мультфильме можно увидеть первобытного человека с прирученным волком? (ледниковый период)
Так долго общаясь с собаками, люди составили пословицы о собаках.
3. Работа с пословицами.
Разделитесь на две группы и составьте на доске пословицы, объясните, как вы их понимаете.
1. Собака лает, ветер носит.
Объяснение детей и учителя.
Когда собака лает, её далеко слышно. Лай уносится ветром. Говорят так, когда хотят выразить пренебрежение к слухам, сплетням.
2. Маленькая собачка до старости щенок.
Объяснение детей и учителя.
Человек маленького роста часто кажется моложе своих лет, не производит солидного впечатления.
4. Самостоятельная работа в группах.
Разделитесь на две группы. Первая группа работает с этимологическим словарём, другая с орфографическим.
Работа по орфографическому словарю.
Слово собака.
- Раздели слово на слоги.
- Поставь ударение.
- Определи количество букв и звуков.
- Сколько в слове гласных?
- Сколько согласных?
- Определи количество звонких и глухих согласных звуков.
- Поставь слово во множественном числе..
Работа по этимологическому словарю.
- Как во времена Владимира Киевского называли собаку?
- Из какого языка пришло слово собака?
- Сколько пород собак существует?
- Выпишите названия пород.
Я вам даю на выполнение этого задания 5 минут.
Проверяем вашу самостоятельную работу. От каждой группы выступит один ученик.
5. Физминутка.
- Повернитесь туда, где нарисована собака, которая снималась в фильме " Бетховен"
- Повернитесь туда, где нарисована собака, которая снималась в фильме " Лесси"
- Повернитесь туда, где нарисована собака породы тайган.
- Повернитесь туда, где нарисована собака породы далматинец. Садитесь.
6. Беседа о породе далматинец.
- В каком мультфильме вы видели далматинца? (101 далматинец)
- Что он любит делать? (бегать)
- Можно ли его использовать в охоте? (это охотничья порода)
Однако в наше время она не нашла признания у охотников. Они называют её "ярким фонарём леса"
- Как вы думаете, почему?
- Представьте далматинца в лесу.
- Можно ли его заметить с большого расстояния? (он хорошо заметен с большого расстояния)
Благодаря этому в некоторых странах его используют в качестве повадыря для слепых людей.
7. Наблюдения детей .
Вы дома наблюдали за своими питомцами. Расскажите о нём.
- Как он выглядит?
- Что любит?
На основании своих наблюдений напишите мини- сочинение " Мой домашний питомец"
8. Мини-сочинение. Перед вами карточки. Вам нужно описать своего питомца.
Мой домашний питомец.
У меня дома живёт собака по кличке . Он очень красивый. У него шерсть, мордочка, ушки , лапки,
Хвостик у него . Он очень забавный. Я люблю играть с ним в
Он любит .
Слова для справок: (шерсть) гладкая, волнистая, короткая, длинная,
(мордочка) Узкая, хитрая, умная.
(ущки) Стоят торчком, пока лежат.
(лапки) Большие, маленькие, как подушечки.
(хвостик) колечком, большой и пушистый , как у лисы.
В прятки, в догонялки, гулять.
Играть с шариком, грызть косточки, прятать туфли , играть с другими собаками:::
Самостоятельная работа уч-ся.
- Какой рассказ у вас получился?
Выступление детей.(1-2 уч.)
9. Слушание песни " Человек собаке друг"
Беседа по содержанию песни.
- О чём эта песня?
- Какая главная мысль этой песни?
- Что мы должны делать, чтобы быть другом собаке?
(ответы детей)
Обобщение учителя.
Действительно, мы ответственны за тех, кого мы приручили.
10. Итог урока.
- О чём мы с вами говорили на уроке?
- Кто был предком собаки?
- Сколько пород собак существует в мире?
- С какими породами мы познакомились?
11.Оценки.
Вы хорошо работали на уроке. Молодцы. Всем ставлю пять.
12.Домашнее задание.
Написать реферат о растениях и животных, занесённых в Красную книгу.
13.Рефлексия.
- Давайте вспомним, что мы с вами делали на уроке?
- Собирали картинку.
- Составляли пословицы.
- Работали со словарями.
- Писали мини-сочинение.
- Слушали песню.
Перед вами карточки. Закрасьте тот кружок, который соответствует тому этапу урока, который вам понравился.
Действительно, мы ответственны за тех, кого мы приручили.
10. Итог урока.
О чём мы с вами говорили на уроке?
Кто был предком собаки?
Сколько пород собак существует в мире?
С какими породами мы познакомились?
11. Оценки.
Вы хорошо работали на уроке. Молодцы. Всем ставлю пять.
12. Домашнее задание.
Написать реферат о растениях и животных, занесённых в Красную книгу.
13. Рефлексия.
- Давайте вспомним, что мы с вами делали на уроке?
- Собирали картинку.
- Составляли пословицы.
- Работали со словарями.
- Писали мини-сочинение.
- Слушали песню.
Перед вами карточки. Закрасьте тот кружок, который соответствует тому этапу урока, который вам понравился.