Урок окружающего мира "Домашние питомцы". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: Познакомить с некоторыми породами собак.

Задачи:

  1. Воспитывать любовь к животным, ответственность за них.
  2. Формировать навык работы учащихся в группах.
  3. Развитие и обогащение речи учащихся; творческого воображения.
  4. Развитие внимания, памяти, чувства товарищества, взаимопомощи.

Оформление:

  1. Разрезные картинки.
  2. Рисунки пород собак.
  3. Пословицы.
  4. Словари.
  5. Песня "Человек собаке друг".
  6. Цветные карандаши, ручки.

1. Организационный момент

Сегодня у нас в классе гости. Повернитесь к гостям и подарите им улыбки. Поглядите друг на друга и улыбнитесь. Садитесь.

Сегодня у нас - праздник первого научного открытия. Чтобы узнать тему нашего урока, вы выполните следующее задание: разделитесь на две группы, садитесь за столики, каждой группе надо собрать картинку.

- Что у вас получилось? (ответы детей)

2. Изучение нового материала.

Тема нашего праздника: "Домашние питомцы"

- Может вы сможете назвать какой породы собак, изображенных на ваших картинках? ( ответы детей)

Обобщение учителя.

Пород овчарок много. Это восточно- европейские, шотладские(колли), кавказские, южно- русские.

Всё это сильные, крупные собаки. Восточно- евро-

пейские овчарки - отличные служебные собаки. Они несут службу на границе, в уголовном розыске. Шотландские, южно- русские и кавказские овчарки охраняют стада.

- Как вы думаете, а какой породы собака у другой группы? (ответы детей)

Рассказ учителя.

Это "тайган" из породы борзых. Для них характерна прежде всего скорость, которую они развивают при охоте. По степи и пустыне они гоняются за антилопами и газелями со скоростью ветра. Во время охоты полагаются больше на свои глаза, чем на нос. У "тайгана", в отличие от других пород борзых ,хорошо развит нюх.

О следующей породе собак вам расскажет Ваня Губин.

Сообщение ученика.

Сербернары- спасатели. Несколько сотен лет назад близь

трудного и опасного перевала "Сен- Бернар" в Альпах стоял монастырь. Там и вывели эту породу собак. После метели или просто к ночи собак выпускают за ворота. На спине у каждой из них были привязаны одеяло, пакет с едой. Собака пробегала десятки километров, разыскивая засыпанных снегом путников.

- Как вы думаете, кто был предком собаки? (ответы детей)

Рассказ учителя.

Предком собаки был волк. Человек приручил волка 12000 лет назад. Получается, что собака самое древнее

домашнее животное.

- В каком мультфильме можно увидеть первобытного человека с прирученным волком? (ледниковый период)

Так долго общаясь с собаками, люди составили пословицы о собаках.

3. Работа с пословицами.

Разделитесь на две группы и составьте на доске пословицы, объясните, как вы их понимаете.

1. Собака лает, ветер носит.

Объяснение детей и учителя.

Когда собака лает, её далеко слышно. Лай уносится ветром. Говорят так, когда хотят выразить пренебрежение к слухам, сплетням.

2. Маленькая собачка до старости щенок.

Объяснение детей и учителя.

Человек маленького роста часто кажется моложе своих лет, не производит солидного впечатления.

4. Самостоятельная работа в группах.

Разделитесь на две группы. Первая группа работает с этимологическим словарём, другая с орфографическим.

Работа по орфографическому словарю.

Слово собака.

  1. Раздели слово на слоги.
  2. Поставь ударение.
  3. Определи количество букв и звуков.
  4. Сколько в слове гласных?
  5. Сколько согласных?
  6. Определи количество звонких и глухих согласных звуков.
  7. Поставь слово во множественном числе..

Работа по этимологическому словарю.

  1. Как во времена Владимира Киевского называли собаку?
  2. Из какого языка пришло слово собака?
  3. Сколько пород собак существует?
  4. Выпишите названия пород.

Я вам даю на выполнение этого задания 5 минут.

Проверяем вашу самостоятельную работу. От каждой группы выступит один ученик.

5. Физминутка.

- Повернитесь туда, где нарисована собака, которая снималась в фильме " Бетховен"

- Повернитесь туда, где нарисована собака, которая снималась в фильме " Лесси"

- Повернитесь туда, где нарисована собака породы тайган.

- Повернитесь туда, где нарисована собака породы далматинец. Садитесь.

6. Беседа о породе далматинец.

- В каком мультфильме вы видели далматинца? (101 далматинец)

- Что он любит делать? (бегать)

- Можно ли его использовать в охоте? (это охотничья порода)

Однако в наше время она не нашла признания у охотников. Они называют её "ярким фонарём леса"

- Как вы думаете, почему?

- Представьте далматинца в лесу.

- Можно ли его заметить с большого расстояния? (он хорошо заметен с большого расстояния)

Благодаря этому в некоторых странах его используют в качестве повадыря для слепых людей.

7. Наблюдения детей .

Вы дома наблюдали за своими питомцами. Расскажите о нём.

- Как он выглядит?

- Что любит?

На основании своих наблюдений напишите мини- сочинение " Мой домашний питомец"

8. Мини-сочинение. Перед вами карточки. Вам нужно описать своего питомца.

Мой домашний питомец.

У меня дома живёт собака по кличке . Он очень красивый. У него шерсть, мордочка, ушки , лапки,

Хвостик у него . Он очень забавный. Я люблю играть с ним в

Он любит .

Слова для справок: (шерсть) гладкая, волнистая, короткая, длинная,

(мордочка) Узкая, хитрая, умная.

(ущки) Стоят торчком, пока лежат.

(лапки) Большие, маленькие, как подушечки.

(хвостик) колечком, большой и пушистый , как у лисы.

В прятки, в догонялки, гулять.

Играть с шариком, грызть косточки, прятать туфли , играть с другими собаками:::

Самостоятельная работа уч-ся.

- Какой рассказ у вас получился?

Выступление детей.(1-2 уч.)

9. Слушание песни " Человек собаке друг"

Беседа по содержанию песни.

- О чём эта песня?

- Какая главная мысль этой песни?

- Что мы должны делать, чтобы быть другом собаке?

(ответы детей)

Обобщение учителя.

Действительно, мы ответственны за тех, кого мы приручили.

10. Итог урока.

- О чём мы с вами говорили на уроке?

- Кто был предком собаки?

- Сколько пород собак существует в мире?

- С какими породами мы познакомились?

11.Оценки.

Вы хорошо работали на уроке. Молодцы. Всем ставлю пять.

12.Домашнее задание.

Написать реферат о растениях и животных, занесённых в Красную книгу.

13.Рефлексия.

- Давайте вспомним, что мы с вами делали на уроке?

  1. Собирали картинку.
  2. Составляли пословицы.
  3. Работали со словарями.
  4. Писали мини-сочинение.
  5. Слушали песню.

Перед вами карточки. Закрасьте тот кружок, который соответствует тому этапу урока, который вам понравился.

Действительно, мы ответственны за тех, кого мы приручили.

10. Итог урока.

О чём мы с вами говорили на уроке?

Кто был предком собаки?

Сколько пород собак существует в мире?

С какими породами мы познакомились?

11. Оценки.

Вы хорошо работали на уроке. Молодцы. Всем ставлю пять.

12. Домашнее задание.

Написать реферат о растениях и животных, занесённых в Красную книгу.

13. Рефлексия.

- Давайте вспомним, что мы с вами делали на уроке?

  1. Собирали картинку.
  2. Составляли пословицы.
  3. Работали со словарями.
  4. Писали мини-сочинение.
  5. Слушали песню.

Перед вами карточки. Закрасьте тот кружок, который соответствует тому этапу урока, который вам понравился.